Положение о смотре-конкурсе
Научно-технического творчества обучающихся «СТАРТ»
1. Общие положения
1.1. Открытый смотр-конкурс научно-технического творчества обучающихся «СТАРТ» (далее – конкурс) ежегодно проводится Самарским государственным университетом путей сообщения в рамках Молодежного научного форума «Дни студенческой науки».
1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок проведения конкурса. Положение разработано в соответствии федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», нормативными документами Самарского государственного университета путей сообщения (далее – университет).
Цели и задачи конкурса
2.1. Целями конкурса являются:
· повышение качества подготовки обучающихся посредством пробуждения интереса, создания и закрепления творческого отношения к профессиональной деятельности через активную исследовательскую, рационализаторскую и изобретательскую деятельность;
· выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов.
2.2. Основные задачи конкурса:
2.2.1. Выявление, отбор, поощрение и поддержка через конкурсные процедуры:
· лучших инновационных идей, проектов, изобретений обучающихся, выполненных как индивидуально, так и в группе;
· обучающихся, имеющих наиболее высокий уровень результатов деятельности в просветительских, исследовательских, проектных, экспериментальных, конструкторско-технологических работах и готовность к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства;
· активных организаторов инновационной творческой деятельности и преподавателей, подготовивших обучающихся, которые показали лучшие результаты на конкурсе.
2.2.2. Совершенствование системы конкурсных мероприятий, направленных на развитие научно-технического творчества и молодежных инициатив, включая:
· формирование у обучающихся ценностей научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;
· повышение уровня овладения студентами различными типами деятельности, используемыми в научно-техническом творчестве (исследование, конструирование, проектирование);
· определение путей перехода от вербальных форм работы к деятельностным, позволяющим развивать у обучающихся необходимые для научно-технического творчества способности и компетенции, создание условий для использования деятельностного подхода в развитии научно-технического творчества;
· вовлечение научно-педагогических работников университета в осуществление научного и инженерного сопровождения деятельности по развитию научно-технического творчества студентов в качестве экспертов, консультантов, руководителей научной и инженерно-технической деятельности.
Организация и проведение конкурса
3.1. Подготовка и проведение конкурса осуществляется под руководством проректора по науке и инновациям непосредственно отделом научно-исследовательской работы обучающихся и отделом научных изданий и информации университета.
3.2. Для организации конкурса ежегодно на основании предложений филиалов, факультетов и кафедр университета формируется организационный комитет конкурса, который определяет перечень основных направлений и тематических номинаций конкурса (далее – перечень), соответствующих проблемам и потребностям железнодорожного транспорта и прорывным задачам научно-промышленного развития общества.
3.3. По каждой из тематических номинаций могут быть представлены результаты деятельности в сфере научно-технического творчества, полученные обучающимися как индивидуально, так и коллективно, в том числе в составе межучрежденческих проектных команд.
3.4. К участию в конкурсе по направлениям и номинациям, определенным в перечне, принимаются изделия и макетные образцы[1], представляющие результаты:
3.4.1. Научно-технического моделирования. Представленные на конкурс модели или макеты должны быть снабжены описанием технических характеристик, конструкторскими или техническими чертежами и др. Возможные области моделирования:
· начальное техническое моделирование;
· технические инсталляции;
· робототехника;
· радиосвязь, радиоспорт;
· авто- и мотодело;
· исторические реконструкции;
· архитектура и др.
3.4.2. Исследовательских работ. Представленные на конкурс описания полученных обучающимися новых знаний об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода должны содержать постановку проблемы, описание методик исследования, собственные экспериментальные данные, их анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Возможные области исследований:
· техника и инженерные науки
· материаловедение;
· химия и нанотехнологии;
· геология;
· экология и техносфера и др.
3.4.3. Проектных разработок. Представленные на конкурс результаты проектов – новые объекты и явления, отличные по своим характеристикам и свойствам от известных, в виде самостоятельно разработанных и изготовленных изделий (услуг), обладающих новизной. Возможные области выполнения проектов:
· инженерно-технические проекты;
· информационные технологии и программирование;
· мультимедиа;
· технический дизайн;
· компьютерное моделирование узлов, механизмов;
· социальные проекты и менеджмент технологической деятельности и др.