Задание: выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.




Выбираете тип задания.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Демонстрационный вариант

Часть 1.

Задание: выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. НЕверным является утверждение:

  1. Звук [т] перед [с] меняется на [ц]
  2. Звук [д] перед [ш] меняется на [ч]
  3. звук [с] перед [т’] меняется на [с’]
  4. звук [с] перед [б] меняется на [з’]

А2. Слово, НЕправильно разбитое на слоги, содержится в ряду:

  1. тер-мо-метр, ин-филь-тра-ци-я, пре-па-рат
  2. кон-фор-ка, ло-ка-ли-за-ци-я, а-да-пта-ци-я
  3. ви-ско-за, ре-а-ни-ма-то-лог, а-це-тат
  4. скру-пу-лёз-ный, си-му-ля-ци-я, ко-ро-на-рный

А3. Верным является утверждение:

  1. Звук [р] всегда твёрдый перед любыми согласными кроме [j]
  2. Звук [р] перед всеми мягкими согласными произносится мягко.
  3. Звук [р] смягчается только перед гласной [и]
  4. Звук [р] смягчается перед [j], мягким [л’] и перед гласным [и]

А4. Выделенная согласная может произноситься как мягко, так и твёрдо во всех словах ряда:

  1. по т енциальный, деци б ел, р ельс 2. т ерапия, конг р есс, д екан
  2. анам н ез, д ефицит, д едукция 3. д еформация, р ейс, мо д ель

А5. Приставка сверх- имеет одно и то же значение во всех словах ряда:

  1. сверхдальний, сверхнатуральный, сверхмалый
  2. сверхсрочный, сверхлимитный, сверхкрасивый
  3. сверхштатный, сверхчеловеческий, сверхпроводящий
  4. сверхдальнобойный, сверхглубокий, сверхсметный

А6. Словообразовательный анализ:

  1. устанавливает лишь обнаруживаемые в настоящее время, в современном русском языке, отношения между родственными словами и не учитывает этимологических связей, утраченных в ходе развития языка;
  2. устанавливает обнаруживаемые в русском языке отношения между родственными словами и учитывает этимологические связи, утраченные в ходе развития языка;
  3. устанавливает лишь обнаруживаемые в настоящее время, в современном русском языке, отношения между близкими по значению словами и не учитывает этимологических связей, утраченных в ходе развития языка;
  4. устанавливает лишь обнаруживаемые в русском языке отношения между близкими по значению словами с учётом этимологических связей, утраченных в ходе развития языка.

А7. При составлении словообразовательной цепочки допущена ошибка в примере:

  1. поверхностность ← поверхностный ← поверхность ← верхний ← верх
  2. навязчиво ← навязчивый ← навязаться ← навязать ← вязать
  3. поднавесный ← навес ← навесить ← навешать ← вешать
  4. обезвреживаться ← обезвреживать ← обезвредить ← безвредный ← вред

А10. Значение ‘в частности’ имеет варваризм:

1. In vitro 2. In toto 3. In crudo 4. In specie

А11. Ошибочным является утверждение:

  1. все бесприставочные глаголы движения являются глаголами несовершенного вида;
  2. приставочные глаголы движения могут образовывать видовые пары;
  3. от бесприставочных глаголов движения несовершенного вида не могут образовываться парные глаголы совершенного вида с помощью приставки;
  4. все приставочные глаголы движения являются глаголами совершенного вида.

А12. Могут быть и одушевлёнными и неодушевлёнными все существительные ряда:

  1. рой, рота, отряд 2.животное, млекопитающее, насекомое

3.микроб, бацилла, бактерия 4. чудище, страшилище, истукан

А13. Одним из основоположников теории русской орфографии является:

1/В.К.Тредиаковский 2/ Д.Н.Шмелёв 3/ В.В.Виноградов 4/ Ю.Д.Апресян

А14. Орфографическая ошибка допущена в ряду:

1. Патрик Мак-Доннел, Агамали-оглы, Кощеева смерть

2. Версальский мир, мезозойская эра, Всемирный конгресс профсоюзов

3. Всемирный Совет Мира, Генеральный Прокурор Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности

4. орден Отечественной войны, собор Парижской Богоматери, Великое герцогство Люксембург

А15. Орфографическая ошибка допущена в предложении:

  1. Всюду валялись стреленные пулемётные ленты с железными гильзами, раздавленные немецкие фляжки, неразорвавшиеся мины.
  2. Первые прохладные лучи стали медленно разливаться по земле, зажигая на игольчатом листе устелиполя ещё не выпитую ящерицей бусинку-росинку.
  3. Пока я дремал, откуда-то набежавший ветер расслоил на западе тучи и к длинной, в полнеба, щели прильнул немигающий глаз заходящего солнца.
  4. Как Варя с пионерами ни старалась, как ни выпалывала сорняки, но всё же запущенному просу помочь не удалось, и оно выглядело низкорослым и тщедушным.

А16. Для бессоюзного сложного предложения не характерна:

  1. обязательная равнозначность частей;
  2. возможность вставки сочинительного союза между частями;
  3. возможность вставки подчинительного союза между частями;
  4. передача отношений равнозначности частей в виде перечисления или сопоставления.

А17. Подлежащее выделено верно в предложении:

  1. Дурака учить – что мёртвого лечить. 2. Жизнь прожить – не поле перейти.
  2. Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. 4.Сзади наплывали новые груды листьев.

А18. Варианты употребления знаков препинания не предусмотрены правилами оформления

  1. бессоюзных сложных предложений,
  2. обособленных определений и приложений,
  3. вставных конструкций,
  4. однородных обстоятельств.

А19. Правильный вариант расстановки знаков препинания в данном предложении указан в примере:

По указаниям персидской медицины(1) при встрече с больным врач обязан пользоваться мягкой речью(2) быть на всём протяжении встречи с ним внимательным(3) сердечно(4) дружественно настроенным(5) и делать всё это(6) для того(7) чтобы умышленно не затягивать болезнь(8) способствовать её быстрейшему лечению(9) чтобы обеспечивать выздоровление больного(10) и предупреждать рецидивы болезни.

  1. 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9 – запятые 2.2, 3, 4, 7, 8, 9 – запятые; 1 – двоеточие
  1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 – запятые 4.2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 – запятые; 1 – двоеточие

А20. Слова, не являющиеся родственными с точки зрения этимологии, присутствуют в ряду:

  1. сутки, ткать, стык 2.язык, союз, уж 3. порочный, отречься, порицать
  2. звук, звенеть, озвереть

Часть 2.

В1. Поставьте ударение в словах. Бархотка, апостроф, генезис, ворожея, кровоточить.

В2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Снадобье, жабры, валенки, болотце, плечо.

В3. Восстановите словообразовательные цепочки для данных слов:

Поговорка, окологлоточный, переглядываться, по-ребячьи, бесприданница

В4. Подберите синонимы к следующим фразеологизмам.

  1. Яблоко Эриды, 2.Филигранная работа 3.Ярмарка тщеславия
  2. Краеугольный камень 4.Бочка Диогена

В5.1. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях.

  1. Цвета терялись не было не запылёной и бурой зелени травы не пожелтелости и зелени свежекошенного сена не ни ясной мутной голубезны речьной воды, а лиш тёмное и светлое как бываит вомгле – когда чорные придметы видемы лиш оттого, что они чернее ночи.
  2. За короткое прибывание в отряде, он скапил такое количевство не выполненых, не сдержанных обещаний, и не осущестлёных хотений, что, каждое из них вотдельности даже выполнянное потеряло-бы всякий смысл и значение. (А.Фадеев)
  3. По тому, как засвятились курчавые головы сосен и острые шпили елий угадовалось, что поднелось солнце, и, что заневшийся день обещаит быть ясным, и морозным. (Б.Полевой)
  4. При вычетание пятиста сорока пяти из шестдесят восми тысечь девятьсот двадцатитрёх, мы получим разницу равную шестдесят восми тысечам трёмста семдесят восми а при сложение вычетаимого с семиста восемьюдесятью шестью получим сумму равную одной тысече тремяста трицати одному.
  5. Когда туман росеелся и тёмно серые облока поднились в верх и росстаели, когда солнце покозалось из за гор и всё кругом засеяло в его лучах турист прашол уже киллометров семь от села, в котором ночивал, и в котором оставел много друзей.

В5.2. Укажите часть речи выделенных слов (в контексте предложений задания В5.1) и составьте словосочетания со словами, омонимичными данным, но принадлежащими к другой части речи.

В6. Укажите стилистические (синтаксические) фигуры, использованные в следующем отрывке:

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы. (И.Бродский)

 

 

1. Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Запишите в тетрадь верный вариант.

1. Было всего двадцать юношей, окончивших курсы и которые отправились на фронт.

2. Ученики, принимающие участие в олимпиаде и которые пройдут два тура, получат грамоты.

3. Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои и которая в свои 30 лет больна чахоткой.

4. Я познакомился с человеком, прочитавшим много книг и который собирал марки и значки.

5. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты не будет.

6. Он любил игру в шахматы и играть в волейбол.

7. Автор показывает героя своего времени и как общество влияет на него.

8. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах и который приняла комиссия.

9. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

10. Родион Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

 

2.Расставьте ударение в следующих существительных.
Добыча, доска, дремота, зевота, кладбище, клещи (инструмент), клещи (насекомые), крапива, мозолей, мусоропровод, невидаль, пахота, похороны, просека, простыня, простыню, простынь, римлянин, свекла, стебля, таможня, творог, тефтели, туфля, ходатайствовать, чайная, щепоть, юродивый, плато, пихта, закупорка, коклюш, медикамент, названый (брат), пасквиль, предвосхищение, украинец, цыган.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: