III. Работа с текстом, выведенном на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).




Урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий.

1. Предмет: русский язык (1 час)

2. Класс: 11, любого профиля

3. Программно – методическое обеспечение:

- программа под ред. А.И. Власенкова;

- учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Грамматика. Текст. Стили речи».

4. Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий).

5. Цели:

а) подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С);

б) рассмотреть основные способы моделирования вступления;

в) развивать навыки работы с текстом;

г) воспитывать чувство любви к Родине, к ее истории.

6. Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, тексты

8. Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

 

Трое учащихся класса выполняют индивидуальные задания по предложенным текстам на компьютере.

 

Текст №1

Прочитайте текст.

(1) Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области. (2) В дере­веньке произошла стычка немцев с партизанами. (3) После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4) Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тя­жело раненный немецкий солдат. (5) Без сознания, стонет. (6) И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7) Добить? (8) Но разве они способны на такое? (9) Оста­вить так, пусть сам «доходит»? (10) Но ведь человек всё-таки. (11) Каково слушать его пред­смертные стоны? (12) В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13) Он - таки через несколько дней пришёл в себя. (14) Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. (15) Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16) Каждое существо, которому помогаешь, не­вольно и неизбежно привязывает к себе. (17) И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому. (18) Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19) И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20) Нароч­но не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.

(По В. Солоухину)

Задания

 

1. Укажите стиль текста.

2. Определите тип текста.

3. Определите тип речи.

4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

5. Определите позицию автора.

 

Текст № 2

Прочитайте текст.

(1) Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. (2) Христосуясь на Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине.

(3) От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. (4) Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

(5) Пётр был гостем у себя дома. (6) Он вырос и возмужал на дороге и на работе под от­крытым небом. (7) Многолетнее безустанное движение развило в нём подвижность, потреб­ность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. (8) Торопливость стала его привычкой. (9) Он вечно и во всём спешил. (10) Его обычная походка, особенно при по­нятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. (11) Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.

(12) Если Пётр не спал, не ел, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. (13) Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли.

(По В. Ключевскому)

 

Задания

 

1. Укажите стиль текста.

2. Определите тип текста.

3. Определите тип речи.

4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

5. Определите позицию автора.

 

Текст №3

Прочитайте текст.

(1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали по­звонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

(6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большо­го значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отноше­ниях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются.

(10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязатель­ным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не толь­ко то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать се­годня, сейчас.

(По С. Михалкову)

Задания

 

1. Укажите стиль текста.

2. Определите тип текста.

3. Определите тип речи.

4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

5. Определите позицию автора.

 

Остальные учащиеся в этот момент должны определить изобразительно-выразительные средства в текстах, представленных на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

М.Цветаева

(анафора)

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после,

Как кладбище, усеян сад

В берез изглоданные кости.

С.Есенин

(сравнение)

 

Ваш шпиц, прелестный шпиц,

Не более наперстка.

А.Грибоедов

(литота)

 

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души.

В.Маяковский

(метафора)

 

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

А.С.Пушкин

(перифраза)

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

А.С.Пушкин

(многосоюзие)

 

Легкомыслие!- Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

М.Цветаева

(оксюморон)

 

III. Работа с текстом, выведенном на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

Прочитайте текст.

 

(1) Зима. (2) Из канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг оттаявшая земля. (4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.

(6) Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла боль­ше приносить потомства, а значит — дохода. (7) Что же получается: деньги вместо души?

(8) Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10) Не покинет ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня её недо­стаёт нам всем!

(12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13) Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.

(14) Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15) Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, гео­логия — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17) Где же наша чело­веческая благодарность, милосердие?

(По Е. Лайковой)

Задания к тексту

 

1. Укажите стиль текста.

2. Определите тип текста.

3. Определите тип речи.

4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

5. Определите позицию автора.

6. Укажите изобразительно-выразительные средства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: