Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер.




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО­СОЦИАПЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ………… 7

Основные понятия и принципы сопровождения………………. 9

Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях 19

Основные этапы индивидуального сопровождения………………………… 21

Основные этапы системного сопровождения.......................... 22

Качественная диагностика как фундамент сопровождения …………….. 23

 

Глава 2

ОРГАИИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО­СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ.................................................................................................. 27

Концепция сопровождения в ДОУ...................................................... 29

Организация деятельности службы сопровождения.......... 31

Организация диагностики в системе сопровождения...... 36

Организация психолого-медико-педагогических

консилиумов........................................................................................................ 39

Организация учета катамнеза.............................................................. 43

 

Глава 3

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫРИСКА »................... 45

Общие сведения.............................................................................................. 47

СОМАТИЧЕСКИ ослабленные дети и их сопровождение 52

Сопровождение агрессивного ребенка......................................... 60

Диагностика агрессивного ребенка............................................ 65

Направления сопровождения агрессивного ребенка... 68

Методы сопровождения агрессивного ребенка................ 74

Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения 78

Сопровождение гиперактивного ребенка.................................... 80

Характеристика гиперактивности.................................................. 80

Диагностика гиперактивного ребенка....................................... 84

Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи 87

Сопровождение замкнутого ребенка.............................................. 95

Коррекционная работ 99

Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи 102

Характеристика детей с общим недоразвитием речи 102

Комплексное обследование детей с ОНР 106

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОН Р в логике

сопровождения.............................................................................. 109

Формирование фонетико-фонематических компонентов речи 111

Формирование фонематического восприятия.... 112

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза 113

Формирование лексико-грамматического строя речи 116

Развитие связной речи................................................................ 118

Коррекционно-педагогическая работа воспитателя 119

Работа с родителями.................................................................... 120

Глава 4

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ ……………….. 121

Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ. 123

Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения 128

Работа с родителями в логике сопровождения................ 135

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей

нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи................................................ 143

2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения 151

3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению

ребенка. Индивидуальная карта сопровождения 159

4. Основные характеристики развития детей......... 161

5. Протокол наблюдений.................................................................. 164

6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка 165

7. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого 168

8. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность

к присутствию других....................................................................... 171

9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми 172

10. Гиперактивность. Анкета для родителей

11. Гиперактивность. Анкета для педагога...................... 177

12. Симптоматика....................................................................................... 178

13. Анкета для родителей М. М. Безруких........................ 179

14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми 181

15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми 184

16. Логопедическое обследование детей....................... 188

17. Планирование фронтальных занятий логопеда

18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах.............................................. 210

19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада 221

20. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР

 

ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 227

21. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 227

 

ВВЕДЕНИЕ

Идея сопровождения (от англ. guideness) возникла как практичес­кое воплощение идеи гyманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в систе­ме образования с 1994 года.!

Технология «Сопровождение в образовании» развивается в Рос­сии как особая научно-практическая область на основе мультидис­циплинарного подхода, обретает свою методологию и организаци­онную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, со­здать условия для полноценного развития детей, обеспечить их пси­хическое и соматическое здоровье.

В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровож­дения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефекто­логов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в иде­ологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагиро­вать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в сис­теме «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не вклю­чают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является сознание пси­холого-педагогических условий для полноценного развития и станов­ления совершенствующейся социально- спешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.

 

Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педа­гогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения разви­тия детей. В существующей практике выделяются разные организа­ционные службы сопровождения:

I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном уч­реждении.

ТТ. районные (независимые) ППМС-центры.

III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультации.

Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, ви­доизменяются в решении проблем ребенка.

Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в до­школьных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, Т. К. основы большинства «про­блем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте.

При разработке научно-методических материалов по сопровождению детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации поданной проблеме и организацию сопро­вождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга.

Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы

 

 

Теоретические основы

психолого‑

педагогического медико‑

Социального

Сопровождения развития

Ребенка

· Основные понятия И принципы сопровождения

· Сопровождение ребенка в обще -
образовательных учреждениях

· Основные этапы индивидуально­го сопровождения

· Основные этапы системного сопровождения

· Качественная диагностика как фундамент сопровождения

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И ПРИНЦИПЫСОПРОВОЖДЕНИЯ

История зарождения в системе образования системы комплекс­ной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризо­ваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов раз­ного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развиваю­щих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала разви­ваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопро­вождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных трупп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребен­ка на полноценное развитие.

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях разви­тия нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медика-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в сис­теме образования, которые автономны по отношению к другим об­разовательным учреждениями связаны с последними только дого­ворами о сотрудничестве. Службы сопровождения - структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Концепция сопровождения как новая образовательная техноло­гия в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995-2001).

Ею выделено несколько источников создания отечественной сис­темы сопровождения:

· опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе спе­циального образования;

· опыт функционирования специализированных служб, обеспе­чивающих разнонаправленную психолого-педагогическую ме­дикосоциальную поддержку детей и их родителей (консульта­тивные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и Т. д.);

· многолетняя работа психолого-медико-педагогических кон‑

сультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;

· разработки координационных, научно-методических и экспер­тных советов, обеспечивающих развитие образовательных уч‑

реждений;

· исследования различных крупных вузовских научных центров;

· реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Ев-роде развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);

· опытно-экспериментальная и инновационная работа различ­ных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, спе­циальных педагогов и психологов.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный под­ход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация вы­бора порождает множественность вариантов решения, опосредован­ных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следователь­но, - на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного

 

 

выбора различных альтернатив развития необходимо научить чело­века выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. Й. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающийсоздание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, таки развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множе­ственные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина «сопровождение» не является результатом на­учно-лингвистического эксперимента; замена его классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта ре­шения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимо­действия сопровождающего и сопровождаемого, результатом кото­рого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

 

Рис. 1. «Субъектный четырехугольник (по Е. И. Казаковой, 2000)

 

Следует различать понятия:

· процесс сопровождения;

· метод сопровождения;

· служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь».

Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий со­здание условий для принятия субъектом развития оптимальных ре­шений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последова­тельных действий, позволяющих субъекту определиться с приняти­ем решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом со­провождения понимается способ практического осуществления про­цесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех

функций:

О диагностика существа возникшей проблемы;

О информация о существе проблемы и путях ее решения;

О консультация на этапе принятия решения и выработка плана

решения проблемы;

первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если «сопровождение» идентифицировать С ПОНЯТИЕМ «организа‑

ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов

разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз- недеятельности в образовательном учреждении являются:

· рекомендательный характер советов сопровождающего; О приоритет интересов сопровождаемого< «на стороне ребенка»;

· непрерывность сопровождения;

· мультидисциплинарность (комплектный подход) сопровожде­ния;

· стремление к автономизации.,

Рассмотрим эти принципы подробнее.

 

Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер.

___________________________

Ведущей идеей сопровождения выступает поведение самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его ро­дителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окру­жением. Очевидно, если одна из сторон «субъектного четырехуголь­ника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности окру­жения), то функции этой стороны принимают на себя другие носи­тели проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родите­ли; педагоги; окружение. На разных стадиях развития проблем спе­циалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить сво­ими советами «нера6отающие элементы» системы.

«На стороне ребенка». Принцип повторяет название известной монографии Франсуазы Дольто (1985), в нем отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и осо­бенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы нет объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, многочисленные возможно­сти независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. Очень часто на стороне ребенка только он сам и... специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для

ребенка.

Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерыв­ное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению очё­виден. Этот принцип означает также и то что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически

 

 

больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровожде­нием в течение всего периода их становления.

Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владе­ющих единой системой методов.

Автономность. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов шкоды или детского сада на те или иные рекомендации центра. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении «изба­виться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверж­даются специалистами.

С другой стороны, сотрудники независимого, автономного цент­ра оказываются малоинформированны ми о реальной жизни образо­вательного учреждения, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы, которые являются членами

педагогического коллектива.

Поэтому в практике наиболее часто развивается модель, для которой характерно, наряди с крупными независимыми центрами со­провождения, создавать в учреждениях службы или группы сопро­вождения. В состав последних могут входить самые разные педагогические работники школы или детского сада, объединенные в группу по принципу осуществления деятельности общего или тематическо­го сопровождения учащихся.

Деятельность современных центров и служб сопровождения на­правлена на обеспечение двух согласованных процессов:

o индивидуальное сопровождение детей в образовательных уч­реждениях;

o системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учрёжде­нии предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействи­ем одного или нескольких факторов риска) и гарантированную по‑

 

 

мощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы яв­ляется противоположностью так называемому «заявительному» со­провождению, согласно которому центры (или соответственные службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). Часто именно те, кто более все­го нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых.

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровож‑

дающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:

· участим в разработке и реализации программ развития образо­вательных систем с учетом создания более благоприятных ус­ловий для развития детей;

· проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обу­чения и Т. д.), в которых нуждаются дети;

· создание профилактико-коррекционных программ, направлен­ных на преодоление проблем, характерных для многих детей. Такими программами могут быть «Дети и наркотики», «Дети улицы», «Дети-мигранты» и Т. Д. Эти программы проектируют­ся с учетом специфики современного теоретического понима­ния сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом территориальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов.

В качестве примера мы рассматриваем организацию и содержание деятельности службы сопровождения в Санкт - Петербурге.

Следует отметить, что служба сопровождения в Санкт - Петербурге строится на 3-х уровнях (рис. 2)

1 уровень — образовательное учреждение (ОУ).

Как правило, в ОУ службой сопровождения является психолого­медико-педагогический консилиум. Эту службу представляют пси­хологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские специалис­ты, работающие в ОУ

Главная задача данных служб в ОУ

· защита прав и интересов ребенка;

· массовая диагностика по проблемам развития;

· выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

 

· консультирование по возможным путям решения всех участ­ников образовательного процесса (ОП) — учащихся, учителей,

· родителей;

· групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и уче никами по изменению стереотипов поведения, коммукикатив­ным навыкам.

2 уровень — районные службы сопровождения.

Это ППМС - центры, призванные оказывать психолого-педагоги- -ческую медико - социaльную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают психолого­медико-педагогические комиссии.

В Санкт - Петербурге в настоящее время создано 19 ППМС - цент­ров, в которых работают около 450 специалистов.

Специалисты этих центров в первую очередь призваны оказать помощь педагогам, родителям и специалистам ОУ, которые работа­ют с детьми. Взять на себя многие вопросы психологического про­свещения всех участников ОП, разработку и внедрение программ (психологических, социальных, логопедических и др.), оказание помощи по наиболее сложным проблемам, Т. е. тем, которые не могут или не способны решить на своем уровне специалисты ОУ.

Именно в центрах ведутся групповые занятия и тренинги по наи­более сложным проблемам, групповая и индивидуальная коррекция, а специалисты центров способны обеспечить независимую защиту прав и интересов детей.

Руководители ППМС - центров обеспечивают взаимодействие всех районных и городских служб, способных оказать помощь ребенку

3 уровень — это:

· все городские службы в системе образования и союз науки, практики и управления, направленный на развитие данной службы;

· научные профессиональные учреждения и ВУЗы;

· Комитет по образованию и Совет директоров ППМС - центров;

· городская межведомственная психолого -медико-педагогическая консультация (ГМПМПК).

Этот уровень обеспечивает разработку:

1) стратегии развития службы сопровождения;

2) нормативно-правовой базы;

 

 

Региональный центр сопровождения

городская межведомственная
психопого-медико-педагогическая
консультация

Районные центры сопровождения

Районные психопогo-педагогические

медико-социальные центры
с психологo-медико-педагогическими
комиссиями

Службы сопровождения

в образовательных учреждениях

Дошкольные о6разовательныв
учреждения (ДОЖ разных типов и видов,
общеобразовательные школы,
специальные (коррекционные) школы,
центры коррекции и реабилитации, наличие
постоянных служб или психологo-
медико-педагогических консилиумов

 

Рис. 2. Схема уровней сопровождения развития ребенка в Санкт -Петербурге

3) обучение кадров;

4) информированность.

Особую роль центры и службы сопровождения играют:

· в периоды возрастных кризисов ребенка;

· при переходе с одного этапа обучения на другой;

· при переходе в систему специального образования;

· при необходимости выбора коррекционно-развивающих про­грамм;

· при необходимости системных изменений в образовательном учреждении.

Каждая служба выбирает самостоятельный способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее общие элементы.

1. Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потен­циальной «группы риска».

2. Выделение из «потенциальной группы риска» реальной группы риска. Индивидуальная диагностика проблем детей.

 

3. Разработка адресных программ сопровождения проблемных

детей.

4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении.

На практике служба сопровождения начинает специальную рабо­ту с ребенком в следующих случаях:

· выявления проблем в ходе массовой диагностики;

· обращения родителей за консультациями;

· обращения педагогов, администрации ОУ;

· обращение самого ребенка по поводу проблем;

· обращения других детей за консультациями и помощью в от­ношении какого-либо ребенка;

· обращения специалистов других социальных служб.

В современной практике сложились общие представления о кри­териях эффективности работы по сопровождению детей. Такими критериями для служб сопровождения смогут выступать:

· востребованность услуг службы со стороны педагогов, детей (показатели: количество и содержание обращений);

· выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось.

Основанием для создания службы или центра сопровождения мо­жет выступать договор с учредителем. Содержанием такого договора будет гарантия деятельности центра (или службы) в следующих об­ластях:

· научно-методическое и организационное обеспечение разработки и реализации программ развития образовательных систем;

· сопровождение детей, о6учающихся в образовательном учреж­дении или воспитанников детского дома;

· разработка и реализация адресных профилактических и кор­рекционных (терапевтических) программ;

· повышение квалификации педагогических работников, обусловленное общими задачами сопровождения развития детей;

· организационное и научно-методическое сопровождение дея­тельности психологов, социальных педагогов, логопедов, кор­рекционных педагогов, служб, работающих в образовательных учреждениях (для крупных независимых центров);

 

 

· создание и научно-методическое обеспечение различных служб коррекционной и другой помощи детям (психолога-медика­педагогическая комиссия, «телефон доверия», «социальная гостиница» и т. д.);

· реализация образовательных программ дополнительного о6ра­зования для системы повышения квалификации и переподго­товки кадров (при наличии лицензии).

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: