Рекомендуемые образовательные технологии: лекция, лекция–дискуссия, лекция с проблемным изложением, лекция–консультация, самостоятельная работа студентов, реферирование.
Методические рекомендации для преподавателей: при проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (мозгового штурма, работы в малых группах, разбора конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, коммуникативного тренинга, деловых и ролевых игр, проектных методик и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
6.1.Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Самостоятельная работа студентов, направленная на освоение основной образовательной программы направления подготовки 051000.62- профессиональное обучение (по отраслям) включает в себя подготовку к аудиторным, в том числе практическим (семинарским) занятиям.
Практические (семинарские) занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» имеют четко выраженную профессионально-практическую направленность и органично связаны с другими формами организации учебного процесса.
Целью самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим занятиям является освоение учебной дисциплины в полном объеме, углубление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебно-методической литературой и нормативными материалами. Эта форма работы развивает у студентов самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических (семинарских) занятий вырабатываются необходимые для публичных выступлений навыки, совершенствуется культура речи.
Данная цель предполагает решение следующих задач.
1. Формирование у будущих педагогов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека на всех стадиях его жизненного цикла.
2. Выработка навыков работы с научно-методической литературой и анализа законных и подзаконных актов.
3. Развитие необходимых для публичных выступлений навыков и совершенствование культуры речи
Практические (семинарские) занятия являются средством контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов.
Содержание лабораторных и семинарских занятий
Раздел 1.
Занятие 1. Дидактический тест для проведения входного контроля студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности »
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Определите объект и предмет, цель и задачи дисциплины, ее связь с другими науками.
2. Роль науки и образования в обеспечении БЖД.
Раздел 2.Безопасность жизнедеятельности и производственная среда
Занятие 2. Метеорологические условия
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Параметры, определяющие микроклимат; терморегуляция, пути теплоотдачи.
2. Гигиеническое нормирование производственного микроклимата.
3. Требования к микроклимату в учебных и производственных помещениях.
4. Комплекс мер, направленных на оптимизацию параметров микроклимата
Занятие 3. Освещение помещений и рабочих мест
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1.Основные светотехнические понятия и единицы.
2.Основные зрительные функции и их зависимость от освещения.
3.Гигиенические требования к производственному освещению.
4.Виды производственного освещения.
5.Нормирование производственного освещения.
6. Требования, предъявляемые к освещению в учебных и производственных помещениях.
Занятие 4,5. Производственный шум и вибрация
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Характер воздействия на организм повышенных уровней шума и вибрации
2.Меры защиты от воздействия производственного шума.
3.Нормирование шума.
4.Физическая и гигиеническая характеристика производственной вибрации.
5.Виды вибрации и влияние её на организм.
6.Нормирование вибрации.
Занятие 6. Производственная пыль и производственные яды.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте источники и дайте классификацию производственной пыли.
2. Как вредные вещества проникают в организм?
3. Какие заболевания возникают при воздействии производственной пыли на организм человека?
4. Какие существуют меры профилактики пылевых заболеваний?
5. Укажите возможные пути поступления вредных веществ (ядов) в организм человека.
6. Какое влияние оказывают вредные вещества на организм человека?
7. Какие меры профилактики профессиональных отравлений существуют?
Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Занятие 7. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Чрезвычайные ситуации. Классификация, причины возникновения.
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основные задачи РСЧС.
3. Силы и средства РСЧС.
4. Понятия о поражающих факторах Ч.С. и их классификация.
5. Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС.
6. Организация защиты населения в мирное и военное время.
7. Глобальные проблемы БЖД.
8. Основные принципы устойчивого развития.
9. Основы экологической культуры.
10. Национальная безопасность. Защита Отечества.
11. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.