VI. ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА - 2 ч.




1.0. Выделение мезолита в археологической периодизации как эпохи среднего каменного века. Введение термина “мезолит” Алленом Брауном (1893). Характер­ные особенности мезолита, отличающие его от предшествующего периода.

1.1. Широкое распространение лука и стрел, появление лодок однодеревок (моноксилов), преобладание геометрических микролитов в каменной индустрии, по­следовательное заселение освободившихся от ледника территорий. Мезолитические могильники.

1.2. Мезолит Франции: азильская и тарденуазская культуры. Раскопки пещеры Мас д'Азиль в Арьеже (Ледевез, Феликс Ренью. Эдуард Пьетт, аббат Брейль). Гар­пуны, расписные гальки, окрашенные кровавиком. Геометрический характер роспи­сей. Интерпретация росписей Э. Пьеттом, X. Обермайером и Ефименко - образцы счета, символические знаки, буквы алфавита, чуринги. Подобные гальки из пещеры Де-ла-Крузад близ Нарбонны и пещеры Бирзек (Швейцария).

2.0. Мезолитическая живопись Испанского Леванта.

2.1. Астурийская культура Испании. Собиратели моллюсков на берегу моря - гальки, украшенные точечным орнаментом. Открытие левантийской живописи в 1903 г. близ г.Калапаты. Сообщения о рисунках танцующих женщин вблизи Когуля (1908 г.). Открытие пещеры Альпера (1910). Ее значение для левантийского искус­ства. Живопись ущелья Вальторта, Куэва Ремиджия, Гасулья и др. (всего около 70 ниш и навесов).

2.2. Особенности левантийской живописи: монохромность рисунков, единичные гравюры, использование различных оттенков красной и черной краски, в редких случаях белой. Красители - уголь, марганец, лимонит, гематит, зола.

2.3. Стилистические: особенности левантийской живописи: переход от больших реалистических изображений животных к схематизации и условности, характерной для неолитического искусства. Гиперболизация в передаче отдельных частей чело­веческого тела (удлиненное туловище, большая и округлая голова). Изображение символов предметов и живых существ. Периодизация и хронология левантийского искусства. Его отличие от Кантабрийских рисунков, стадиально близкая живопись Южной Африки. Генезис архетипа левантийской перспективы (по А.Д. Столяру)

3.0. Мезолит Северной Европы.

Освоение заболоченных берегов Северного и Балтийского морей, поселения на настилах - культуры Маглемозе-Кунда. Широкое использование рога и кости для гарпунов и стрел, развитие рыболовства, появление сетей. Геометрическая орна­ментация костяных орудий. Появление схематических зооантропоморфных изо­бражений. Деревянный идол из Фалькерака (Нидерланды). Оленеостровский мо­гильник на Онежском озере. Костяные жезлы с головой лося, изображения змей, антропоморфные скульптуры. Двуликий “Янус”

4. 0. Мезолитическое искусство Ближнего Востока. Турции и Кавказа.
Распространение ичтуфийской культуры. Натуфийская скульптура в Палестине (IX тыс. лет до н. э.). Пещерные рисунки Анатолии.

4.1. Кавказ. Западная (Причерноморская) группа наскальных изображений - гео­метрические резные фигуры (Мгви-Меви, грот Агца и другие). Восточная группа - петроглифы Армении и Прикаспия.

4.2. Изображения на скалах Гобустана (горы Джингир-Даг, Беюк-Даш и Кичик-Даш в 60 км к югу от Баку). Изображение людей, лодок, быков. Раскопки в скаль­ных убежищах Беюк-Даша. Доказательства мезолитического возраста древнейших гравировок. Характерная манера гравировок (рога продолжают линию тела, разрыв на лбу между рогами) типичная для средиземноморского искусства каменного века. Аналогии из фота Леванцо.

4.3. Наскальное искусство Дагестана. Рисунки из “Чинно-Хита” и “Чувал-Хвараб-нохо”. Солярные знаки, танцы, охотничьи сиены.

5.0. Наскальное искусство Средней Азии.

Рисунки на скалах Зараут-Сая (история открытия, местоположение в горах Кугитанг). Гроты с рисунками. Изображения быков и людей в "пончо". Интерпретация изображений. Охота или ритуальные танцы?

5.1. Рисунки в гроте Шахты (Таджикистан). Контурные изображения кабанов (?)
и медведей (?), ряженных.

6.0. Конец эпохи мезолита. Вопросы датирования и интерпретации наскального искусства.

VII. ИСКУССТВО НЕОЛИТА И ЭНЕОЛИТА - 4 ч.

1.0. Термин “неолит” и его значение. Выделение неолита, его хронология. Неравномерность развития неолитических культур. Неолитическая “революция” Гордона Чайлда. Переход к производящим формам хозяйства. 2 зоны неолитического мира.

1.1. Искусство земледельческого неолита. Бескерамической. неолит Иерихона. Глиняное моделирование лица по черепу. Попытка создания скульптурного портрета.

1.2. Появление керамики - новые технологические процессы - сырцовая архитек­тура (Хаджилар, Кирокития, Сескло).

1.3. Культовый комплекс поселения Чатал-Хюйюк в Турции. Его семантика, глу­бинные ретроспективные связи. Классический пример преемственности между культурами позднего палеолита и неолитом Азии. Отражение преобразования эпохи перехода к земледелию и скотоводству.

1.4. Искусство в Анатолии и на Балканах. Вотивные сидячие фигурки людей и животных. Изображение богини-матери в трех ипостасях, связи богини с пещерами, подземным миром и грифами. Культ леопарда и быка, “мальчик” бог и бог “с боро­дой”. Мраморные и алебастровые статуэтки. Стенопись в святилищах, рельефы, изображения леопардов, сцены охоты. Ритуальные сосуды в виде лежащего оленя, быка, свиньи из Хаджилара. Реалистические изображения богини-матери из Хад­жилара. Богиня с детенышем леопарда на руках, изображения сидящей, стоящей или коленопреклоненной женщины, обнаженной или в одежде типа “бикини”. Мо­делировка лица, прически, одежда, раскраска фигурок. Переход к раннему халколиту. Керамика с геометрическими и криволинейными узорами, текстильный орна­мент (красная по кремовому фону роспись). Черная монохромная с резным орна­ментом керамика. Антропоморфные расписные сосуды. Красная с росписью по кремовому фону и белая по красному фону керамика. Ее связь с Балканами.

2.0. Появление монохромной керамики в Фессалии и Македонии (около 5520 г. до н. э.).

Поселение Суфли Магула и Аргисса Магула в Фессалии. Появление керамики с красной росписью в Греции. Анатолийское влияние (поселение Неа-Никомедиа в Македонии Керамика с белой росписью среднего неолита-Болгарии. Женские ста­туэтки из Нea-Никомедии и Аргисса Магулы. Липенский Вир на Дунае - каменные скульптуры божеств.

2.1. Блоки культур Юго-Восточной Европы - Караново (Болгария), Старчево
(Югославия), Криш (Румыния), Кереш (Венгрия), буго-днестровская (Молдавия, Украина). Прямоугольные жилища с расписными стенами. Керамика с геометрической росписью и нарезным орнаментом, глиняные пинтадеры.

2.2. Культуры Гумельница, Кукутени и Триполье. Дальнейшее развитие глиняной" пластики и расписного декора керамики. Антропоморфные сосуды и статуэтки.

2.3. Использование в декоративном искусстве элементов, почерпнутых из геомет­рии, флоры, фауны, подсказанных очертаниями человеческого тела или окружаю­щих предметов. Торжество симметрии. Вертикальные и горизонтальные линии соз­дают впечатление, изящества и устойчивости. Создание декоративного эффекта. Повторение точек, линий, зигзагов, шевронов. Использование ромбов и квадратов. Ограничение орнаментальных полей. Криволинейные орнаменты - синусоиды, вол­нообразные ленты, спираль, витой шнур, круг, полукруг, эллипс. Достижение рав­новесия масс.

3.0. Культуры линейно-ленточной и гребенчато-накольчатой керамики.

Свайные поселения Швейцарии и Верхнего Подвинья. Украшения деревянной посуды. Костяная антропоморфная скульптура. Боевые зооморфные топоры-молоты. Каменная (кремневая) зооморфная скульптура ямочно-гребенчатой куль­туры

VIII. ОБЗОР ЕВРАЗИЙСКИХ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЭПОХ НЕОЛИТА - РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА - 4 ч. Наскальные изображения Европы - Альпы и Фенноскандия.

1.1. Альпийские петроглифы в Валь-Камонике. Многочисленные изображения кинжалов, алебард, запряженных волов, солярных знаков и батальных сцен. Анало­гии между петроглифами Италии и Армении.

1.2. Первые находки (180 единичных изображений) петроглифов в Карпатах. Со­лярные знаки близкие Восточноалпийскому региону. Отсутствие изображений в Крыму и на Балканах.

1.3. Живопись пещеры Архундыяс-Тарама в Северном Приазовье. Геометриче­ские антропоморфные фигуры и фигуры козлов. Гравировки в Каменной могиле - изображения животных (козлов), чашечные углубления и геометрические фигуры (Приазовье).

1.4. Наскальные изображения Скандинавии: Швеция (Богуслен, Упланд). Норве­гия и Дания (Лединген, Хорнхаммер).

1.5. Повсеместное распространение изображений в Южной и Средней Швеции. Тематика наскальных изображений: чашечные углубления, корабли, сцены пахоты, колесницы, ступни ног, оружие, батальные сцены. 1100 скоплений Бохуслена. Од­нотипные изображения в Норвегии и Дании. Север Скандинавского полуострова - преобладание сцен охоты. Изображения медведей, оленей, лосей, лыжников.

1.6. Изображения Кольского полуострова. Открытие изображений на Кольском полуострове на р. Поной (1973 г.). Антропоморфные фигуры и олени. Силуэтная выбивка. Крашеные изображения на реках Пяйве и Майка (1985 и 1986 гг.). Гео­метрические фигурки оленей и антропоморфные существа.

1.7. Изображения Белого моря. Открытие Бесовых следков (A.M. Линевский), Старой Залавруги (В.И. Равдоникас), Новой Залавруги (Ю.А. Савватеев). Большие сюжетные панно. Сцены охоты, сражения, морской промысел. Ранний пласт изо­бражений крупных морских животных, лебедей, оленей. Поздний пласт - появление многочисленных антропоморфных фигур. Жанровые сцены.

1.8. Изображения Онежского озера. Расположение рисунков на гранитных мысах восточного берега Онежского озера. Ансамбль изображений на Бесовом носе. Цен­тральное божество, сом, выдра. Изображение лодок, лебедей, солярных знаков, антропоморфных существ. Силуэтная выбивка.

1.9. Крашеные рисунки Южной Финляндии. Местонахождение Тайпалсаари - пляшущие человечки. Местонахождение Астувансалми - изображения лосей, лодок, солярных знаков.

2.0. Проблемы датирования наскальных изображений. Их культурная принадлеж­ность. Семантическая интерпретация. Художественные особенности.

Наскальное искусство Урала, Сибири и Азии.

1.0. Урал как особый этнокультурный регион,- Основные местонахождения: Ирбитский писаный камень, писаницы реки Нейвы. Бородинские скалы, озеро Алак,
Змиев камень, изображения на р. Юрюзани, Идрисова пещера. Писаницы по реке
Вишере. История изучения. Хронология. Культурная принадлежность.

1.1. Сюжеты и композиции: (по В.Н. Чернецову).

Первый сюжет подразделен на 4 варианта. 1 - изображение зверя (лось, олень или косуля) в сочетании с солярным знаком и изображением небосвода. 2 - упрощенная передача первого варианта. 3 - изображения зверя у загородки иди в ловушке. 4 -изображение человека, животного и охотничьей изгороди.

Второй сюжет: изображения водоплавающих птиц в сочетании с загородками и иногда с солярными знаками.

Третий сюжет. Подразделение на два варианта: 1 - условные и стилизованные геометрические и антропоморфные фигуры; 2 - изображение групп, условно антроморфных, человеческих и птицеобразных фигур.

Назначение и внутреннее содержание наскальных изображений Урала. Параллели с изображениями Финляндии.

2.0. Западная Сибирь. Томская. Новоромановская и Тутальская писаницы. Их расположение на правом берегу р. Томь. История изучения.

2.1. Основные сюжеты. Изображение лосей. Контурная и контурно-силуэтная вы­бивка. Орнаментально-скелетный стиль. Изображение антропоморфных существ, птицы. Изображение медведя, лыжника. Личины.

 

3.0. Горный Алтай. Многочисленность горноалтайских петроглифов. Важней­шие местонахождения - Елангаш, Кызыл-Кель, Калбак-Таш. Турочакская писаница.

3.1. 8000 рисунков Елангаш а. Разновременные изображения. Различные стили изображения оленя и лося. Изображения быка Своеобразный прием оформления бычьих рогов в виде петли. Группы антропоморфных изображений: 1 - изображе­ния показанные в фас; 2 - профильные изображения. Ажурные изображения живот­ных, стремление к прямоугольной трактовке туловища. Хронология.

3.2. Кызыл-Коль. Отдельное местонахождение в долине р. Елангаш вблизи оз.Кызыл-Кель. 1500 композиций на 5 кв. км. Рисунки в технике выбивки и граффити. Звери на скалах Кызыл-Келя (792 рис.). Козел, баран, олень, собака. Антропоморф­ные рисунки (94 изобр.) - схематические, фаллические, охотники с. луком, люди в рогатых головных уборах, всадники. Рисунки с геометрическим сюжетом (460 еди­ниц), солярные знаки, окружности, петлевидные знаки, триквестры.

3.3. Калбак-Таш. Уникальное местонахождение на правом берегу р. Чуй. Изобра­жения хвостатых людей с грибовидной головой, фантастические звери. Быки с ажурно орнаментированным туловищем. Грибовидные человечки с копьями и буб­нами. Боевые колесницы. Мистериальные процессии. Семантика изображений. Аналогии. Датировка.

3.4. Турочакская писаница. На берегу р. Бии вблизи г. Турочак. Крашеные изо­бражения лосей. Предполагаемый неолитический возраст изображений.

4. 0. Бассейн Верхнего и Среднего Енисея.

Наскальные изображения Тувы. Мугур-Саргол и окружающие его святилища. Скала Бижиктиг-Хая на р.Хемчик. Сыын-Чюрек. Саянский каньон Енисея - петрог­лифы в устье р.Джой и Кантегир. Хакасо-Минусинская котловина. Шалаболинские скалы. Оглахты. Боярская писаница.

4.1. Мугур-Саргол. Расположение памятника. Отдельные камни с рисунками. "Рогатые личины. Изображение быка. Колесницы. Окружение Myryp-Саргола. Петроглифы р.Чинге и Ортаа-Саргол. Связи с окуневской культурой. Изображения скифского времени. Колесницы, грибовидные и круглоголовые человечки.

4.2. Бижиктиг-Хая. Изображения быков с орнаментированным туловищем. Вьючные быки и геометрические фигуры. Рогатые личины саргольского типа. Ли­чины Верхнего Енисея и Верхнего Инда.

4.3. Сыын-Чюрек. Одинокая гора в степи. Изображения колесницы. Скифские олени и тюркские похитители невест.

4.4. Джойский навес. Крашеные петроглифы. Геометрические личины.

4.5. Скалы у р. Кантегир. Крылатые мифологические существа. Человек в колпа­ке. Чудовище, глотающее звезду. Быки и лани. Датировка петроглифов.

4.6. Шалаболинские скалы. Таежное влияние. Лоси и медведи. Изображение ло­док. Уральско-скандинавские параллели.

4.7. Боярская писаница. Изображение первобытного поселка. Стада домашних оленей. Бронзовые котлы скифского типа. Многофигурные композиции на скалах.

5.0. Восточносибирская тайга.
Петроглифы Ангары и Лены.

5.1. Каменные острова на Ангаре. Изображения лосей. Сближения с Томской пи­саницей. Изображения нерпы. Сцены охоты.

5.2. Петроглифы Шишкинских скал на Лене. Изображения лосей. Лодки с рога­тыми человечками. Антропоморфные демонические существа. Аналогии на Енисее и Алтае.

5.3. Петроглифы Байкала. Бухта Саган-Заба. Рогатые антропоморфные изображе­ния. Водоплавающие птицы. Олени. Нерпы из бухты Ая. Единый мир Сибирской тайги.

6.0. Забайкальско-монгольская художественная провинция. Выделение Забайкальско-монгольской художественной провинции по распространению харак­терных типов изображений - дворов-оградок, заполненных точками или человече­скими фигурами и парящими птицами. Писаницы селенгинского типа (по А.П. Ок­ладникову). Их ареал - от реки Толы до озер Хубсугул и Байкал. Основные место­нахождения Селенгинских писаниц - в районе Усть-Кяхты и по рекам Джиде и Се­ленге - Новоселенгинск, Мондогор-Хабсагай. Большой и Малый Алтан, Баян-Зурх и др. Верховья реки Шилки и ее притоки.

7.0. Центральноазиатский ареал петроглифов.

Включение в центральноазиатский ареал гор Инь-Шань, Западной Монголии, Тувы, Восточного Казахстана, Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша и других горных систем "Высокой" Азии. Общие для всего региона изображения. Колесницы, быки, личины, солярные знаки, геометрические изображения богини матери. Окончатель­ное сложение художественной провинции в раннем железном веке. Основные па­мятники - Чулуут (Монголия), Ямалык и другие памятники Тувы, Анджилга (Па­мир), Текке-Таш, Сураты (Памиро-Алай), Ур-Марал. Саймалы-Таш (Тянь-Шань), Тамгалы (Чу-Илийский хребет).

8.0. Петроглифы Нижнего Амура, Дальнего Востока и Тихоокеанского бассейна.

Сакачи-Алян и Шереметьевское. Изображения череповидных личин, личин - со­лярных знаков, лосей в скелетно-орнаментальном стиле. Распространение личин в Тихоокеанском регионе - культура дземон (Япония), пещера Хукопе (о. Хоккайдо), святилище Дэкогри (Южная Корея, сцены морского промысла, стилистическая бли­зость с петроглифами Карелии и Австралии), пещера Донг-Ной (Вьетнам), о.Нукухива (Маркизские острова), Центральная Австралия, о. Пасхи. Северо­западное побережье Северной Америки.

9. 0. Северо -Восток Азии.

Петроглифы р. Пегтымель (Чукотка). Сцены облавной охоты на оленей с лодок (на переправе) и с собаками. Изображение грибовидных антропоморфных человеч­ков (духов грибов), изображение лодок. Пять изобразительных канонов на петрог­лифах Пегтымеля.

IX. ИСКУССТВО ЭПОХИ БРОНЗЫ- 4 ч.

1.0. Переход к эпохе бронзы. Освоение бронзолитейного производства. Изобре­тение колеса и повозки. Широкое заселение степей Евразии. Пережитки каменного века на севере Европы и в Сибири.

1.1. Распространение культур, шнуровой керамики и воронковидных кубков в раннем бронзовом веке от Скандинавии и Средней Европы до Кавказа Особенно­сти шнуровой керамики - орнаментация оттисками витого шнура. Керамические формы - амфоры и кубки. Распространение каменных ладьевидных топоров.

1.2. Экспансия народа колоколовидиых кубков. Мегалиты. Их классификация - менгиры, дольмены, кромлехи, трилиты. Стоунхендж у г. Солсбери, Англия. Его размеры. Культовое назначение. Менгиры Карнака (Бретань). Дольмены Франции.

Северной Европы и Кавказа. Новосвободненские и Майкопские мегалитические гробницы. Кромлех у с.Вербовки. Гробницы Гавр-Иниса и Нью-Грейндж. Храмы и скульптуры о. Мальта.

1.3. Антропоморфные стелы Франции и Средней Европы. Условное схематическое изображение головы. Изображение рук, пояса, ступней ног. Изваяния из
Колоржа (департамент Гар), Мореля (Авейрон), Эпона и др. Стелы из Северного
Причерноморья (Казанка, Александрову Усатово).

1.4. Минусинские каменные стелы (окуневская культура XVIII-XIV в.в. до н. э.). Ареал минусинских стел в “треугольнике” по линиям улус Барбаков-Усть-Есь - Село Кав­казское. Своеобразие минусинских стел. Их зооантропоморфность. Насыщение художественными деталями. Орнаментация. Отсутствие поясов, рук, других под­черкнуто человеческих знаков. Многоярусность изображений.

1.5. Росписи и гравировки в гробницах Евразии, Геометрические росписи гроб­ниц Кеми-обинской культуры Крыма. Изображения лошадей и бога Смерти в уро­чище Клады (новосвободненская культура), курган в Кивике (Швеция), изображе­ния колесниц с возничим, процессий, топоров, солнечных дисков, лошадей.

1.6. Росписи и гравировки в погребениях окуневской культуры. Росписи Каракола (Горный Алтай). Антропоморфные изображения с бычьими рогами и лучами над головой, с птичьим опереньем. Использование красной и черной краски. Изображе­ния лосей и других животных. Гравировки в погребениях Минусинского края - личины, быки, хтонические чудовища.

 

1.7. Распространение сеймино-турбинских и карасукских бронз. Сейминский, Турбинский и Ростовкинский могильники. Наличие бронзовых ножей с изображе­ниями животных и человека. Параллели в наскальном искусстве. Карасукские ножи с зооморфными рукоятями.

1.8. Кобанская культура на Кавказе. Художественные кобанские бронзы. Грави­рованные топоры, бронзовая посуда, браслеты, булавки, фибулы. Триалетские кур­ганы - триалетский кубок, изображения оленей и процессия жрецов с кубками в руках.

1.9. Культуры степей Восточной Европы. Ямная, катакомбная, срубная. Их аниконичность. Отдельные произведения искусства. Орнаментация керамики. Случай­ные находки в Урало-Казахстанских степях. “Бараньи” плитки, жезлы, каменные фигурки. Городище Ар-Каим.

X. ИСКУССТВО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА. - 6 ч.

1.0. Начало железного века в Европе. Широкое распространение железных руд. Технический переворот, вызванный распространением железа.

1.1. Железный век Италии. Культура вилланова - ГХ-VIII вв. до н.э. Погребальные урны, бронзовая посуда. Орнаментация бронзовой посуды - геометрические укра­шения, изображения растений, водоплавающих птиц и стилизованных животных. Бронзовые ситулы. Жанровые и мифологические сцены на ситулах (период Чертоза). Влияние этрусков.

1.2. Гальштатский период в Средней Европе. Раскопки Гальштатского могильника (Юго-Западная Австрия). Погребения по обряду трупосожжения и трупоположения. Бронзовое и железное оружие, бронзовая посуда и украшения. Датирование могильника железным веком. Выделение периода Галыптат С и D - VIII-VII вв. до н.э. Украшения: фибулы (очкообразные. арбалетовидные, змеевидные, украшенные фигурками зверей). Кинжалы и мечи с антенами, расписные урны, культовые по­возки (Штреттвег). Гальштатская скульптура - мелкие статуэтки из глины и бронзы. Всадники, пешие люди, кони, быки, птицы. Зоо- и антропоморфные украшения глиняных сосудов. Схематизация образов человека и животных. Превращение их в орнамент.

1.3. Латенская культура. Ее датировка (V-I вв. до н.э.) Отождествление латена с кельтами. Первый этап латенского искусства - южное и юго-восточное влияние. Заимствование из Средиземноморья мотива маски. Изображения птиц и зверей в условно стилизованной форме на торквессах и фибулах. Украшения посуды (кув­шины нз Бас-Йютс, Франция). IV в. до н.э. - сложение вальдальтесгеймского стиля (по Якобсталю). Спиралевидные и ленточные орнаменты на торквесах. II в. до н.э.­распространение стиля “красивых мечей”. Украшение ножен гравировкой, расти­тельными и зооморфными орнаментами. Замена двухмерного орнамента трехмер­ным, рельефным. Кельтская скульптура. Схематическое изображение лиц и декора­тивных знаков. Кельтская мифология. Котелок из Гундеструпа. Римское завоевание. Романизация Галлии.

1.4. Скифо-сибирский звериный стиль. Культурно-историческое единство Евра­зийских степей в раннем железном веке. Свидетельства “Истории” Геродота о ски­фах. Киммерийцы и скифы в Причерноморье.

1.5. “Киммерийские” стелы и “оленные” камни. Ареал киммерийских стел - Се­верное и Северо-западное Причерноморье. Северный Кавказ, Южный Урал. Схема­тичные изображения предметов вооружения, шейных и височных украшений, диа­дем. Ареал оленных камней - Северо-западная Монголия, Тува, Горный Алтай, Забайкалье. Черты сходства между причерноморскими и центральноазиатскими стелами. Косые полосы на лицевой стороне, пояса, украшенья, оружие. Наличие на оленных камнях изображений животных в скифском стиле.

1.6. Происхождение скифского искусства. Передневосточная теория происхожде­ния искусства. Луристанские бронзы, Саккызский клад, Марлик. Курганы VII в. до н. э. на Кубани - Келермесские и Ульские курганы. Костромской олень. Мегульновский клад. Келермесское зеркало, ритон и секира.

1.7. Центральноазиатская теория происхождения скифского искусства. Курган Аржан в Туве. Присутствие в Аржане скифской триады. Датировка кургана Аржан и ранних скифских памятников на Саяно-Алтайском нагорье.

1.8. Расцвет скифской культуры в Причерноморье. Курганы Солоха, Чертомлык, Семибратние, Толстая могила; Куль-Оба в Крыму. Особенности скифского искусст­ва. Греческое влияние. Отражение скифской мифологии в искусстве.

1.9. Пазырыкские курганы Алтая. Уникальность Пазырыкских курганов. Находки в вечной мерзлоте. Органические материалы. Седельные покрышки. Татуировка на мумии “царя”. Влияние Ахеменидского Ирана. Аму-Дарьинский клад.

2.0. Гунно-сарматское время (II в. до н.э. - II в. н.э.) Выступление кочевников в Центральной и Средней Азии. Переработка скифского искусства гуннами. Ажурные поясные пряжки, золотые диадемы. Изображение тарандра. Золотая коллекция Пет­ра 1. Влияние гунно-сарматского искусства на формирование пермского звериного стиля.

XI. ИСКУССТВО АФРИКИ. -5 ч.

1.0. Африка - часть Старого Света. Проблема африканской цивилизации.
"Открытие" искусства негров европейскими авангардистами 1906-1907 гг. Первые
работы по африканскому искусству: Георг Швейнфут - 1875 г., Эйнштейн - 1915 г.,
Матвей (Вл. Марков) -'1919.

1.1. Предтеча увлечения африканским искусством в музыке и пластике - исследо­ватель Лео Фробениус. Труды Обермайера и Анри БреЙля. Исследования Анри Ло­та в Тассйлин-Аджере.

1.2. Основные регионы наскального искусства Африки. Наибольшее скопление африканских рисунков в Сахарском Атласе. Изображения древнего буйвола (конец палеолита - мезолит). Отсутствие сложных композиций и многофигурных панно.

1.3. Наиболее известные в Сахаре ареалы петроглифов - Тассилин-Аджер и Феццан, Тибести. Сцены охоты, пастушества, крупные изображения и красочные ком­позиции. Многочисленные палимпсесты. Обобщенная периодизация рисунков Са­хары: 1 - изображения животных “эфиопской фауны” - носороги, жирафы, слоны - 5000 - 2000 лет до н. э.; 2 - скотоводческий период - домашние животные - 2500-1000 лет до н. э.; 3 - период боевых колесниц - 1200 до н. э.- начало н. э.; 4 - период появления верблюда - 200-700 гг. н. э.

1.4. Петроглифы Восточной Африки - Эфиопия и Танзания. Расположение на­скальной живописи Эфиопии на территории Эритреи, в гротах Кароры и Асмары, а также в районе Харара. Древнейшие слои эретрейской живописи - быки с рогами в форме лиры. Более поздние петроглифы включают пастушеские сцены.

1.5'. Танзания - изображения в неглубоких пещерах и гротах в зоне парковой са­ванны. Наиболее ранние рисунки - слоны, носороги, жирафы. Развитие живописи от реалистических изображений к геометрическим. Отсутствие своеобразия стиля танзанийзской живописи - ее промежуточное положение между сахарскими и юж­ноафриканскими ансамблями.

1.6. Южная Африка. Расположение живописи преимущественно в горах. Много­численные палимпсесты. Монохромные отпечатки рук и отдельные, не связанные друг с другом изображения животных, выполненные силуэтно. Появление поли­хромией живописи, усложнение композиций, пространственные построения. Охот­ничьи сцены и мифологические персонажи. Наиболее распространенный сюжет полихромной живописи (антилопа), его распространение от Танзании до Намибии. Отсутствие в ранних рисунках домашних животных. Их появление в сопро­вождении широкоплечих чернокожих людей (банту). Пещера Бароаланд в Южной Африке - сюжет столкновения бушменов с банту, угон стада домашнего скота. Экс­прессия в позах людей и однотипная статичность в изображениях животных. Развитие южноафриканской живописи от примитивного натурализма до динамическо­го экспрессионизма и отчасти схематизма поздней эпохи. Скульптура Тропической Африки.

1.7. Особенности традиционной культуры в тропиках. Многочисленные изделия из дерева. Их недолговечность. Отсутствие архетипа. Динамичность в развитии искусства.

1.8. Древнейшие терракоты из селения Нок. Случайные находки. Открытие слоя с терракотами. Их датирование 500 г. до н.э.-200 г. н.э. Глиняные головы людей и животных. Своеобразное изображение глаз - высверленный зрачок, прямое верхнее веко и дугообразное нижнее. Аналогии в искусстве йоруба.

1.9. Терракотовая и бронзовая скульптура Ифе. Исследование Л.Фробиниуса и Б.Фэгга. Бронзовая фигура они (царя) Ифе, открытая в 1957 г. Связи Ифе и Бенина.

 

2.0. Бронзовое литье Бенина. Три периода Бенинского искусства: 1 - XIII-XVI вв.; 2 - XVI-XVII вв. и 3 - XVII-ХГХ вв. Упадок ремесел. Гибель города-государства. Бронзовая скульптура Бенина - головы, декоративные рельефы, статуэтки воинов, музыкантов, придворных. Использование техники утраченной восковой модели, как и в литье Ифе. Африканское придворное искусство. Ограничения в сюжетном и стилистических планах. Эволюция, обусловленная сменой технических, а не худо­жественных приемов.

2.1. Особенности скульптуры йоруба. Ее'мифологическое и религиозное содер­жание. Маски тайных союзов. Предметы магического назначения. Музыкальные инструменты.

2.2. Скульптуры Сао. Открытие культуры Сао на южном берегу оз. Чад (Сао - различные негроидные народности). Терракоты Сао - декоративный стиль их ис­полнения. Антропоморфные изображения животных, зооморфные изображения человека, смешанные миксантропические образы. Трактовка глаз в форме кофейно­го зерна. Сравнение скульптуры Сао и Нок. Различия в трактовке головы, размеров лба, глаз. Расцвет Сао XII-XVIII вв.

2.3. Культура Бакуба (Конго). Произведения бакуба - наиболее старые произведе­ния конголезской скульптуры. Прибытие Бакуба к берегам р.Санкуру в VI в. н. э. Расцвет бакуба в XVII в. Характерные особенности скульптуры - фронтальность иератичность позы, уменьшение пропорций сверху вниз, увеличение размеров го­ловы, натуралистичность форм. Кефаломорфные кубки. Прикладное искусство.

XII. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ. - 4 ч.

1.0. Заселение Американского континента человеком. Своеобразие американской цивилизации. Два центра цивилизации в Месоамерике и на Перуанском Побережье Тихого океана.

1.1. Освоение человеком Перуанского побережья. Пещера Токапала. Изображе­ние людей, животных гуанако, лангуста.

1.2. Исследователи Перуанской цивилизации - Макс Уле, Эфраим Сквайр, Уэнделл Беннет, Хулио Тельо.

1.3. Древнейшие пирамиды “ЛаФлориды” в Лиме. Храм “скрещенных рук” в Котосе.

1.4. Чавин. Древнейшие медные изделия. Пирамида, стелы, алтари, лестница ягуаров, стела. Раймонди. Культ ягуара в Чавине, влияние ольмекской культуры.

1.5. Цивилизации второго после Чавина поколения: Паракас Кавернос - погребения в бутылевидных могилах; Паракас некрополис - погребения в каменных каме­рах с коридорами. Захоронения мумий. Облачения погребенных. Украшения тканей фантастическими существами. Окраска тканей - 22 расцветки и 190 оттенков. Почи­тание рыб, “сфинксов”. Датировка Паракаса (конец IV в. до н.э.).

1.6. Культура Наска в долине рек Ика, Писко и Наска. Святилище “Эскакерия”. Геоглифы пустыни Наска (квадраты, треугольники, трапеции, десятки ящеров, рыб, птиц, пауков, изображения людей). Андская симфония Пола Косока.

1.7. Открытие культуры мочика (1899 г.). Главные центры в Чикама и Моче. Пи­рамида Солнца из 50 млн. штук кирпичей. Ее размеры (228x135 м, высота 48 м). Пирамида Луны (высота 21 м и 60x80м в основании). Росписи внутри пирамид Дру­гие пирамиды в Андах. Культура Тиа-Уанако. Монолит Понсе, ворота Пума-Пунку и Инти-Пунку - ворота солнца с изображение бога Виракочи (Кон-Тики). Первые бронзовые изделия в Новом Свете. Цветной текстиль, керамика, стилизованные изображения животных и геометрические фигуры.

1.8. Северная периферия мочика. Культура Вику с и развитие металлургии.

1.9. Основатели Ламбайеке - потомки женщины и птицы в полулунном головном
уборе. Погребальные маски с клыками во рту. Отголоски мочика и чавин.

2.0. Падение Ламбайеке. Строительство столицы нового государства Чиму - го­рода Чан-Чан в долине Моче (XII-XV вв. н.э). Преемственность с Ламбайеке.

2.1. Золотые и серебряные кубки Чиму в виде человеческой головы, многочис­ленные бронзовые изделия.

2.2. Возвышение Апуримака и Урубамба. Прединкское время. Мачу-Пикчу.

2.3. Возвышение Куско. Расцвет инков. Разгром Кахамарки и затем Чиму

2.4. История промежуточных территорий между Перу и Мексикой.

2.5. Побережье Эквадора, место находки древнейшей в Новом Свете керамики (культура вальДивия).

2.6. Пять типов архитектурных памятников Андийского нагорья: 1-ый тип харак­теризуется сооружением зданий из адобов, высушенных на солнце кирпичей (древ­нейший период); 2-ой тип - стены делались из дикого камня, сцементированного простым глиняным раствором; 3-ий тип - циклопическая кладка - доинкский пери­од; 4-ый тип - из камней различной формы (правление первых йнков); 5-ый тип - из камней прямоугольной формы, обтесанных со всех сторон, крепление путем пазов и шипов.

Месоамерика

Территория Месоамерики - современные Мексика, Гватемала, Гондурас, Сальва­дор, Никарагуа.

1.1. Расцвет культуры ольмеков XII-VIII вв. до н.э. Древнейшее божество ольмеков (“Богиня с косами”). Иконография богини - юность, зрелость и старость - уподобление трем годовым циклам - весна - лето - осень/зима.

1.2. Развитие образа от позы роженицы до постепенного превращения в паука. Образ утки - связь земли и неба. Двуголовость - различные ипостаси Богини-Матери. Другие мифологические образы в искусстве ольмеков. Образ ягуара.

1.3. Культура майя. Ее периодизация - доклассический период - XV в. до н.э. - II в. н.э.; классический - I-IX вв. н.э.; постклассический X-XVI в.в.н.э.

1.4. Древнейшие памятники майяского зодчества в Тикале. Цибильчальтуне и Вашактуне. Развитие монументальной архитектуры уже в III-1 вв. до н.э.

1.5. Наиболее древние пирамиды в Вашактуне (высота 9 м, почти квадратная в плане из 4 уступов) и “храм масок” в Тикале (украшение масками ягуаров).

1.6. Скульптура майя - терракотовые статуэтки в человеческом облике и мону­ментальная скульптура. Деление монументальной скульптуры на 2 группы - 1 - на­стенные рельефы и скульптуры внутри помещения и на фасаде и 2 - стелы и алтари.

1.7. Древнейшие росписи майя (склеп 166 в Тикале - середина 1 в. до н - изо­бражение 6 сидящих людей по 2 фигуры на каждой стене, кроме северной).

1.8. Самый высокий храм Тикаля (храм двухголовой змеи на стилобате из 9 сту­пеней). Его площадь (площадь нижней платформы 9000 м2). Высота пирамиды (70 м). Время сооружения, храма (VIII.в. н.э.). "Аналогичные по высоте постройки в Европе (Кельнский собор).

1.9. Другие города майя - Паленке, Пьедрас-Неграс, Йашчилан. Наиболее извест­ные постройки (“Храм Солнца”, “Храм Креста”, “Большой дворец”, “Храм надпи­сей” в Паленке).

2.0. Наиболее интересный из юго-восточных городов (на р. Копан в Гондурасе) Открытие Джона Стивенса. Храм с так называемой иероглифической лестницей (покрыта 2500 знаками).

2.1. Связь пластики культуры майя с архитектурой. Барельефы, которыми укра­шали стены зданий снаружи, медальоны для украшения внутренних стен, большие панели в святилищах храмов (“таблетты”).

2.2. Живопись майя. Связь живописи с иероглифическим письмом. Принципы передачи перспективы: большие фигуры внизу композиции, более дальние фигуры располагались во втором ряду. Построение изображений по принципу полос, под­нимающихся по вертикали.

2.3. Выражение движения экспрессивной контурной линией. Отсутствие светотени.

2.4. Состав палитры художника из локальных цветов, нередко контрастирующих друг с другом. Разнообразный набор красок. Несколько оттенков красного, желтая гамма, темно-коричневая, голубая.

2.5. Роспись (без грунтовки) на белой штукатурке наружных и внутренних стен зданий.

2.6. Деление фресок на орнаментальные, мифологические и условно исторические.

2.7. Открытие (1946 г.) в Бонампаке (штат Чиапас. Мексика, в долине реки Лякака) монументальной живописи майя.

2.8. Появление во II в. н.э. расписных сосудов. Начальные этапы росписи на ке­рамике (геометрические узоры). Преобладание красно-желтой гаммы фона с белы­ми, красными или черными линиями рисунка. Достижение впечатления монументальных фресок.

2.9. Формы изделий и тематика росписей. Их разнообразие: высокие цилиндриче­ские сосуды, горшки, чаши, блюда, кубки с изображениями животных, птиц, змей, людей, божеств и геометрических и растительных мотивов.

3.0. Культура ацтеков - главный город Теночтитлан - посредине озера Тескоко. Почитание солнечного бога Уицилопочтли. Пирамида Тенийуке - единственный памятник архитектуры. Культовая скульптура - базальтовая статуя богини земли - Коаликуэ. Гибель месоамериканской цивилизации в XVI веке.

XIII. ИСКУССТВО АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ. - 4 ч.

1.0. Заселение Австралии около 40 тыс. лет назад. Особенности материка, суще­ствование морского пролива даже в ледниковую эпоху.

1.1. Деление Австралии на ряд культурных провинций, каждой из которых свой­ственны свои особенности, в том числе, и в изобразительном искусстве.

1.2. Окраины континента - Южная и Восточная Австралия, Квинсленд, полуост­ров Арнхемленд, Кимберли и Западная Австралия - распространение реалистиче­ских наскальных изображений людей, животных и орудий.

1.3. Искусство Цен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: