Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после Петра и Павла.
Святой благоверный царь Константин Великий построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.
Греческий храм в честь Двенадцати апостолов есть и в Капернауме – в тех местах,
где Господь любил уединяться,
где звучали Его проповеди,
где совершались чудеса – исцеление расслабленного, исцеление тёщи апостола Петра.
На фото в календаре – храм 12-ти апостолов на святой земле, в Капернауме.
Можно ли считать случайным, что Иисус избрал именно двенадцать апостолов?
Несомненно, Он видел в них своего рода родоначальников общины Нового Завета, - подобно тому как древний Израиль вёл происхождение от двенадцати патриархов.
Спаситель говорит о престолах, на которых воссядут двенадцать Его учеников.
Знаменательно, что после измены Иуды апостолы сочли необходимым выбрать на его место другого, чтобы сохранить число двенадцать.
Греческое слово “апостол” означает “посланник, слуга”, - то есть апостолы были посланниками, слугами Христа.
Ещё они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему, и более всех слушали Его святое учение.
Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти.
Для того, чтобы открыть миру Свое всемогущество, Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов - из бедных, незнатных родов (не было среди апостолов ни царей, ни вельмож, ни первосвященников, а были самые простые люди).
Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия - и неотлучно следовали за Учителем.
По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).
Это - апостол Петр;
апостол Андрей Первозванный;
апостол Иаков Зеведеев;
апостол и евангелист Иоанн Богослов;
апостол Филипп;
апостол Варфоломей;
апостол Фома;
апостол и евангелист Матфей;
апостол Иаков Алфеев;
апостол Иуда, брат Господень;
апостол Симон Зилот;
и апостол Матфий.
Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время.
Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49).
Из них - по крайней мере - Андрей и Иоанн - прежде были учениками Иоанна Крестителя.
Пребывание со Христом пробудило в них веру в Него, однако после первой встречи с Учителем они ещё на некоторое время возвращаются к своим привычным делам.
Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы видели чудеса Господа в Галилее, и слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1).
Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12).
Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем.
Вплоть до ареста Христа они уже не отлучались от Господа,
от Которого обучались,
и готовились к последующему выходу на проповедь.
Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами апостола Петра была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия.
Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру.
В Евангелиях описаны - и примеры маловерия апостолов, и непонимания ими слов и дел Христа.
Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля, они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мк. 9:33; Лк. 9:46).
Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию,
а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75).
Один из двенадцати даже стал предателем.
Даже после Воскресения Христа некоторые из них ещё сомневаются (Мф. 28:17), и продолжают по земному понимать учение о Царствии.
И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.
Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную», лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26).
Силою Его (Духа Святаго!) они и совершали дело своего служения до самой смерти.
Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.
Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически.
Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, - также как и Пётр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот.
Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены.
Фома – проткнут копьем.
Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий:
его бросали в кипящее масло,
томили в заключении.
Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий,
а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.
Аминь.
https://simvol-veri.ru/xp/grecheskaya-cerkov-sobora-dvenadcati-apostolov-kapernaum.html