Теория и методика физической культуры




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

по дисциплине

для студентов 2 курса очной формы обучения

по направлению 44.03.01 Педагогическое образование,

профиль – физическая культура

 

Составитель: ____________Ю.И. Разинов

 

Утверждено «19» апреля 2017 г. на

заседании кафедры теории и методики

физического воспитания и спортивной

тренировки, протокол № 10

 

Зав. кафедрой______________ В.Г. Никитушкин

 

Москва 2016/17 уч. год

 

 

1. Определение понятия «физическая куль­тура». Соотношение по­нятий «куль­тура» (общества, личности) и «физическая куль­тура». Цель и задачи теории физической куль­туры, ее место в учеб­ном процессе.

2. Типы уроков в физическом воспитании. Особенности поста­новки и реализации задач в урочных занятиях. Особенности форм занятий урочного и неурочного типа. Особенности занятий урочного типа.

3. Раскройте понятия: «физическая культура»: «физиче­ское воспитание», «физи­ческая под­го­товка», «физическое развитие», «физическое со­вер­шенство».

4. Методы строгой регла­ментации физических упражнений, на­правленные на воспитание двигательных способностей.

5. Понятие о системе физического воспита­ния как об упорядочивающих началах практики физического воспитания, ее ис­ходных основах (социаль­ных, научно-при­кладных, программно-нормативных, орга­низационно-управленческих) и формах целостной организации в обществе.

6. Выносливость как физическое качество. Сенситивные периоды воспитания выносливости. Направлен­ные воздействия на аэробные и анаэробные возможности организма. Особенности воспитания общей вынос­ливости, «переноса» выносли­вости.

Воспитание спе­цифической выносливости («силовой», «скоростной», «координационной», сме­шанного типа.

7. Суть основных задач, решаемых в про­цессе физического воспитания; специфические задачи по оптимиза­ции физического развития. Специфические образовательные за­дачи по обеспечению физического образования. Общепедагогические задачи по воспи­танию личностных качеств.

8.Сила как физическое качество, сенситивные периоды воспитания силовых спо­собностей, воспитания собственно силовых спо­собно­стей и её производных.

9. Принципы как обобщенное выражение важнейших положе­ний системы физиче­ского воспитания. Сущность принципа гармо­ничного развития лично­сти. Ос­новные прикладные положе­ния принципа связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой.

10. Нормирование нагрузки и отдыха при выполнении си­ловых упражнений в рам­ках от­дельных занятий и серий занятий. Скоростно-силовые способности, задачи по их воспитанию. Единство сило­вых и скоростных способностей, проявляемых в различных видах спорта.

11. Физические упражнения – основное спе­цифическое средство физического воспи­тания. Понятие о содержании и форме фи­зических упражнений.

12. Быстрота как физическое качество. Средства и методы воспитания быстроты.

13. Способы распределения материала и организации деятельности зани­маю­щихся в уроке физического воспитания («кру­говой» и «линейный» способ; «фронтальный»; «групповой» и «индиви­дуальный» способы и т.д.).

14. Гибкость как объект направленного воз­действия в физическом воспита­нии. Критерии и способы оценки гибкости. Особенности за­дач по развитию гиб­кости, решаемые на различных этапах воспитания. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для на­правлен­ного воздействия на развитие гибкости.

15. Соотношение и общая последователь­ность, порядок распре­деления материала по частям занятия, моторная и общая плотность, динамика нагрузок и порядок ее че­редования с интервалами отдыха.

16. Задачи обучения: общеобразовательные, профессионально-прикладные, спортивно-технические. Этапы обучения и их задачи.

17. Представление об ориентиро­вочной основе действия (ООД) основ­ных опорных точках (ООТ). Под­готовка к обучению движению, и готовности обучае­мого к его выполнению,

оптимальная готовность к разучиванию дейст­вия и доступность учебного мате­риала.

18. Ловкость как физическое качество. Двигательные координационные способности как основа ловкости, средства и методы воспитания ловкости.

19. Двигательное умение и навык. Характерные особенности, закономерности формирования.

20. Прин­цип сознательности и активности, его сущность и главные положения, кон­крети­зирующие эти принципы в сфере физического воспитания.

Принцип на­глядности, его реализация в физическом воспитании.

21. Характеристика структуры и содержания занятия, порядок распре­деления материала по частям занятия, моторная и общая плотность, динамика нагрузок и порядок ее че­редования с интервалами отдыха.

22. Прин­цип сознательности и активности, его сущность и главные положения, кон­крети­зирующие эти принципы в сфере физического воспитания. Принцип на­глядности, его реализация в физическом воспитании.

23. Оздоровительные силы природной среды. Гигиенические факторы как сред­ства (условия) физического воспитания.

24. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса физического воспитания. Обуслов­лен­ность эффекта нагрузки количественными и качественными характери­стиками ин­тервалов отдыха.

25. Методы упраж­нения в со­ревновательной форме, определяющие черты, представляемые им возможности и ограничения. Методы упражнения в иг­ровой форме, опре­деляющие черты, пред­ставляемые им возможности и ограниче­ния.

26. Последовательность этапов в про­цессе обучения двигательному действию, их соотношение со стадиями форми­рова­ния двигательного навыка. Характе­ристика этапов обучения двигательным дейст­виям, формирования смысловой основы дейст­вий (1 этап), оптимизация ориентировоч­ной основы (2 этап).

27. Способы распределения материала и организации деятельности зани­маю­щихся в уроке физического воспитания («кру­говой» и «линейный» способ; «фронтальный»; «групповой» и «индиви­дуальный» способы и т.д.).

 

28. Характеристика физиче­ского упражнения в качестве цело­стного двигательного действия, совер­шаемого по закономерностям физического воспитания. Форма физи­ческого упражнения как способ его вы­полнения, характеризующийся простран­ственной, временной и ди­нами­ческой упорядочен­ностью параметров.

29. Принципы доступности и учета индиви­дуальных особенностей за­нимаю­щихся: сущность, положение, кон­кретизирующие эти принципы в сфере физического воспитания.

30. Принцип непрерывности процесса физи­ческого воспитания и системного че­редо­вания в нем нагрузок с отдыхом;

31. Методы строгой регла­ментации физических упражнений, используемые при обучении дви­гатель­ным действиям.

32. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания и управления его эффектами. Взаимообусловленность планирования и контроля, их единство. Сущность, объективные основы и аспекты планирования

33. Особенности задач, решаемых на начальных этапах физического воспитания, их обусловленность закономер­ностями возрастного развития детей в дошкольные периоды жизни, потребно­стями подготовки к предстоящей деятельности, условиям семейного быта; кри­терии реализации задач.

34. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания и управления его эффектами. Взаимообусловленность планирования и контроля, их единство. Сущность, объективные основы и аспекты планирования.

35. Методические основы направленного использования факторов физической культуры в условиях дошкольных учреждений, семейного быта до­школьников.

36. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания и управления его эффектами. Взаимообусловленность планирования и контроля, их единство. Сущность, объективные основы и аспекты планирования.

37. Методические основы направленного использования факторов физической культуры в условиях дошкольных учреждений, семейного быта до­школьников.

38. Планирование в физическом воспитании. Требования, содержание плана, этапы планирования, составление модели, оформление.

39. Спорт его назначение и значимость. Разновидности спортивной деятельности. Классификация видов подготовки.

40. Педагогическое планирование, разделы планирования, годовой план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план на четверть (триместр), план-конспект занятия.

41. Особенности задач, содержания и построения вузовского курса физического воспитания. Типовое содержание программы по физическому воспитанию сту­дентов; ее нормативные основы. Отличительные черты методики и общего по­строения занятий в подготовительном и специальном отделениях, отделении спортивного совершенствования.

42. Контроль и учёт физкультурной деятельности, требования, методы, документы учета и контроля, учет успеваемости.

43. Физическая культура как фактор оптимизации студенческого быта и оздоровления. Особенности занятий спортом, направленные к высшим спортивным дос­тижениям, в период вузовского образования.

44. Социальные факторы, определяющие значение физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста. Характеристика физических упражнений, адекватных возможностям ста­реющего организма, принципы их выбора и нормирования, связанных с ними нагрузок. Методические основы, особенности построения системы занятий.

45. Медико-биологические основы занятий физической культурой и спортом с женщинами. Анатомо-физиологические особенности женского организма: учет в процессе занятий физической культурой и спортом.

46. Представление о ППФК и ее актуальность в современных условиях. Задачи профессионально-прикладной физической культуры критерии качества их решения.

47. Значение физической культуры в оптимизации повседневного режима жизни людей пожилого и старшего возраста. Оздоровительно-гигиенические, реабилитационные, рекреативные и другие формы использования ее факторов.

48. Средства ППФК и некоторые подходы их использования. Методические особенности построения ППФК. Формы занятий в сфере ППФК.

49. Способы распределения материала и организации деятельности зани­маю­щихся в уроке физического воспитания («кру­говой» и «линейный» способ; «фронтальный»; «групповой» и «индиви­дуальный» способы и т.д.).

50. Значение нормальной осанки для здоро­вья человека. Внеш­ние признаки, факторы и значение осанки. Средства и особенности методики воспи­тания осанки. Элементарные, основ­ные и специально-коррегирующие формы уп­ражнений «на осанку».

51. Способы распределения материала и организации деятельности зани­маю­щихся в уроке физического воспитания («кру­говой» и «линейный» способ; «фронтальный»; «групповой» и «индиви­дуальный» способы и т.д.).

52. Единство базового курса физического воспитания и дополнительных спортивных занятий в системе воспитания юных спортсменов.

53. Годовой (крупноцикловой) план как связующее звено между перспективным и этапным планированием. Особенности форм и операций этапного планирования. Особенности форм и операций оперативно-текущего планирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: