Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.




Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности

.

Структура, виды и уровни государственной службы

Система гос. службы включает в себя следующие виды государственной службы:

Государственная гражданская служба

Военная служба

Служба иных видов

Государственная гражданская служба - вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственная гражданская служба РФ подразделяется на:

 

Федеральную государственную гражданскую службу

Государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

 

Служба иных видов

В законодательстве Российской Федерации нет определения понятия «правоохранительный орган», то есть не определены критерии и признаки, которым он должен соответствовать. Также не поименованы государственные органы, которые являются правоохранительными.

В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон № 58-ФЗ, направленные на решение указанных выше проблем. Необходимо отметить, что законопроектом учитывался зарубежный опыт, который идет не столько по пути принятия общих законов, сколько по пути создания актов по каждому виду правоохранительной службы.

Государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 58-ФЗ).

Перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов утверждаются Президентом Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Федерального закона № 58-ФЗ). Пока такой перечень не составлен.

Предполагается, что в такой перечень войдут должности в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина

 

уровни федеральный региональный

4 Правовые основы государственной службы
Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации[1]. Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.[2] Преобразования, происходящие в системе российского права, во многом связаны с осуществляемыми в нашей стране судебной, правовой и административной реформами. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи государственной службы и гражданского общества, а также общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства [3]. С одной стороны, административная реформа воздействует на систему административного права. Уже сейчас утверждают, что принятие в 2003 году ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" явилось результатом проводимой в стране административной реформы. Следующим шагом в развитии института государственной службы стало принятие Государственной Думой Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Этот Закон называют "трудовым кодексом" для чиновника или ГОСТом службы [4]. В плане законотворческой деятельности находятся и другие законы (например, "О государственной службе казачества" [5]). С другой стороны, административное право может само воздействовать на характер и содержание административной реформы. Создатели концепции административной реформы, с нашей точки зрения, в меньшей степени согласовывали ее направления и этапы проведения с потребностями развития административного права. Административная реформа изменяет черты, содержание, а иногда и сами принципы соответствующих административно-правовых институтов[6]. В литературе новые законы о государственной службе получили неоднозначную оценку: наряду с утверждениями о том, что они заложили, в целом, твердые правовые основы построения и практической деятельности самой двигательной силы в государственном механизме, можно встретить и достаточно отрицательные оценки нововведений. Например, президент фонда "ИНДЕМ" Г. Сатаров оценивает ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на "три с минусом" и приводит соответствующие обоснования[7]. Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы Российской Федерации также составляет ряд подзаконных нормативных актов: 1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609. 2. Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 года N 159. 3. Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110. 4. Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N

5 Организация и функционирование государственной службы Российской Федерации.

 

6 Должности государственной службы

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности федеральной государственной службы иных видов.

3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

 

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

 

См. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574

перечни типовых воинских должностей;

 

перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов.

 

2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

 

3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 

это для примера

 

Наименование должности │Регистрационный│

│ │ номер (код) │

├───────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┤

Раздел 1

├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

Перечень должностей в Администрации Президента Российской Федерации

├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

1. Должности категории "руководители"

├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Высшая группа должностей │

├───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┤

│Руководитель Администрации Президента Российской│ 01-1-1-001 │

│Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Первый заместитель Руководителя Администрации │ 01-1-1-001* │

│Президента Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель Руководителя Администрации Президента│ 01-1-1-002 │

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель Руководителя Администрации Президента │ 01-1-1-002* │

│Российской Федерации - пресс-секретарь Президента │ │

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Помощник Президента Российской Федерации*(1) │ 01-1-1-003 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Помощник Президента Российской Федерации - начальник│ 01-1-1-004 │

│управления Президента Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Руководитель протокола Президента Российской Федерации │ 01-1-1-005 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Пресс-секретарь Президента Российской Федерации │ 01-1-1-006 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Полномочный представитель Президента Российской │ 01-1-1-007 │

│Федерации в федеральном округе │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Полномочный представитель Президента Российской │ 01-1-1-008 │

│Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания │ │

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Полномочный представитель Президента Российской │ 01-1-1-009 │

│Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания │ │

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Полномочный представитель Президента Российской │ 01-1-1-010 │

│Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по│ 01-1-1-010** │

│правам ребенка │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности│ 01-1-1-010***│

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Руководитель Канцелярии Президента Российской Федерации│ 01-1-1-011 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Начальник Референтуры Президента Российской Федерации │ 01-1-1-012 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Начальник управления Президента Российской Федерации │ 01-1-1-013 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Руководитель Секретариата Руководителя Администрации │ 01-1-1-014 │

│Президента Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской │ 01-1-1-015 │

│Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель полномочного представителя Президента │ 01-1-1-016 │

│Российской Федерации в федеральном округе │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель начальника управления Президента Российской│ 01-1-1-019 │

│Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель начальника Референтуры Президента │ 01-1-1-0191 │

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель руководителя Канцелярии Президента│ 01-1-1-019** │

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель начальника управления Президента │ 01-1-1-019***│

│Российской Федерации - начальник департамента │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель руководителя Секретариата Руководителя │ 01-1-1-020 │

│Администрации Президента Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель руководителя протокола Президента │ 01-1-1-021 │

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Заместитель пресс-секретаря Президента Российской │ 01-1-1-022 │

│Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Руководитель аппарата первого заместителя Руководителя │ 01-1-1-022* │

│Администрации Президента Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Руководитель аппарата заместителя Руководителя │ 01-1-1-022** │

│Администрации Президента Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Руководитель аппарата заместителя Руководителя │ 01-1-1-022*** │

│Администрации Президента Российской Федерации - │ │

│пресс-секретаря Президента Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┤

2. Должности категории "помощники (советники)"

├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Высшая группа должностей │

├───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┤

│Помощник Президента Российской Федерации │ 01-2-1-024 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Советник Президента Российской Федерации │ 01-2-1-025 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Специальный представитель Президента Российской │ 01-2-1-025(1) │

│Федерации по вопросам природоохранной деятельности, │ │

│экологии и транспорта │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Специальный представитель Президента Российской │ 01-2-1-025(2) │

│Федерации по развитию торгово-экономических отношений с│ │

│Украиной │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Старший референт Президента Российской Федерации │ 01-2-1-026 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Референт Президента Российской Федерации │ 01-2-1-027 │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской │ 01-2-1-028 │

│Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Помощник полномочного представителя Президента │ 01-2-1-029 │

│Российской Федерации в федеральном округе │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Помощник Руководителя Администрации Президента │ 01-2-1-030 │

│Российской Федерации │ │

├───────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┤

3. Должности категории "специалисты"

├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Высшая группа должностей │

├───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┤

│Референт: Канцелярии Президента Российской Федерации, │ 01-3-1-031 │

│Референтуры Президента Российской Федерации, │ │

│Секретариата Руководителя Администрации Президента │ │

│Российской Федерации, аппарата Совета Безопасности │ │

│Российской Федерации, управления Президента Российской │ │

│Федерации │ │

 

7. Поступление на государственную гражданскую службу

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: