Чернецова С.Б. (Ярославль)




«Синяя баба» Берендеева болота

(некоторые сакральные места Ярославской области).

 

Последнее десятилетие уходящего двадцатого века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Наряду с этим, мы можем так же отметить устойчивое повышение интереса к т.н. «научному туризму» людей, жизнедеятельность которых не связана с наукой. Предметами поиска и изучения зачастую становятся природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Как правило, все эти места или объекты особо почитаемы местными жителями и довольно часто считались священными или же наоборот – «нечистыми».

Хотя почитание «священных» или «нечистых» мест играло в традиционной культуре русского народа весьма важную роль, определить или идентифицировать время возникновения тех или иных местных культов очень сложно. Дело в том, что они остаются малодоступными и малоизвестными для науки. С другой стороны, подобная локальность и в прямом смысле «малодоступность» способствуют более полному сохранению целостности обрядов и более длительной их «жизнеспособности». Одним из подобных мест в Ярославской области можно считать район Берендеева болота Переславского района.

Описываемая местность, находится на стыке двух областей – Ярославской и Владимирской. Местность эта, без сомнения, представляет определенный интерес в плане существования преданий о некогда существовавших здесь культовых камнях и сохраненной до сих пор уникальной обрядности, так или иначе связанной с ними. Один из культовых объектов, т.н. «Синяя баба» или «Синий камень» хорошо известен в краеведческой литературе, прежде всего благодаря трудам замечательного Переславского исследователя М.И. Смирнова.

О «Синей бабе» Берендеева болота мы знаем достаточно много. Идол простоял на месте много веков, пока в середине 19 века его не постигла участь более знаменитого «Синего» камня, лежащего у Александровой горы под Переяславлем-Залесским «….бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули её и часть отбилась » (1)

Остатки расколотого идола (та самая отбившаяся часть), оставалась на месте еще довольно долго. Местное население по-прежнему называло остатки валуна «Синей» или «каменной бабой» и особо чтило её. «…Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб…» (Смирнов М.И., 1919 г.). Многие помнят, что камень действительно имел серо-синеватый цвет.

В 1932 году отсюда начали брать валуны и камни в качестве балласта для строительства ж/д насыпи. По всей видимости, туда и пошел расколотый камень. Многие пожилые местные жители хорошо помнят, как выглядели остатки идола и уверенно описывают его размеры – 2 х 2,5 х 1,5 метра.

Остальные сакральные «объекты» становятся видны только при более широком исследовании всей местности, именуемой Берендеево болото и достаточно обширных территорий прилегающих к нему. Дело в том, что на данной территории, вплоть до наших дней сохранилась традиция совершать крестный ход вокруг болота.

В ходе полевых исследований летом 1992 года удалось выяснить, что на самом деле существовало два крёстных хода. Назовём их условно «Большой» и «Малый» круг.

Совершенно очевидно, что «Большой» круг совершался ежегодно с целью снятия порчи и освящения той местности, в центре которого находилась «Синяя баба» или «Синий камень». «Малый» круг должен был освятить другой весьма чтимый в данной местности объект - «Оринин источник».

«Большой» круг начинался ежегодно 1 июля с выноса из Переславля- Залесского чудотворной иконы («Боголюбимая» -?). В течение нескольких дней икону обносили вокруг Берендеева болота через села: Владимирово, Егорьево, Багримово, Чернецкое, Радионцево, Лаврово, Василисино, Петровское. Завершался круг в пос. Берендеево. Затем оттуда икона возвращалась в Переславль-Залесский.

В ходе полевых изысканий летом 1992 года нам удалось зафиксировать несколько преданий о «Синей бабе»:

1. «…на этом самом месте, когда - то в старину мать прокляла дочь, вот дочь то и превратилась в камень» (Малышева А.Ф., 1915 г.р. с. Чернецкое)

2. «… давным-давно жила на Волчьей горе богатая женщина и у нее утонул сын в озере. Она плакала и проклинала сына, вот озеро то и ушло по Трубежу в Переславль. А женщина та окаменела, и стоит у остатков озера в центре болота. Озерцо то и в самом деле имеет форму лежащей женщины. Даже грудь видно…» (Зиновьев А.П., 1928 г.р. с. Берендеево)

Озерцо это, у которого по преданию стояла «Синяя баба» до сих пор называется у местных жителей – Волчёнка. Интересно и название другого населенного пункта, находящегося по соседству – Волчьи горы.

«Малый» круг шел от села Чернецкое по направлению к селу Малые Вески. Этот ход как бы составлял часть «Большого» круга и проводился тогда, когда чудотворная икона находилась в Чернецком. Икону выносили из Чернецкого и несли от моста через р. Киржачь по направлению к с. Еловка до Перикальского пруда, но, не доходя до него. Как утверждают местные жители, несли икону не по дороге, а через поле «…прямо через рожь». Диаметр «Малого» круга – 5 километров. На реке в месте именуемом «Оринин источник» совершался молебен. Заканчивался круг в с. Петровском Многие из деревень ныне уже не существуют, но местные старожилы помнят, как совершались эти крестные ходы.

Место, где расположен источник, пользуется у местных жителей дурной славой. Местный информатор Зиновьев А.П., 1928 г.р., рассказывал, что в народе считалось, что «… Орина балует. Зимой в этом месте люди плутают и выходят все неизменно к Большим Вёскам. Испокон веку на меже рядом с ключом хоронили удавленников». По поводу происхождения старожилы рассказывают «…шел муж с женой из гостей. Проходя мимо источника, мужик утопил в нем жену за грехи» (Малышева А.Ф., 1915 г.р. с. Чернецкое).

В данном случае мы можем отождествлять «Оринин источник» с представлениями о «мертвой» воде. Здесь уместно будет вспомнить о «Синем» камне на Плещеевом озере. По преданию он первоначально лежал в овраге у ручья с чистой, т.е. «живой» водой (2). Любопытно и другое сравнение. У «хорошего» Переславского камня народ устраивал гуляния «… они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть»(3). Не смотря на активные многовековые старания православной церкви некоторый «позитивный» оттенок характера камня сохранился до наших дней. Идол «Синяя баба» имел явный негативный характер. По сложившемуся у автора мнению, местные представления о «нечистоте» Берендеева болота связаны именно с ним. В подтверждение этой мысли приведем несколько аргументов:

1. значительный радиус «Большого» круга крестного хода – нежелание близко подходить к «нечистому» месту. Или опасение близко подносить к нему чудотворную икону;

2. традиция выворачивать платье наизнанку и пятиться отходя от камня. В этом действии видится стремление обмануть идола, убедить его в том, что уходит совершенно другой человек, нежелание выдать или обозначить себя.

Район Берендеева болота – уникальное сакральное место в Ярославском Поволжье. Если культ камня на Верхней Волге это достаточно распространенное явление, то традиция поклонения идолам – практически не встречается.

Многие сакральные объекты народной культуры появились в научном обороте только благодаря поисково-исследовательской деятельности туристических или краеведческих кружков школьников и студентов, краеведов-любителей. Достаточно привести пример - понятие «камень–следовик» появился в исторической науке в середине 60-х г.г. двадцатого века, благодаря деятельности краеведа-любителя Ильина С.Н. из г. Шуя (Ивановская область). До появления его первых, сугубо краеведческих (!) работ, культовые камни в среде ученых, практически не изучались. Сегодня интерес к ним очень велик. Помимо появления серьезных исследовательских работ, в сети Интернет существует несколько сайтов, где обнародована информация о разнообразии проявлениях культов камня в регионах России. Большая часть информации представлена туристами, местными краеведами и просто энтузиастами. Безусловно, что информация нуждается в проверке, но в любом случае, мы имеем конкретные адреса для поисков.

Литература:

1. СмирновМ. И.Старые боги // Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества. — Переславль-Залесский, 1919. — №4. — С. 8.

2. Комаров К.И. Древние боги Ярославской земли // Сообщения Ростовского музея. – Ростов, 2003. - Вып. –14.

3. Житие Преподобного Иринарха // Памятники древней русской письменности, относящиеся к смутному времени. Русская историческая библиотека. — СПб., 1909. — Т. 13. — С. 1373— 1374.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: