Объем дисциплины и виды учебной работы




  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Формы обучения
Очная (Психология образования; Психология и социальная педагогика) Заочная с полным сроком обучения(Психология образования; Психология и социальная педагогика) 2014-2015 год приема Заочная с полным сроком обучения(Психология и педагогика дошкольного образования) год приема Заочная с полным сроком обучения(Психология и педагогика дошкольного образования) год приема
1. Виды и объем учебной работы, в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины (3) 108 (3) 108 (2) 72 (2) 72
1.2. Аудиторные занятия:        
1.2.1. Лекции        
1.2.2. Практические занятия        
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа:        
1.3.1. Курсовой проект (работа)
1.3.2. Контрольная работа      
1.3.3. Расчетно-графическая работа
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы        
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс        
2.2. Семестр        
2.3. Экзамен (семестр)        
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект
2.6. Контрольная работа (семестр)      

 


4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекция Практические занятия Самостоятельная работа
  Психологические особенности развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.   1-2       Выполнение самостоятельных домашних заданий (конспектов, презентаций и т.п.)
  Программный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности обучения в начальной школе: цели, задачи, технологии 3-4      
  Методологические основы обучения и воспитания (деятельностный, системный, компетентностный и др. подходы) и основные элементы построения образовательной программы 5-6      
  Традиционные, вариативные, инновационные и развивающие образовательные программы ДОО 7-8      
5. Традиционные, инновационные и развивающие образовательные программы начальной школы   9-10      
6. Развивающие и инновационные образовательные программы: «Развивающая система Л.В. Занкова», «Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давы-дова»; «Начальная инновационная школа»   11-12        

 

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений   13-14        
8. Общие требования к разработке и реализации программ. Классификация программ. Система мониторинга усвоения учащимися образовательных программ        
  ИТОГО           Экзамен

Содержание дисциплины

Тема 1. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психофизиологические особенности дошкольного и младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать при реализации образовательных программ. Социальный фактор развития личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности социальной ситуации развития. Характеристики ведущей деятельности. Возрастные задачи. Возрастные кризисы. Особенности межличностного взаимодействия и организации обучения в период нормативных кризисов ребенка в дошкольном возрасте: криз 3-х летнего возраста; кризис 6-7 летнего возраста.

Тема 2. Программный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности обучения в начальной школе: цели, задачи, технологии. Место начальной школы в системе образования РФ и учреждениях образования. Технологии обучения и воспитания в начальной школе. Связь и преемственность начальной школы и программ дошкольного образования.

Тема 3. Методологические основы обучения и воспитания (деятельностный, системный, компетентностный и др. подходы) и основные элементы построения образовательной программы. Деятельностный подход в психологии. Системный подход. Компетентностный подход как основа проектирования методов и содержания современного образования. Основные структурные элементы программ начального образования.

Тема 4. Традиционные, вариативные, инновационные и развивающие образовательные программы ДОО. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Требования ФГОС к обновлению образовательных программ для детей дошкольного и младшего шкального возраста. Основные подходы и принципы к разработке и реализации программ воспитания и обучения детей

История возникновения и классификация программ начального образования. Виды традиционных программ. Виды развивающих программ. Характеристики инновационных программ начального образования.

Тема 5. Традиционные, инновационные и развивающие образовательные программы начальной школы. «Начальная школа ХХI века», «Классическая начальная школа», «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)», «Планета знаний», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Гармония», «Школа России».

 

Тема 6. Развивающие и инновационные образовательные программы: «Развивающая система Л.В. Занкова», «Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова»; «Начальная инновационная школа»

Тема 7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений Программа «Радуга». Программа «Детский сад - дом радости». Программа «Развитие». Программа «Одаренный ребенок». Программа «Истоки». Программа «Детство». Программа «Из детства в отрочество». Программа «ТРИЗ». Программа «Юный эколог». Программа «Я- человек». Программа «Дружные ребята». Программа «Наследие». Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа «Дошкольник и экономика». Расширение образовательного пространства современного дошкольного образования. Современные авторские инновационные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Комплексные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Педагогика Марии Монтессори. Вальдорфский детский сад. «Пилотная школа». «Шаг за шагом» (Step by step). Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца». Вариативные и альтернативные программы. Основные и дополнительные. Специализированные программы. Программы коррекционной направленности. Парциальные программы.

Тема 8. Общие требования к разработке и реализации программ. Классификация программ. Система мониторинга усвоения учащимися образовательных программ Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Принцип развития. Принцип реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Принцип учета специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.). Принципы охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их физического развития; эмоционального благополучия каждого ребенка; интеллектуального развития ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Матрица компетенций

  Темы дисциплины       Профессиональные компетенции
ОПК-1 ОПК-4 ОПК-7 ПК-4 (ПСДО) ПСК-2 (ПСДО) ПК-27 (ПСО) ПСК-1 (ПСО) ОК-4 (ПСП)   ∑  
1. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. + - - - - - + -  
2. Программный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности обучения в начальной школе: цели, задачи, технологии + - + - - + + +  
3. Методологические основы обучения и воспитания (деятельностный, системный, компетентностный и др. подходы) и основные элементы построения образовательной программы - + + + - - - +  
4. Традиционные, вариативные, инновационные и развивающие образовательные программы ДОО - + - - - + + +  
5. Традиционные, инновационные и развивающие образовательные программы начальной школы - + - - - + + +  
6. Развивающие и инновационные образовательные программы: «Развивающая система Л.В. Занкова», «Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давы-дова»; «Начальная инновационная школа» - + + - - + + -  
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений + - - - - + + -  
8. Общие требования к разработке и реализации программ. Классификация программ. Система мониторинга усвоения учащимися образовательных программ - + + + + + + -  

Лабораторные работы

 

Для дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста» лабораторных работ не предусмотрено.

 

Самостоятельная работа

 

При изучении дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста» предусмотрено выделение 72 часа на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста» являются:

а) выполнение домашних заданий;

б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса;

в) выполнение творческих заданий (кроссворды, презентации, коллажирование и др.).

По итогам изучения дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация: экзамен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: