Этап – тренировка
Над новыми словами следует работать как в изолированном виде, так и в контексте. Условно выделяют два вида тренировочных упражнений: нацеленных на запоминание слова и нацеленных на использование в контексте, в высказываниях.
Первый тип упражнений включает работу над значением слова, формой слова и работу над употреблением слова, целью является развитие у учащихся рецептивных лексических навыков. Надо уметь узнать слово при написании в чтении или по звучанию в аудировании, или по форме слова.
Упражнения, нацеленные на запоминание слова (образа, аналогии), на узнавание лексики, упражнения в дифференциации и идентификации например:
- упражнения в имитации (прослушать слова или текст, повторить их вслед за диктором; проговорить слово на определенный мотив, запомнить по ассоциации. ответить на вопросы диктора/учителя; игры типа “Эхо”? “I spy”, “Chinese Whisper”, “Simon Says”);
- назвать изображенные на картинке предметы, соответствующие ситуации или теме;
- исключить лишнее;
- дополнить предложения, заполнить пропуски;
- подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы; -
- прослушать песню (диалоги) и назвать (или нарисовать) лексические единицы, которые упоминались,
- определить на слух слова, относящиеся к одной теме,
- сгруппировать слова по указанному признаку,
- найти в тексте антонимы к словам, данным на доске;
Бинго (или лото) –одна из самых популярных игр, которые используют учителя на уроках ИЯ. Для маленьких учеников можно сделать карты бинго с иллюстрациями и называть их. Для тех, кто умеет читать, можно сделать наоборот: написать на картах бинго названия предметов, а сами предметы показывать на флэшкартах. Для подростков и взрослых можно сделать карты с определениями слов, и называть дефиниции, или наоборот.
Упражнение на нахождение соответствий (Matching) – ещеодин тип упражнений с бесграничными возможностями. Ученики могут подбирать синонимы и антонимы, слово и его определение, картинку и ее название.
Упражнение на заполнение пропусков (Fill in the blanks) – прекрасное упражнение для тренировки в использовании лексики. Ученики получают лист бумаги с упражнением – это может быть описание, слова песни, письмо или короткий рассказ с пропусками, которые нужно заполнить словами из банка слов, данного здесь же
упражнения, нацеленные на построение сочетаний, предложений:
Первичная тренировка в употреблении новой лексики после ее презентации осуществляется в условно-речевых упражнениях (упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию), осуществляемых в условиях специально организованного общения. Эти упражнения сопровождаются коммуникативной установкой, а на младшем и среднем этапе обучения могут носить игровой характер.
Упражнения на подстановку - Вид упражнений, в которых учащиеся должны дать другое лексическое наполнение предложенной конструкции, подставить другую лексическую единицу в предъявленную конструкцию.
1) Teacher: tell us who you have in your family: I HAVE …
P 1: I have a mother and a father
P2: I have a mother and a grandmother
P3: ……..
2) Teacher: We are going abroad and now we are packing a suit-case, what are you going to take?
P1: I am going abroad and will take an evening dress and a pair of high-heels
P2: I am going abroad and will take my favorite jeans and a T-shirt
3) Snowball (снежный ком)
P1: In our street you can see a library,
P2: In our street you can see a library, and a school
P3: In our street you can see a library, a school, and a book-shop
Еше один пример упражнения Snowball
Каждый участник выбирает название профессии, которое он хотел бы выучить. Затем один из участников произносит предложение, например: «I am а banker». Следующий участник повторяет профессию соседа и затем называет свою, например: «Не is а banker. I am a research worker». Следующий член группы повторяет две названные профессии и произносит еще оцну, например: «Не is a banker. She is а research worker. I am а ballet dancer». Начинают игру слабые учащиеся, сильные – завершают.
4) Key word (Ключевое слово)
T: We are preparing for a party and going to a supermarket. We are sure to buy bread. What else are you going to buy?
P1: I’m going to buy bread and cheese
P2: I’m going to buy bread and biscuits
P3: I’m going to buy bread and tea
5) распространение предложения;
T: extend the sentence adding one more word
Tanya is a student
P1: Tanya is a brilliant student
P1: Tanya is the most brilliant student
P1: Tanya is the most brilliant student in our group
Подстановочные упражнения могут предлагаться в виде подстановочной таблицы, в которой элементы предложений разнесены по графам. П. у. в таком случае могут быть фронтальными (каждый из предложенных элементов сочетается с другими, упражнение выполняется механически) и выборочными (сочетание предложенных элементов требует выбора, обусловленного их грамматическими или лексическими свойствами).
Главное достоинство П. у. состоит в том, что они обеспечивают большую повторяемость изучаемых структур.