Образцы для испытаний конструкций




ГОСТ 30247.0-94

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОНСТРУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ

Методы испытаний на огнестойкость

 

 

5.7.13. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30247.0-94 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования" (введен в действие постановлением Минстроя РФ от 23 марта 1995 г. N 18-26).

· 1. Область применения

· 2. Нормативные ссылки

· 3. Определения

· 4. Сущность методов испытаний

· 5. Стендовое оборудование

· 6. Температурный режим

· 7. Образцы для испытаний конструкций

· 8. Проведение испытаний

· 9. Предельные состояния

· 10. Обозначения пределов огнестойкости конструкций

· 11. Оценка результатов испытаний

· 12. Протокол испытаний

· Приложение А (обязательное). Требования к технике безопасности при проведении испытаний.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30247.0-94
"Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования"
(введен в действие постановлением Минстроя РФ от 23 марта 1995 г. N 18-26)

 

Elements of building constructions fire-resistance test methods. General requlrements

 

Дата введения 1 января 1996 г.

Взамен СТ СЭВ 1000-78

 

 

1. Область применения

Настоящий стандарт регламентирует общие требования к методам испытаний строительных конструкций и элементов инженерных систем (далее - конструкций) на огнестойкость при стандартных условиях теплового воздействия и применяется для установления пределов огнестойкости.

Стандарт является основополагающим по отношению к стандартам на методы испытаний на огнестойкость конструкций конкретных типов.

При установлении пределов огнестойкости конструкций в целях определения возможности их применения в соответствии с противопожарными требованиями нормативных документов (в том числе при сертификации) следует применять методы, установленные настоящим стандартом.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на СТ СЭВ 383-87 "Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения".

 

Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины.

Огнестойкость конструкции - по СТ СЭВ 383.

Предел огнестойкости конструкции - по СТ СЭВ 383.

Предельное состояние конструкции по огнестойкости - состояние конструкции, при котором она утрачивает способность сохранять несущие и/или ограждающие функции в условиях пожара.

 

 

Сущность методов испытаний

Сущность методов испытаний заключается в определении времени от начала теплового воздействия на конструкцию в соответствии с настоящим стандартом до наступления одного или последовательно нескольких предельных состояний по огнестойкости с учетом функционального назначения конструкции.

Стендовое оборудование

 

5.1. Стендовое оборудование включает в себя:

- испытательные печи с системой подачи и сжигания топлива (далее - печи);

- приспособления для установки образца на печи, обеспечивающие соблюдение условий его крепления и нагружения;

- системы измерения и регистрации параметров, включая оборудование для проведения кино-, фото- или видеосъемок.

5.2. Печи

5.2.1. Печи должны обеспечивать возможность испытания образцов конструкций при требуемых условиях нагружения, опирания, температуры и давления, указанных в настоящем стандарте и в стандартах на методы испытаний конструкций конкретных типов.

5.2.2. Основные размеры проемов печей должны быть такими, чтобы обеспечить возможность проведения испытаний образцов конструкций проектных размеров.

В случае, если образцы проектных размеров испытать не представляется возможным, их размеры и проемы печей должны быть такими, чтобы обеспечить условия теплового воздействия на образец, регламентируемые стандартами на методы испытаний огнестойкости конструкций конкретных типов.

Глубина огневой камеры печей должна быть не менее 0,8 м.

5.2.3. Конструкция кладки печей, включая ее наружную поверхность, должна обеспечивать возможность установки и крепления образца, оборудования и приспособлений.

5.2.4. Температура в печи и ее отклонения в процессе испытания должны соответствовать требованиям раздела 6.

5.2.5. Температурный режим печей должен обеспечиваться сжиганием жидкого топлива или газа.

5.2.6. Система сжигания должна быть регулируемой.

5.2.7. Пламя горелок не должно касаться поверхности испытываемых конструкций.

5.2.8. При испытании конструкций, предел огнестойкости которых определяется по предельным состояниям, указанным в 9.1.2 и 9.1.3, должно обеспечиваться избыточное давление в огневом пространстве печи.

Допускается не контролировать избыточное давление при испытаниях на огнестойкость несущих стержневых конструкций (колонн, балок, ферм и др.), а также в тех случаях, когда его влияние на предел огнестойкости конструкции незначительно (железобетонные и т.п. конструкции).

5.3. Печи для испытаний несущих конструкций должны быть оборудованы нагружающими и опорными устройствами, обеспечивающими нагружение образца в соответствии с его расчетной схемой.

* 5.3.1. Классификация строительных материалов по группам горючести. Методика испытания строительных материалов на горючесть. Критерии оценки. Нормативное обоснование.

ГОСТ 30244-94; ФЗ 123

Строительные материалы, не удовлетворяющие хотя бы одному из указанных в части 4 настоящей статьи значений параметров, относятся к горючим. Горючие строительные материалы подразделяются на следующие группы:

1) слабогорючие (Г1), имеющие температуру дымовых газов не более 135 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца не более 65 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 20 процентов, продолжительность самостоятельного горения 0 секунд;

2) умеренногорючие (Г2), имеющие температуру дымовых газов не более 235 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца не более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения не более 30 секунд;

3) нормальногорючие (ГЗ), имеющие температуру дымовых газов не более 450 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения не более 300 секунд;

4) сильногорючие (Г4), имеющие температуру дымовых газов более 450 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения более 300 секунд.

Для материалов, относящихся к группам горючести Г1-ГЗ, не допускается образование горящих капель расплава при испытании (для материалов, относящихся к группам горючести Г1 и Г2, не допускается образование капель расплава). Для негорючих строительных материалов другие показатели пожарной опасности не определяются и не нормируются.

Метод применяют для всех однородных и слоистых горючих строительных материалов, в том числеиспользуемых в качестве отделочных и облицовочных, а также лакокрасочныхпокрытий.

Для каждого материала следует проводить три испытания. Каждое из трех испытаний заключается в одновременном испытании четырех образцов материала.

Продолжительность воздействия на образец пламени от источника зажигания должна составлять 10 мин. По истечении 10 мин источник зажигания выключают. При наличии пламени или признаков тления фиксируют продолжительность самостоятельного горения (тления). Испытание считают законченным после остывания образцов до температуры окружающей среды.

При испытании фиксируют также следующие наблюдения:

- время достижения максимальной температуры дымовых газов;

- переброс пламени на торцы и необогреваемую поверхность образцов;

- сквозное прогорание образцов;

- образование горящего расплава;

- внешний вид образцов после испытания: осаждение сажи, изменение цвета, оплавление,спекание, усадка, вспучивание, коробление, образование трещин и т.п.;

- время до распространения пламени по всей длине образца;

-продолжительность горения по всей длине образца.

5.4. Требования к системам измерения

5.4.1. В процессе испытаний следует измерять и регистрировать следующие параметры:

- среды в огневой камере печи - температуру и давление (с учетом 5.2.8);

- нагружения и деформации при испытании несущих конструкций.

5.4.2. Температура среды в огневой камере печи должна измеряться термоэлектрическими преобразователями (термопарами) не менее чем в пяти местах. При этом на каждые 1,5 проема печи, предназначенной для испытания ограждающих конструкций, и на каждые 0,5 м длины (или высоты) печи, предназначенной для испытания стержневых конструкций, должно быть установлено не менее одной термопары.

Спаянный конец термопары должен устанавливаться на расстоянии 100 мм от поверхности калибровочного образца.

Расстояние от спаянного конца термопар до стенок печи должно быть не менее 200 мм.

5.4.3. Температуру в печи измеряют термопарами с электродами диаметром от 0,75 до 3,2 мм. Горячий спай электродов должен быть свободным. Защитный кожух (цилиндр) термопары должен быть удален (отрезан и снят) на длине () мм от ее спаянного конца.

5.4.4. Для измерения температуры образцов, в том числе на необогреваемой поверхности ограждающих конструкций, используют термопары с электродами диаметром не более 0,75 мм.

Способ крепления термопар на испытываемом образце конструкции должен обеспечивать точность измерения температуры образца в пределах %.

Кроме того, для определения температуры в любой точке необогреваемой поверхности конструкции, в которой ожидается наибольшее повышение температуры, допускается использовать переносную термопару, оборудованную держателем, или другие технические средства.

5.4.5. Допускается применение термопар с защитным кожухом или с электродами других диаметров при условии, что их чувствительность не ниже и постоянная времени не выше, чем у термопар, выполненных в соответствии с 5.4.3 и 5.4.4.

5.4.6. Для регистрации измеряемых температур следует применять приборы класса точности не менее 1.

5.4.7. Приборы, предназначенные для измерения давления в печи и регистрации результатов, должны обеспечивать точность измерения Па.

5.4.8. Измерительные приборы должны обеспечивать непрерывную запись или дискретную регистрацию параметров с интервалом не более 60 с.

5.4.9. Для определения потери целостности ограждающих конструкций используют тампон из хлопка или натуральной ваты. Размер тампона должен быть 100x100x30 мм, масса - от 3 до 4 г. До использования тампон в течение 24 ч выдерживают в сушильном шкафу при температуре ()°C. Из сушильного шкафа тампон вынимают не ранее чем за 30 мин до начала испытания. Повторное применение тампона не допускается.

* 5.4.10.Тушение пожаров воздушных судов и в аэропортах

Причины пожароопасности самолетов: большой запас на борту горючих жидкостей (керосин, моторные масла, гидрожидкость); применение в качестве декоративно-отделочных материалов пассажирских салонов пластмасс, синтетических материалов, обладающих высокими токсичными свойствами; большое количество людей (от 30 до 720 человек); ограниченные размеры эвакуационных путей; малый предел огнестойкости обшивки фюзеляжа.

Основные пожароопасные зоны: 1 – баки с гидрожидкостью; 2 – аккумуляторные батареи; 3 – бензиновые обогреватели (на воздушных судах с поршневыми двигателями); 4 – кислородные баллоны; 5 – силовые установки; 6 – масляные баки силовых установок; 7 – противообледенительная система; 8 – система кондиционирования; 9 – топливные баки; 10 – вспомогательная силовая установка.

Основные причины пожаров в самолете: отказ отдельных систем и агрегатов; потеря прочности самолёта при ударе его о землю во время взлёта и посадки; выкатывание самолёта за пределы взлётно-посадочной полосы; нарушение правил заправки горючим.

Особенности развития пожаров.

На современных воздушных судах пожары классифицируют:

- пожары в отсеках топливных баков и разлитого топлива на месте авиационного происшествия;

- пожары в пассажирских салонах;

- пожары в отсеках силовых установок;

- пожары шасси; пожары в особых условиях.

Характерные черты: быстрое распространение огня на всю площадь; высокая температура в зоне горения (10000 С); высокая плотность теплового потока.

Наибольшая опасность: быстрое прогорание обшивки фюзеляжа и проникновение пожара во внутренние полости; угроза взрыва неразрушенных топливных баков; воспламенение шин шасси и барабанов колёс, выполненных из магниевых сплавов; взрыв амортизационных стоек шасси, так как они находятся под высоким давлением.

Этапы тушения пожара разлитого топлива.

Основные этапы тушения: разведка пожара; сосредоточение сил и средств на решающем направлении; охлаждение фюзеляжа и крыла; тушение розлива авиатоплива.

Разведка пожара начинается при движении пожарных автомобилей к месту пожара. Определяются следующие основные факторы: место и характер пожара; наличие людей и степень угрозы им; параметры пожара; направление распространённого огня; место наибольшей угрозы пожара для фюзеляжа; влияние метеоусловий на развитие пожара.

Сосредоточение сил и средств на решающем направлении: за минимальное время локализация пожара авиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла; создание эвакуационных проходов для эвакуации людей при пожаре из воздушного судна.

Охлаждение фюзеляжа и крыльев самолета: Производится пеной или раствором пенообразователя. Интенсивность подачи раствора на охлаждение 0,2 (м 2с). На начальном этапе тушения охлаждение целесообразно производить из лафетных стволов пожарных автомобилей, подавая огнетушащее средство на нижние поверхности крыла и фюзеляжа самолёта.

Тушение пожара пассажирского салона: быстрое нарастание концентрации отравляющих веществ продуктов горения; термическое разложение горючих материалов; плотное задымление; высокая температура (до 900 градусов).

Основная пожарная нагрузка: искусственные и натуральные материалы обивки и наполнения кресел; ковровые покрытия; пластмассовые изделия.

Первоочередная задача: снижение температуры и плотности задымления в салоне; локализация пожара с помощью распылённых струй. На борт воздушного судна должно подниматься не менее 2-х человек личного состава ГПС в средствах защиты органов дыхания и зрения. У входа в задымлённый объем организуются посты безопасности.

Применяемые огнетушащие средства: вода (в виде распылённых струй, водного раствора пенообразователя); углекислота (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокой герметичности горящих отсеков); пена низкой и средней кратности.

Тушение пожаров двигателей

Наибольшую опасность представляют пожары при работающем двигателе, так как они могут быть связаны с горением распылённых жидкостей под высоким давлением (0,5–0,9 МПа). Поэтому необходимо выключить двигатели, перекрывая подачу топлива к ним. Этот вид пожара носит интенсивный характер развития. При неработающем двигателе пожар носит локальный характер и развивается менее интенсивно.

Основные этапы: оценить обстановку и расставить пожарные автомобили на исходные позиции, учитывая силу и направление ветра; выключить двигатели летательного аппарата.

Основные огнетушащие составы: пены низкой и средней кратности; порошковые составы; газовые составы объёмного тушения.

Тушение пожаров двигателей осуществляют ручными стволами, подающими огнетушащее средство непосредственно в очаг пожара через специальные люки или возможные прогары капотов. Установки объёмного пожаротушения следует использовать немедленно, если есть возможность доступа к горящему двигателю или после того, как пожар будет локализован пенными струями. Для тушения силовых установок, смонтированных в хвостовой части воздушного судна рекомендовано использование пожарных лестниц.

Тушение пожаров шасси

Пожары шасси в основном возникают при посадке самолёта и связаны главным образом с горением трёх видов материалов: резины; гидрожидкости; магниевых сплавов.

Первоочередная задача: принять все необходимые меры для предотвращения распространения пожара в нише шасси и на воздушное судно в целом.

Тушение гидрожидкости и резины колес: Используется раствор пенообразователя или пена низкой кратности, подаваемые ручными стволами. Тушение должно вестись интенсивно, чтобы предотвратить воспламенение магниевых сплавов барабанов колёс. При тушении колёс шасси может произойти разрыв пневматиков, во избежание чего водный раствор пенообразователя подают в виде тонкораспылённых струй с короткими импульсами продолжительностью 5-10 секунд. Струи должны подаваться под острым углом к тележке шасси, ствольщики должны находиться на расстоянии не ближе 2-3 м.

Тушение магниевых сплавов: рекомендуется применять 4-6 процентный водный раствор пенообразователя, подаваемый стволами РС-70 со снятыми насадками при давлении 0,15- 0,2 МПа. Эффективное тушение магниевых сплавов достигается огнетушащими порошками, подаваемыми из ручных стволов автомобиля порошкового или комбинированного тушения. При тушении порошком на горящей поверхности образуется слой спекшейся корочки, который прекращает горение. Потушенную поверхность охлаждают водным раствором пенообразователя или пеной низкой кратности.

Размер тампона должен быть 100x100x30 мм, масса - от 3 до 4 г. До использования тампон в течение 24 ч выдерживают в сушильном шкафу при температуре ()°C. Из сушильного шкафа тампон вынимают не ранее чем за 30 мин до начала испытания. Повторное применение тампона не допускается.

5.5. Калибровка стендового оборудования

5.5.1. Калибровка печей заключается в контроле температурного режима и давления в объеме печи. При этом в проеме печи для испытания конструкций помещают калибровочный образец.

5.5.2. Конструкция калибровочного образца должна иметь предел огнестойкости не менее времени проведения калибровки.

5.5.3. Калибровочный образец для печей, предназначенных для испытания ограждающих конструкций, должен быть выполнен из железобетонной плиты толщиной не менее 150 мм.

5.5.4. Калибровочный образец для печей, предназначенных для испытания стержневых конструкций, должен выполняться в виде железобетонной колонны высотой не менее 2,5 м и сечением не менее 0,04 .

5.5.5. Длительность калибровки - не менее 90 мин

Температурный режим

 

6.1. В процессе испытания и калибровки в печах должен быть создан стандартный температурный режим, характеризуемый следующей зависимостью:

, (1)

где Т - температура в печи, соответствующая времени t, °C;

- температура в печи до начала теплового воздействия (принимают равной температуре окружающей среды), °C;

t - время, исчисляемое от начала испытания, мин.

При необходимости может быть создан другой температурный режим, учитывающий реальные условия пожара.

6.2. Отклонение H средней измеренной температуры в печи (5.4.2) от значения Т, вычисленного по формуле (1), определяют в процентах по формуле

. (2)
За среднюю измеренную температуру в печи принимают среднее арифметическое значение показаний печных термопар в момент времени t.

Температуры, соответствующие зависимости (1), а также допускаемые отклонения от них средних измеренных температур приведены в таблице 1.

Таблица 1

t, мин Т - T_0, °C Допускаемое значение отклонения H, %
5 10 556 659 +-15
15 30 718 821 +-10
45 60 90 120 150 180 240 360 875 925 986 1029 1060 1090 1133 1193 +-5

 

При испытании конструкций, выполненных из негорючих материалов, на отдельных печных термопарах после 10 мин испытания допускается отклонение температуры от стандартного температурного режима не более чем на 100°C.

Для прочих конструкций такие отклонения не должны превышать 200°C.

Образцы для испытаний конструкций

7.1. Образцы для испытаний конструкций должны иметь проектные размеры. Если образцы таких размеров испытать не представляется возможным, то минимальные размеры образцов принимают по стандартам на испытания конструкций соответствующих видов с учетом 5.2.2.

7.2. Материалы и детали образцов, подлежащих испытанию, в том числе и стыковые соединения стен, перегородок, перекрытий, покрытий и других конструкций, должны соответствовать технической документации на их изготовление и применение.

По требованию испытательной лаборатории свойства материалов конструкции при необходимости контролируют на их стандартных образцах, изготовляемых специально для этой цели из тех же материалов одновременно с изготовлением конструкций. Контрольные стандартные образцы материалов до момента испытания должны находиться в тех же условиях, что и экспериментальные образцы конструкций, а их испытания проводят в соответствии с действующими стандартами.

7.3. Влажность образца должна соответствовать техническим условиям и быть динамически уравновешенной с окружающей средой с относительной влажностью

()% при температуре ()°C.

Влажность образца определяют непосредственно на образце или на его представительной части.

Для получения динамически уравновешенной влажности допускается естественная или искусственная сушка образцов при температуре воздуха, не превышающей 60°C.

7.4. Для испытания конструкции одного типа должны быть изготовлены два одинаковых образца.

К образцам должен быть приложен необходимый комплект технической документации.

7.5. При проведении сертификационных испытаний выборка образцов должна производиться в соответствии с требованиями принятой схемы сертификации.

 

* 7.6. Назначение, устройство и технические параметры лестницы-палки. Правила охраны труда при работе с ней.

Лестница-палка – лестница ручная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступенями. Тетивы 1 и 2 лестницы соединены восемью ступенями. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой. В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами. Масса лестницы 10,5 кг. Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий. Испытание: 1 раз в году после ремонта. Лестницу-палку устанавливают на твердом грунте, под углом 75°, ставят к стене и нагружают посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 минуты. Должна не иметь повреждений и легко складываться. Габаритные размеры в сложенном виде - 3415х60х50 мм, Габаритные размеры в развернутом состоянии - 3120х316х50 мм, Шаг между ступенями - 355мм, Ширина в развернутом состоянии - 300 мм, Масса - 9 кг.

Проведение испытаний

8.1. Испытания проводят при температуре окружающей среды от 1 до 40°C и при скорости движения воздуха не более 0,5 м/с, если условия применения конструкции не требуют других условий испытания.

Температуру окружающей среды измеряют на расстоянии не ближе 1 м от поверхности образца.

Температура в печи и в помещении должна быть стабилизирована за 2 ч до начала испытаний.

8.2. В процессе испытания регистрируют:

- время наступления предельных состояний и их вид (раздел 9);

- температуру в печи, на необогреваемой поверхности конструкции, а также в других предварительно установленных местах;

- избыточное давление в печи при испытании конструкций, огнестойкость которых определяется по предельным состояниям, указанным в 9.1.2 и 9.1.3;

- деформации несущих конструкций;

- время появления пламени на необогреваемой поверхности образца;

- время появления и характер трещин, отверстий, отслоений, а также другие явления (например, нарушение условий опирания, появление дыма).

Приведенный перечень измеряемых параметров и регистрируемых явлений может дополняться и изменяться в соответствии с требованиями методов испытаний конструкций конкретных типов.

8.3. Испытание должно продолжаться до наступления одного или по возможности последовательно всех предельных состояний, нормируемых для данной конструкции.

 

Предельные состояния

9.1. Различают следующие основные виды предельных состояний строительных конструкций по огнестойкости.

9.1.1. Потеря несущей способности вследствие обрушения конструкции или возникновения предельных деформаций (R).

9.1.2. Потеря целостности в результате образования в конструкциях сквозных трещин или отверстий, через которые на необогреваемую поверхность проникают продукты горения или пламя (Е).

9.1.3. Потеря теплоизолирующей способности вследствие повышения температуры на необогреваемой поверхности конструкции до предельных для данной конструкции значений (I).

9.2. Дополнительные предельные состояния конструкций и критерии их наступления при необходимости устанавливаются в стандартах на испытания конкретных конструкций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: