Факторы, влияющие на электоральное поведение граждан РФ




 

В начале 90-х годов Российская Федерация перешла к построению рыночных отношений и демократического режима. За этот период были проведены семь парламентских и шесть президентских выборов, заложены основные принципы многопартийности и сформированы ключевые правила борьбы за политическую власть.

Политический уровень культуры России отличается от других государств Европы. Причины этому связаны с историей нашей страны, как наследницы советской системы, ее политическими традициями, уровнем экономического состояния, географии.

Сложившаяся политическая ситуация – это важная стадия развития демократической системы, через которую проходят все страны.

Граждане нашей страны определяют путь дальнейшего развития государства через различные виды политического участия. Один из них – это государственные и муниципальные выборы. На политическую активность граждан оказывают влияние различные факторы, которые формируют электоральные предпочтения гражданина. Рассмотрим эти факторы поподробнее:

1. Уровень выборов и их совмещение

Электорат более серьезно относится к выборам федерального масштаба. Явка существенно выше на региональные или местные выборы при их совмещении с федеральными избирательными кампаниями. Обратная ситуация складывается, когда они проводятся отдельно[13].

2. Экономика

Уровень экономического развития региона – фактор, существенно влияющий на активность избирателей.

Избиратели в своей основной массе расположены поддерживать власть. Чем лучше экономическая ситуация в стране, тем поддержка граждан действующей власти больше.

Но если экономическое положение в стране нестабильно, то на выборах большее число голосов получают левые и левоцентристские силы. Так как избиратель исходит из того, что именно действующая власть в ответе за сложившуюся экономическую ситуацию.

Экономический фактор – это один из наиболее влияющих факторов на электоральное поведение в России. Экономические перемены, которые привели к переменам в социальной структуре, повлияли на характер электорального поведения граждан[14].

3. СМИ

Политика в наше время становится более медийной, благодаря телевидению интернету. Огромную значимость в избирательных кампаниях последних лет играют средства массовой информации. Практика российских избирательных кампаний доказывает, что СМИ стимулируют электоральное поведение и наиболее действенными методами воздействуют на избирателей.

Необходимость в данных из средств массовой информации в избирательный период зачастую увеличивается. Перед выборами существенная часть граждан стремиться сделать свой выбор. Сведения из СМИ для них являются важным условием в формировании избирательских предпочтений. СМИ считаются для многих избирателей важным инструментом снижения потерь по сбору информации в период избирательной кампании. В этом заключается информационная задача средств массовой информации.

Организационная задача состоит в привлечение граждан к участию в избирательном процессе (предвыборная агитация)[15].

4. Политическая ситуация

Во-первых, государственные и муниципальные органы потеряли доверие граждан, отношение к электоральному процессу тоже изменилось в отрицательную сторону. Население не верит, что действительно способно поменять что-либо в политической сфере. А политическая коррупция усугубляет положение дел.

Во-вторых, политическая грамотность российского гражданского общества находится на низком уровне. Население не понимает механизмов осуществления своих интересов через действующую власть, всех способов воздействия на политический процесс, не контролирует исполнение общественных решений.

В-третьих, под воздействием агрессивных предвыборных дебатов у избирателей формируется негативное восприятие выборов. Сравнивая текущую ситуацию и предвыборные обещания, электорат часто приходит к выводу о бесперспективности поддержки той или иной кандидатуры и, в конечном счёте, не принимает участие в выборах[16].

5. Частота выборов

Выборы превратились в непрерывный процесс. Одна избирательная кампания сменяет другую. Бесконечная последовательность выборов разных уровней основательно утомила жителей России и привела к уменьшению их явки на избирательные участки.

6. Менталитет

Можно выделить две группы мотивов отказа граждан от участия в выборах: бесполезность участия (известность победителя, положительная оценка ситуации в муниципальном образовании) и личные мотивы (желание провести погожий день с друзьями/семьей, дела). Отсутствие интриги существенно скорректировали явку и повлияли на результат.

Неучастие в выборах связано и с отсутствием достойных претендентов и доверия к ним. Общество не идет голосовать, полагая, что от их голоса ничего не зависит, а результат выборов предопределён.

Ответственный политический выбор подразумевает наличие адекватных представлений о ключевых принципах функционирования государства, его институтах, о компетенции избираемых властных органов, понимание законов, регламентирующих избирательный процесс. У избирателя на основании данных познаний складывается положительная позиция по отношению к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны и региона.

Население России в довольной степени интересуется политикой. Для менталитета и поведения россиян присуща тенденция осознания собственных интересов и реализация их через институты гражданского общества.

Можно отметить возросшее значение собственного экономического положения избирателя на момент голосования, ведь электоральное решение избирателя зависит от того, на сколько ухудшилось или улучшилось его экономическое положение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: