ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели освоения дисциплины:
- привить более углубленные теоретические знания, практические навыки, необходимые для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в рамках концепции уголовной политики России;
- подготовка к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач.
1.2. Задачи:
- привитие глубоких теоретических знаний об основных категориях и положениях, о достигнутом уровне законодательного регулирования;
- обучение правильному ориентированию в действующем уголовном законодательстве;
- привитие навыков и умений правильно толковать и применять нормы, закрепленные в УК РФ к конкретным жизненным ситуациям.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цикл (блок) ОПОП:М2.В.ОД.7.
2.2. Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Актуальные проблемы уголовного права; Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности; Актуальные проблемы защиты информации. | Актуальные проблемы уголовного права зарубежных стран;Актуальные проблемы криминологии; Актуальные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики;Уголовно-правовые меры противодействия коррупции. |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Знает: ценность и значимость уголовного права как важнейшего социального регулятора;социальную ответственность представителей юридической профессии; меры уголовной ответственности, которые могут применяться в случае совершения правонарушений;сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов дисциплин, способствующих формированию достаточного уровня профессионального правосознания в рамках борьбы с преступлениями. |
Умеет: получать и распространять знания об уголовном праве и правовых явлениях;доказывать ценность уголовного права;отличать правомерное и неправомерное поведение;дискутировать по правовым вопросам, критиковать позицию правового нигилизма. | ||
Владеет:способностью давать оценку правомерному и неправомерному поведению, в том числе выявлять и давать оценку фактам преступного поведения;навыками определения оптимальных путей решения профессиональных задач правоприменительной деятельности;высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. | ||
ОК-4 | способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Знает: основную терминологическую лексику широкой и узкой специализации; базовую грамматическую структуру предложения. |
Умеет: понимать устную (монологическую речь) на бытовые и специальные темы; участвовать в обсуждении тем по специальности. | ||
Владеет:основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи. | ||
профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности | ||
Правоохранительная деятельность | ||
ПК-2 | способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знает:концептуальные положения уголовного права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;технико-юридические приемы установления фактических обстоятельств совершенного преступления в сложившейся социальной ситуации;понятие и признаки допустимых доказательств, надлежащие способы их фиксации;основные принципы разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере правоприменительной деятельности;требования к различным видам правоприменительных актов с точки зрения их структуры, содержания, оформления; социально-политическую природу правоприменительного процесса, юридическое значение и функции правоприменительной деятельности;систему общих и специальных юридических гарантий, обеспечивающих законную правоприменительную деятельность. |
Умет:устанавливать фактические обстоятельства дела, в том числе осуществляя процесс доказывания;устанавливать соответствие или несоответствие признаков реального фактического обстоятельства признакам юридического факта;определять юридическую природу конкретных фактических обстоятельств;определять совокупность правовых последствий установленных фактических обстоятельств; конкретизировать положения норм права относительно фактических обстоятельств; устанавливать юридическую основу дела;квалифицированно определять правовые нормы, подлежащие применению в конкретной сфере юридической деятельности;проверять правильность текста акта, в котором содержится выбранная норма;проверять подлинность правовой нормы, ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц;уяснять смысл и содержание нормы;выносить квалифицированное решение по делу с соблюдением уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм. | ||
Владеет:навыками анализа различных юридических фактов, правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, и их юридической оценки;навыками сбора и фиксации фактов, выступающих доказательствами по делу, с помощью установленных юридических средств, доступными способами в установленных законом формах и порядке;навыками анализа и юридической оценки фактов, необходимых для решения дела с точки зрения их истинности/ложности, наличия/отсутствия, относимости и т.п.;навыками принятия юридически значимых решений и их документального оформления;навыками анализа правоприменительной практики;умением составлять обоснованные суждения в резолютивной части правоприменительных актов в части квалификации юридических составов. | ||
Экспертно-консультативная деятельность | ||
ПК-8 | способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, соответствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | Знает:основные термины и понятия, виды и методы проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов;положения действующего законодательства об экспертизе нормативных правовых актов и их проектов;положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции;правила построения юридического заключения;требования, предъявляемые к юридическим консультациям;основные методики юридической экспертизы нормативных правовых актов;формы оценки экспертного заключения;положения действующего законодательства регламентирующие деятельность юридических консультаций. |
Умеет:давать правовую оценку формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с критериями коррупциогенности; дискутировать при участии в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов;доказывать свою позицию по исследуемым вопросам;использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения в ходе участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции;собирать и исследовать информацию; квалифицировать совокупность фактов с точки зрения распространяющихся на нее норм права;с учетом полученных результатов и интересов клиента проектировать позицию по делу, а затем с помощью правовых средств реализовывать ее. | ||
Владеет:навыками самостоятельного проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;навыками работы в составе рабочей группы при проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения;навыками познавать и использовать современные методы исследований;умением пользоваться законами формальной логики;специальными методиками проведения комплексной экспертизы нормативных правовых актов;навыками организовывать и руководить рабочей группой по проведению юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, соответствующих созданию условий для проявления коррупции. | ||
Научно-исследовательская деятельность | ||
ПК-11 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | Знает: методы организации и проведения научных исследований в области права; методики обработки собранных материалов научных исследований в области права. |
Умеет: формулировать объект, предмет, цели и задачи научного исследования в области права; описывать степень разработанности области исследования современным научным знанием; осуществлять поиск и систематизацию научной литературы по теме исследования с использованием современных технологий;планировать научное исследование, прогнозировать его результаты; избирать методы исследования;оценивать актуальность исследования и его возможных результатов для практической деятельности;формулировать результаты исследования; представлять результаты исследования научному сообществу. | ||
Владеет: навыками проведения научных исследований в области права, оценки их результатов; современными методами научного исследования в предметной сфере;навыками работы в составе исследовательской группы;навыками оформления результатов научно-исследовательской работы в области права и их представления научному сообществу. | ||
Педагогическая деятельность | ||
ПК-13 | способность управлять самостоятельной работой обучающихся | Знает: основные виды самостоятельной работы, применяемые в образовательном процессе;основы планирования, контроля и корректировки аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по праву;базовые педагогические технологии организации самостоятельной работы в образовательном процессе. |
Умеет: осуществлять планирование и контроль самостоятельной работы обучающихся;с учетом существенных параметров каждой формы самостоятельной работы – выбирать наиболее оптимальную для реализации конкретной учебной цели; собирать, обрабатывать и анализировать информацию об изучаемых объектах для проведения критического анализа проблемной ситуации. | ||
Владеет: современными техниками организации самостоятельной работы обучающихся;приемами формирования мотивации учащихся;навыками научно-исследовательской работы в области права и педагогики; техниками презентации полученной и обработанной информации. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Аудиторные занятия − очная форма обучения
Кол.час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемые компетенции |
2 семестр | |||
Практические занятия /семинары | |||
Модуль 1: «Судебная практика по применению судами общей части Уголовного кодекса Российской Федерации» | |||
Тема «Преступление: понятие, виды, стадии и соучастие» 1. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 июня 1976г. №4 «О практике применения судами законодательства по борьбе с рецидивной преступностью». 2. 2. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 №19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление». | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема «Наказание: понятие, цели, виды, назначение и освобождение» 1. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22декабря2015г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания». 2. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. №9 г. Москва «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений». 3. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 21 апреля 2009г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания». | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних» 1. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема «Иные меры уголовно-правового характера» 1. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера». | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
Лабораторные занятия | |||
Тема «Наказание: понятие, цели, виды, назначение и освобождение» Изучение и обобщение судебной практики по отдельным вопросам назначения и исполнения наказания. | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних» Изучение и обобщение судебной практики по отдельным вопросам уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
3 семестр | |||
Практические занятия /семинары | |||
Модуль 2: «Судебная практика по применению судами особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации VII-VIII разделов» | |||
Тема «Преступления против личности» 1. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)». 2.Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. №16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности». 3. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 08 октября 1973г. № 15 «О судебной практике по делам о заражении венерической болезнью». 4. Анализ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 26 апреля 2007 г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака». | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема «Преступления в сфере экономики» 1. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. №29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». 2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. №51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате». 3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. № 56 «О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)». 4.Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. №2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг». 5. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004г. №23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем». 6. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
Модуль 3: «Судебная практика по применению судами особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации IX-X разделов» | |||
Тема «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» 1. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 г. №12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)». 2. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 г. №1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм». 3. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007г. №45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» 4. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». 5. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2008 г. №25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения». 6. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2002 г. № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем». 7. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». 8. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема «Преступления против государственной власти» 1. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». 2. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». 3. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»». 4. Анализ Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011г. №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-13 |