Приведем доказательства.




Можно ли «Войну и мир» назвать эпопеей?

А) Структурные особенности романа Л.Н.Толстого

В романе 4 тома и эпилог:

I том - 1805 год.

II том - 1806 - 1811 годы.

III том-1812 год.

IV том-1812-1813 годы. Эпилог- 1820 год.

Б) воплощение судеб народов, сам исторический процесс

· Картины русской истории (Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

· События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

· Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

· Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

· Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др).

· Огромное количество человеческих характеров.

· Большая протяженность во времени (15 лет).

· Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поме­стья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

 

Таким образом, замысел Толстого требовал создания ново­го жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

 

Джон Голсуорси, английский писатель рубежа веков, писал о «Войне и мире»: «Если бы пона­добилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «ве­личайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

 

В) многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому пере­мещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов игра­ли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Тол­стого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрыва­ется на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участ­ником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих геро­ях.

Смысл названия романа

Какой смысл имеют слова в о й н а и м и р в названии романа?

Мир – это и отсутствие войн, раздоров и вражды между людьми. Но это не только отсутствие войн. Это и жизнь, окружающая человека (живет в мире), иобщее согласованное действие (всем миром), и единение людей, и – самое главное – мир «как» не просто вся связь человеческой жизни (жизнь в миру), но и особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок».

Столь же многозначно и другое ключевое слово романа – война. «Война и мир» - ведь это все в человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. Это две концепции бытия, два уровня понимания жизни представляет ли она собой столкновение исходящих лишь единичные стремления, слепой произвол случайности – словом, «войну» (вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в состоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, - смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и его жена? И разве любая интрига, вообще интрига как таковая – не военная операция? Или же жизнь представляет собой по своей глубокой, скрытой, потенциальной сущности мир – общую связь людей, единство, согласие, целесообразную связь.(Ю.Бочаров)

«Война и мир» как художественное целое.

Много миров сталкивается на страницах романа-эпопеи. Это

1. Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый.

2. Мир семьи.

3. Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство)

4. Мир нации.

5. Мир всех людей, живущих на земле.

6. Мир природы в ее самостоятельном развитии.

Каждый человек живет во множестве этих миров. Так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе и т.д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми, гармонии, духовного единения (Пьер и Андрей).

II. Композиция (записать под диктовку).

I том (Пролог) – вступление в мир разъединенный на миры людей, где рушатся связи в одной семье, даже если ее члены любят друг друга; разрушены связи между господами и холопами, солдатами и офицерами, и даже – между офицерами.

II том (Завязка) – жизнь души, ее неблагополучие и попытка найти себя в мире людей и «природы», «мысль семейная».

III том (Развитие действия) – единство людей в борьбе с единым врагом – «мысль народная» эпопеи.

IV том – Бородино, кульминация. Обретение разрушенной гармонии как в мире людей, так и в мире души.

Эпилог – развязка. Мир семьи и мир души. Рождение нового поколения.

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в рома­не. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Алек­сандр 1) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную амо­ральность).

Задание на дом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: