Педагогические условия обучения импровизации




Известно, что человек обладает природными способностями к творчеству как привнесению нового, обнаружению способов выражения и т.д. Именно здесь психология и педагогика творчества ставят задачу активизации творческих механизмов, поиска средств вовлечения в творческий процесс, в том числе, в период школьного обучения, когда активному овладению учебным материалом необходимо отдавать большее предпочтение, чем пассивному его изучению. Одним из таким активных способов является импровизация.

Импровизацию определяют как особый вид художественного творчества, встречающийся в ряде искусств, будь то поэзия, музыка, хореография, театр, ораторство и другие, при котором создание произведения происходит непосредственно во время его исполнения. В музыке же, импровизация это «искусство мыслить и исполнять музыку одновременно».

Самым главным исследователем импровизации был американский музыковед Эрнст Феранд (1887-1972) опу бликовавший в 1938 году работу «Импровизация в музыке». На основе его работ написаны многие работы исследователей в данной области.

Однако, не смотря на спонтанность природы импровизации, этому виду искусства можно и нужно обучать. При всем том, что современные импровизаторы стремятся освободиться от тех или иных ограничений, нельзя сказать, что импровизация свободна. В связи с этим, подчеркивается ряд факторов, влияющих на импровизацию, определенных условий для занятия импровизацией и принципов обучения импровизации.

Факторы, влияющие на импровизацию:

ü личностный фактор: в нем можно выделить:

· индивидуальные особенности личности

· образование

· кругозор

· степень технической подготовленности

· воспитание

· психофизика

ü технический фактор: включающий в себя:

· возможности инструмента

· специфические особенности инструмента

ü ситуативный фактор:

· акустические свойства помещения

· состав и настрой публики

· различного рода случайности

ü фактор взаимодействия, который проявляется в коллективной игре и являющийся результатом пересечения инициатив каждого участника ансамбля.

Основные условия обучения импровизации:

Большинство исследователей особо подчеркивают, огромное место в формировании навыков импровизации теоретических дисциплин. Так же существуют определенные условия для занятий импровизацией:

· Высокая степень природной музыкальной одаренности:

ü память, чувство ритма

ü ладогармонический слух

ü эмоциональная отзывчивость

ü сукцессивное мышление (Сукцессивный способ — это последовательное восприятие информации, шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье. Такое восприятие растянуто во времени. Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире.)

ü симультанность восприятия музыки (Симультанный способ — это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом.

· Теоретические знания и практические навыки:

ü усвоение начального курса джазовой гармонии,

ü умение определять форму произведения,

ü владение голосоведением,

ü особенности музыкального инструмента:

§ настройка

§ объем

§ регистр

§ аппликатура

§ основные штрихи

§ диапазон

§ основные технические возможности

ü навыки чтения с листа

· Наличие творческой фантазии

Основные принципы обучения импровизации:

Большинство музыковедов, первым из важнейших принципов обучения выделяют то, что «работа с учащимися должна основываться на принципе постепенности и последовательности в овладении умениями и навыками импровизации».

Второй важный принцип заключается в аналитической работе со звукозаписями, тем самым изучая эталоны образцов импровизации.

При обучении импровизации, педагогу необходимо учитывать все индивидуальные особенности учащегося. Исходя из этого, следует, что не может быть универсального метода обучения, так как очень важен индивидуальный подход к творческой индивидуальности каждого студента-импровизатора. Методика преподавания может меняться в зависимости от уровня подготовки, степени одаренности и развитости каждого студента. В зависимости от предрасположенностей, педагог определяет направления и объем работы с каждым студентом. Это поможет избежать типичных ошибок при обучении:

· отсутствие фантазии при хорошей технике и выученных стандартах;

· невозможность реализовать свои идеи из-за слабой исполнительской подготовки.

Уроки импровизации проводятся в основном индивидуально, но по возможности можно собирать в ансамбль по 2-5 человек, и для лучшего результата можно чередовать.

Методика обучения импровизации, так же как в других сферах, построена на принципе «от простого к сложному». Начиная от импровизации на одной ноте, с учетом всех параметров данной ноты, заканчивая использованием посторонних предметов для импровизации; от использования диатонических трезвучий до объемных альтерированных восьмизвучных аккордов; от элементарных ритмических рисунков до сложных ритмических пассажей; от игры одним пальцем до использования всех пальцев.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на самостоятельность импровизации как вида искусства, благодаря обучению навыков импровизации, ученики начинают легче ориентироваться на инструменте, появляется исполнительская свобода учащихся, что в дальнейшем поможет без «боязни инструмента» пользоваться им.

Литература:

1. Столяр Р.С. Современная импровизация: практический курс для фортепиано: учебное пособие

2. Сапонов М.А. Искусство импровизации

3. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации

4. Бриль И.М. Практический курс джазовой импровизации: для фортепиано: учебное пособие

5. Овчаров И.В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий

__________________________________________________________________

ü музицирование в отличие от импровизации не концертного исполнения, а домашнего;

ü во время музицирования в основном используются готовые произведения, а не происходит процесс импровизации;

ü музицирование является средством гармоничного развития ребенка, тогда как импровизация считается высшим уровнем исполнительского мастерства;

ü музицирование не подразумевает профессионального обучения в данной сфере, являясь одним из приемов художественного воспитания.

Из вышесказанного мы понимает, что импровизация по средствам, значимости и уровню профессионализма исполнителя стоит выше музицирования.

С. Мальцев выдвигает развернутую и более подробную классификацию. Однако данная классификация распространяется только на европейскую музыкальную культуру:

1. Средство: вокал и инструментальная импровизация. Импровизация часто являлось частью ритуального действа, и была в единстве с поэтической и танцевальной импровизацией. Исходя из выразительных средств исполнения, С. Мальцев выделяет импровизации:

ü музыка выступает частью общего действа:

· на неизменный текст

· одновременная импровизация текста и музыки

ü чисто музыкальная импровизация:

· вокальная

· инструментальная

· вокально - инструментальная

2. Состав: сольная и ансамблевая. Развитие импровизации показывает, что импровизация тяготила к ансамблевому исполнению, опорой которой являлась «диалогическая формула» вопрос – ответ. В сольной импровизации диалогичность остается, только она становится внутренней. Мальцев это называет «диалогичность монолога».

ü ансамблевая:

· импровизируют все участники

· импровизирует один или несколько участников

ü сольная

3. Горизонтальный и вертикальный принцип.

ü ритмическая

ü звуковысотно – ритмическая:

· монодическая

· гетерофоническая

· полифоническая

· гомофонно – гармоническая

4. Техника: мелодическое украшение и присоединение голосов.

ü орнаментальное варьирование

ü ритмическое варьирование

ü присоединение самостоятельных голосов в ансамбле:

· мелодия и органный пункт

· параллельное движение двух и более голосов и свободный голос

· подголосочная полифония

· имитационная полифония

· аккордовая фактура и мелодия

ü фактурное варьирование соло на многоголосном инструменте

ü гармоническое варьирование

ü ладовая импровизация

ü ладогармоническая импровизация

5. Масштаб: абсолютная и относительная, тотальная и частичная.

6. Форма: свободная и связанная. Исходя из того, что импровизация не всегда является полностью свободной, так как у импровизатора есть некие модели, заученные элементы, которыми он пользуется в процессе творения, С. Мальцев согласно концепции Х. Римана – Х. Эггебрехта выделяет несколько видов импровизации по степени зависимости от модели:

ü связанная (строгая) – тесная зависимость свободного потока музыки от модели.

ü относительно связанная – менее тесная зависимость и большая доля свободы.

ü свободная – отсутствие связи сводного потока музыки с моделью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: