III. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ И МОБИЛЬНОЕ ИСКУССТВО - 4 ч.




История открытия памятников верхнего палеолита -2 ч.

1.1. Буше де Перт - доказательства существования “допотопного человека”, Андре Бруйе - открытие искусства малых форм в гроте Шаффо. Деятельность Лартэ и Кристи.

1.2. Открытие пещерной живописи в пещерах Альтамира (Марселинб де Саулуола), гроте Шабо, Пер нон Пер – XIX в. Обследование пещер Комбарелль и Фон де Гом в 1901 г. (Д.Пейрони, Л.Капитан и А.Брейль). Признание подлинности пещерной живописи.

Хронологические рамки палеолита и его периодизация.

21. Нижний палеолит - Олдувайская эпоха - появление человека умелого (Homo habilis) - от 2,5 млн. до 400 тыс. лет. Ашель - 300-100 тыс. лет назад (архантроп). Мустье - 100-40 тыс. лет назад (неандерталец).

2.2. Верхний палеолит (Homo Sapiens) (по Леруа-Гурану). Шательперрон (35-30 тыс. лет назад). Ориньяк (30-25 тыс. лет). Граветт (25-20 тыс.лет). Солютре (20-15 тыс. лет). Мадлен (15-10 тыс. лет).

III. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ И МОБИЛЬНОЕ ИСКУССТВО - 4 ч.

1.0. Деление искусства на монументальное (гравировки, барельефы, живопись на стенах пещер и гротов) и мобильное (декорированные изделия из кости, рога и камня, статуэтки, обнаруженные в пещерных святилищах и жилищах на поселени­ях).

1.1. Монументальное искусство - пещеры Франко-Кантабрии. Значение Франко-Кантабрийской области для изучения древнего художественного творчества.

1.2. Пещеры Кантабрии (Испания) - Альтамира, Ла Пасьега, Кастильо, Хорное де ла Пенья, Пиндаль. Центральное панно пещеры Альтамира - классические полихромные изображения бизонов и лошадей, отпечатки рук, изображение кабана. Изображение перепутанных линий – “макарон” в Хорнос де ла Пенья и Альтамире.

1.3. Пещеры Арьежа - Северные Пиренеи (Франция) - Труа Фрер (Трех братьев), Нио, Тюк д'Одубер, Портель, Фонтане. Наиболее известные изображения “Черного салона” Нио - бизоны и лошади, выполненные черной краской, барельефы двух следующих друг за другом глиняных бизонов в Тюк д’Одубер и изображения териоморфных существ (шаманов) из Труа Фрер.

1.4. Пещеры Дордони (область Южной Франции) - Комбарелль, Фон де Гом, Ля Мут, Бернифаль, Ляско. Пещера Ляско – “Сикстинская капелла” палеолитической эпохи. История ее открытия, топография пещеры, сюжеты росписей. Колодец со сценой “трагической охоты”. Значение Ляско для изучения первобытного искусст­ва.

1.5. Пещерное искусство за пределами Франко-Кантабрийской области - Италия, Германия, Малая Азия, Урал, Центральная Азия.

1.6. Италия и Сицилия - гравюры из гротов Романелло и Леванцо, Ромито, Па-личчи (первые пещерные фрески Апеннинского п-ова).

1.7. Германия - гравировка в гроте Шулерлох на р.Альтмоль в Баварии.

1.8. Малая Азия - пещеры Белдиби, Окюзлю Ин, Кара Ин. Изображения быков и геометрических знаков. Гравировки на гальках. Связь позднепалеолитических изо­бражений Белдиби и искусства мезолита и Чатал Хюйюка.

1.9. Урал - Каповая пещера Открытие пещеры биологом Рюминым в 1959 г. Ра­боты в Каловой пещере О.Н.Бадера и В.Е.Щелинского. Крашеные изображения пещеры - мамонты, лошади, носорог. Другие палеолитические пещеры Урала с рос­писями - Игнатьевская и Серпиевская. Знаковые изображения этих пещер. Труднодоступность залов с изображениями. Использование красной и черной краски.

Пещера Хойт-Ценкер-Агуй - Центральноазиатский очаг первобытного искусст­ва. Расположение пещеры. Ее размеры. Изображения быков, страусов, баранов, геометрические знаки. Подтверждение палеолитического возраста.

2.0. “Мобильное” искусство палеолита.

2.1. Деление мобильного искусства на 2 категории. Появление искусства малых
форм в ориньяке. Схематизм изображений животных и антропоморфных статуэток.

2.2. Наиболее ранние изображения из Хлум в Чехии и Ла Ферраси во Франции. Развитие женского образа от “Венеры Леспюг” и серии Брассемпуи к Виллендорфским и Костенковским изображениям (А.Д.Столяр). Крайняя обобщенность и сти­лизация женского образа, соответствующая изобразительной технике своей эпохи. Канон женского образа в Европе.

2.3. Опережающее свое время глиняное творчество на стоянке Дольни-
Вестонице. Изображения животных и человека.

2.4. Изображения животных. Наибольшее число изображений (как статуэток, так и гравировок) лошади и бизоны. Господство Северного оленя в искусстве позднего палеолита.

2.5. Отсутствие памятников мобильного искусства от Дона до Южной Сибири и бассейна Ангары. Своеобразное искусство стоянок Мальта и Буреть. Резкое отли­чие женских образов от европейских канонов. Их особенности. Большое количество изображений птиц и змей из кости. Находка статуэтки мамонта на стоянке Усть Кова. Глиняная женская скульптура из Майнинской стоянки на Верхнем Енисее.

IV. РАЗВИТИЕ ОРНАМЕНТА В ЭПОХУ ПАЛЕОЛИТА - 1 ч.

Его связь с освоением ритмических структур. Два направления в эволюции гра­фических линий.

1.0. Случайные зарубки на костях в процессе их утилитарного использования.
Группирование таких царапин по длине и по направлению. Появление крестовидных начертаний в мустье.

1.1. Ритмические регулярные знаки.

1.2. Переход к сложным мотивам и ритмам геометрического орнамента в позднем
палеолите (стоянки Мезин, Костенки 1, Авдеево. Пшедмость и др.).

1.3. Геометрические фигуры в комплексах пещерных ансамблей (Ляско).

1.4. Формирование второго направления. Его ориентация не только на ритмы, но
и на образы. Переход от подражаний формам и следам животных к первым грубым
контурам (Ферраси, Абри Селье, Кастанье) Развитие изобразительной линии, ее
ритмическое заполнение штрихами и нарезками. Моделирование объемных форм фигуры, ее пластика.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ.
ВОПРОСЫСЕМАНТИКИ
- 1 ч.

1.0. Возникновение древнейших “знаков”-символов в мустьерскую эпоху (кресты, красные точки, чашечные углубления на камке). Появление первых контурных ри­сунков.

1.1. Развитие стилей в верхнем палеолите. Выделение Леруа-Гураном четырех стилей изобразительной деятельности.

Стиль 1 - его особенности, парциальность изображений. Грубые и неумелые кон­туры. Соотношение фигур животных с женскими и реже с мужскими знаками пола (Кастанье, Селье, Ла Ферраси).

1.2. Стиль 2 - способы создания фигур животных. Применение извилистой линии шеи-спины для различных видов изображений. Изображения животных в профиль с рогами, показанными в фас (перекрученная перспектива) с одной парой ног. Соот­ветствие женских статуэток существующему канону (Лоссель, Ла Грез, Ла Мут, Шабо).

1.3. Стиль 3 - особенности изображений животных. Деформация туловища, длин­ная извилистая линия шеи-спины. Перспектива рогов в соответствии с реальным видением головы. Маловыразительность человеческих фигур, развитие знаков (па­мятники Рок де Сер, Фурно дю Дьябль, Ляско).

1.4. Стиль 4 - деление стиля на древний и поздний.

Стиль древний - средний мадлен - искажение пропорций, нормальная перспекти­ва рогов, изображения человека. Поздний стиль - исчезновение пещерной живопи­си. Расцвет искусства малых форм.

1.5. Открытие гротов Коскер (1991 г.) и Шове (1994 г.). Их значение для развития
истории и теории палеолитического искусства.

1.6. Семантика изображений. Работы по семантике Леруа-Рурана и Ляминь-
Эмперер. Деление пещер на определенные зоны, размещение фигур животных в
соответствующих зонах пещеры. Соотношение женских и мужских знаков с изображения бизона и лошади. Феномен палеолитической живописи. Конец палеолита
Изменение климата на земле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: