Тема 3.1. Педагогическое общение.
Понимание специфики и функций педагогического общения. Умения учитывать особенности личности ребенка, толерантно принимать разнообразные проявления ребенка, корректировать содержание общения, наблюдать за общением детей и корректировать его характер. Формирование готовности к проведению коммуникативных тренингов с учащимися. Особенности поведения в социальных сетях.
Задачи для решения: Подготовить кейсы разнообразных воспитательных ситуаций школьной, университетской жизни и проанализировать их с точки зрения «выхода» педагога на общение с обучающимися и выявления конкретных умений, обеспечивающих этот «выход». Разработать критерии оценки успешности педагогического общения через функции «открытия», «соучастия» и «возвышения». Принять участие в тренинге коммуникативных умений в своей учебной студенческой группе.
Вопросы для обсуждения:
· В чем заключается специфика и функции педагогического общения?
· Какие профессиональные умения педагога в работе с учащимися можно назвать?
· Что представляет собой тренинг коммуникативных умений?
· Что вы понимаете под этической защитой в педагогическом общении?
Тема 3.2. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе.
Взаимодействие и совместность. Событийность педагогического взаимодействия. Принцип субъектности в педагогическом взаимодействии. Педагогическое воздействие. Персоналии образовательного процесса: обучающийся, его родители, классный руководитель, классный воспитатель, тьютор, куратор, педагог-предметник и др. Индивидуальные траектории воспитания и развития личности.
Задачи для решения: Предложить для обсуждения виды возможного педагогического взаимодействия в целях: достижения успешности обучающегося и доказать их возможную эффективность в различных педагогических ситуациях. Составить матрицу социально-ролевых позиций педагога с обоснованием современных подходов к обучению и воспитанию детей и подростков.
Вопросы для обсуждения:
· От чего зависит выбор педагогического взаимодействия при организации педагогического процесса?
· Каким образом методы педагогического воздействия могут активизировать деятельностную позицию обучающегося в образовании?
· Каким образом приоритеты современного образования и поддержки детства влияют на выбор методов педагогического взаимодействия и социально-ролевую позицию педагога?
· Что отличает деятельность педагога в различных социально-ролевых ситуациях взаимодействия с обучающимся?
· Как можно приобрести способность к принятию различных социально-ролевых гуманистических позиций педагога и что необходимо учитывать при выборе позиции?
Тема 3.3. Образовательная среда.
Образовательная среда как объект исследования социогуманитарных наук. Средовый подход в науках о человеке. Образовательная среда как отражение ситуации постмодерна в современной культуре и науке. Методология изучения образовательной среды в педагогическом исследовании. Понимание сущности современной образовательной среды и умение использовать ресурсы (в том числе и технологии), в целях развития ученика, формирования взаимной ответственности, развития жизненных навыков, обеспечения безопасности и благоприятной среды для развития обучающихся различного возраста.
Задачи для решения: Определить понятие «образовательная среда» и представить ее структурно-функциональные характеристики, обосновать, как эти характеристики позволяют обеспечивать качество, результативность, безопасность педагогического процесса для каждого ученика/ воспитанника. Разработать программу исследования образовательной среды.
Представить для обсуждения и реализации в практике технологии обучения и воспитания, обосновать структуру образовательной среды, которая необходима для ее реализации. Апробировать в имитационной или практической ситуации выбранные технологии обучения и воспитания с использованием необходимых для ее реализации ресурсов.
Вопросы для обсуждения:
· В чем сущность современного понятия «образовательная среда», какие ее структурные составляющие?
· Какие педагогические, технологические, информационные ресурсы необходимы и возможны для использования в педагогическом процессе современной школы, как они определяются в стратегических документах об образовании?
· Какие существуют апробированные в практике технологии обучения и воспитания, как они воздействуют на создание образовательной среды?
· Что может затруднять в педагогической деятельности использование тех или иных технологий или ресурсов образования и воспитания, какими педагогическими умениями для их эффективного использования должен владеть педагог?
· Что можно сделать для того, чтобы развить в себе эти необходимые для современной педагогической деятельности умения, как мы будем их развивать на занятиях и в практической деятельности?