Международно-правовой статус СНГ как региональной организации




Декабря 1991 г.

«Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование».

Декабря 1991 г.

Алма-Ата, главы 11 (из 15) бывших республик СССР подписали Декларацию и Протокол к Соглашению о создании СНГ, принятому 8 декабря 1991 г.

«Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».

Учредительные документы Содружества:

1. Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г.

2. Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 г.

3. Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.

Структура органов СНГ:

1. Совет глав государств;

2. Совет глав правительств;

3. Межпарламентская Ассамблея;

4. Совет министров иностранных дел;

5. Исполнительный комитет;

6. Совет министров обороны;

7. Совет командующих Пограничными войсками;

8. Экономический Суд;

9. Комиссия по правам человека.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает важнейшие стратегические вопросы деятельности государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Межпарламентская Ассамблея СНГ призвана осуществить координацию межпарламентского сотрудничества. Этот орган имеет развитую организационную структуру, собственный бюджет. Одно из основных направлений деятельности Ассамблеи – разработка модельных законодательных актов для государств-участников СНГ, которых разработано и принято свыше сотни.

Совет министров иностранных дел государств-членов СНГ (СМИД) на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес (ст. 27 Устава).

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств создан в 1999 г. До него действовал Исполнительный Секретариат СНГ, а ещё раньше – Рабочая группа для организационно-технической подготовки и проведения заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.

 

Международно-правовой статус СНГ как региональной организации

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Г.В. Игнатенко:

«Есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права».

Э.С. Кривчикова:

«Содружество имеет общие цели, общие интересы и общие сферы деятельности, признаёт суверенитет государств-членов, что позволяет говорить о нём как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию».

Н.А. Михалева

СНГ – это региональное сообщество, новая правовая и политическая форма добровольного объединения суверенных государств, межгосударственный союз бывших республик СССР, в рамках которого каждое государство полностью сохраняет свой государственный суверенитет и международную правосубъектность. Правовые формы объединения, основанные на договоре, создают между государствами долгосрочные отношения, которые, как правило, имеют международно-правовой характер.

Л.В. Гречко и Г.Г. Шинкарецкая

Содружество уже в момент своего образования обладало всеми признаками как международной организации, так и конфедерации.

Консультативное заключение Экономического Суда Содружества

СНГ является субъектом международного права в силу того, что Содружество реально существует и является участником международных отношений.

СНГ соответствует всем признакам региональной международной организации:

• учреждено на основе международного права и международного договора;

• имеет самостоятельные организационно-правовые категории, права и обязанности, область сотрудничества;

• обладает автономной волей.

 

3. Актуальные вопросы реформирования институтов Содружества

Выступая на заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что считает необходимым обновить модель сотрудничества в рамках СНГ. Результативность деятельности Содружества могла быть гораздо более значимой. «Мы находимся перед альтернативой либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт размывание этого геополитического пространства», - сказал глава государства. Россия, как заявил Президент, не может согласиться с таким развитием событий.

Стоящие перед СНГ масштабные задачи выдвигают на повестку дня вопрос о совершенствовании форм, методов и механизмов многостороннего сотрудничества.

Закреплённый в Уставе СНГ принцип «консенсуса» никак не сочетается с возможностью неучастия отдельных стран в тех или иных решениях. В государствах практически нет конкретно установленных сроков проведения решений через внутригосударственные процедуры. В результате эти сроки нередко затягиваются на годы.

В целях повышения эффективности СНГ, превращения её в действенную международную организацию следовало бы:

1. применять принцип консенсуса «одно государство – один голос» только в отношении политических решений;

2. установить нижний предел в девять государств, участвующих в соглашении;

3. крупные экономические решения принимать с учётом потенциала государств, где доля России составляла бы 50%;

4. принять модельный закон, определяющий единообразный порядок внутригосударственных процедур относительно соглашений, заключённых в рамках СНГ;

5. для разгрузки Совета глав государств и Совета глав правительств передать часть вопросов, по которым могут быть приняты окончательные имеющие обязательную силу решения, на уровень Экономического совета СНГ и Совета министров иностранных дел Содружества.

Литература

1. Международное публичное право: учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. – 1008 с.

2. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств: учеб. пособие / отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 1995.

3. Кривчикова Э.С. Региональные международные организации // Международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2000. С. 274.

4. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: учеб. пособие. М., 1998. С. 9.

5. Гречко Л.В., Шинкарецкая Г.Г. Понятие конфедерации и СНГ // Московский журнал международного права. 1994. №2. С. 72.

6. Консультативное заключение Экономического суда СНГ №01-1/2-98 от 23 июня 1998 г. // Решения Экономического суда СНГ (1994-2000). Минск, 2000. С.238-242.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: