Темы докладов и рефератов




Тема 1.1. (Пр.) Ведение в макроэкономику

Время – 2 часа

Вопросы для обсуждения

1. Предмет экономической теории.

2. Функции экономической теории и её место в системе экономических наук.

3. Предмет макроэкономики. Ключевые макроэкономические проблемы.

4. Методология макроэкономики.

5. Экономические категории и законы.

6. Экономическая стратегия и экономическая политика.

Выписать в словарь основные категории и дать их определение

 

Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономическая теория, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, экономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально-экономические отношения, сравнительная статика, экономическая стратегия и экономическая политика.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что является предметом экономики как науки? В чем, по вашему мнению, кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?

2. Что является предметом изучения макроэкономики?

3. В чем состоят различия между макроэкономикой и микроэкономикой?

4. В чем принципиальное различие между позитивной и нормативной экономикой?

5. Какие функции выполняет экономическая наука?

6. Какова связь экономики с другими экономическими науками?

7. Что вы понимаете под экономическими законами и категориями?

8. Что понимается под методом исследования? Какие методы используются при проведении макроэкономического анализа?

9. Каково содержание метода научной абстракции и для че­го его следует применять?

10. В чем суть метода экономико-математического моделирования?

11. Что собой представляет функциональный анализ и как он применяется в экономических исследованиях?

12. Что понимается под анализом и синтезом, индукцией и дедукцией?

13. Возможно ли экспериментирование в экономике?

14. Какова роль экономических законов и закономерностей в исследовании предмета экономики и для хозяйственной деятельности людей?

15. Опишите сходство и различие законов природы и экономических законов.

16. Объясните подробно, какова взаимосвязь между эконо­мическими фактами, теорией и экономической политикой?

17. Объясните, какова взаимосвязь экономики и политики. Растолкуйте тезис В.И. Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики»

Решите кроссворд

                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             

По горизонтали. 3. Этот закон характеризуется прямой связью между це­ной и величиной предложения. 4. Раздел экономической теории, изучающий за­кономерности поведения субъектов эконо­мики и их взаимодействие на отдель­ных рынках, в результате кото­рого формируются цены на производимые товары, услуги и факторы производства. 7. Внутренние мотивы каждого человека, побуждаю­щие к экономической деятельности. 8. Родоначальник классической буржуазной политической экономии. 9. Одно из направлений в эко­номической науке и практике управления хозяйственной деятельно­стью. Его представители отстаивают приоритетное значение сво­боды субъектов экономической деятель­ности. 10. Факторы, условия, необходимые для производства благ, а также средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг. 11. Теория стабили­зации экономики, в которой главенствующую роль играют денеж­ные факторы. 14. Тип поведения, основанный на принятии решения в результате анализа выгоды и затрат. 19. Метод познания, предпо­лагающий умозаключения от общего к частному. 20. Метод позна­ния, предполагающий перенос свойств с из­вестного явления или процесса на неизвестные. 21. Метод познания, основанный на со­единении отдель­ных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. 22. Экономическая теория, представляющая собой совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть. Задача этой теории – объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Она свободна от личностных оценочных суждений. 23. Искусственное воспроизведение экономи­че­ских явлений в определенных специально созданных и контроли­руемых ус­ловиях с целью их изучения и практического изменения.

По вертикали. 1. Одна из наиболее ранних целостных экономи­ческих тео­рий, относящаяся к XV XVII вв., т. е. периоду раннего капитализма. Сторонники этого течения исходили из положения, что главенствующую роль в экономи­ке, в создании прибыли играет сфера обращения, т. е. денежный оборот и тор­говля, а богатство на­ции заключено в деньгах. 2. Этот закон характеризуется об­ратной связью между ценой и величиной спроса. 4. Раздел экономической теории, изучающий закономерности функционирования и развития националь­ной экономики в целом, а также мировой экономики. 5. Этому немецкому экономисту принадлежит формулировка предмета экономической теории как «науки о законах, управляющих произ­водством и обменом материальных благ на различных этапах разви­тия общества». 6. Процесс преобразования и приспособления при­родных материалов для удовлетворения потребностей человека. 12. Це­лесообразная деятельность, направленная на создание экономи­ческих благ. 13. Один из универсальных методов экономической теории, представляющий со­бой метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. 15. Один из методов эконо­мической теории, представляющий собой очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущно­стного, постоянного, типичного. 16. Именно это свойство ресурсов в настоящее время называют предметом экономической теории. 17. Метод научного исследования явлений и процессов, в основе кото­рого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой сис­темы. 18. Экономическая теория, представляющая собой совокуп­ность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

 

Тесты

Выберите правильный ответ или продолжение утверждения.

 

1. Экономическая теория:

а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;

б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми эко­номистами;

в) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.

 

2. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) материальные и духовные потребности;

д) редкость блага.

 

3. На какие 3 основных вопроса призвана отвечать эконо­мическая наука?

а) Где производятся товары и услуги? Кем они производят­ся? Каким образом они используются?

б) Сколько стоят производимые товары и услуги? Сколько они должны стоить? Способен ли потребитель приобрести произ­водимые товары и услугу?

в) Что и в каком количестве должно производиться? Каким образом следует производить то­вары и услуги? Для кого они производятся, и кто сможет их потребить?

г) Каковы должны быть доходы потребителей товаров и услуг? Какую заработную плату сле­дует платить за их производ­ство? Каким образом обеспечивается качество создаваемых това­ров и услуг?

 

4. Основные функции экономической теории:

а) воспроизводственная и распределительная;

б) познавательная и практическая;

в) контрольная и стимулирующая;

г) методологическая и информационная.

 

5. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:

а) Каким образом можно достичь уровня полной занятости?

б) Что и сколько производить?

в) Как избавиться от инфляции?

г) Как стимулировать экономический рост?

 

6. Очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного – это:

а) индукция;

б) анализ;

в) научная абстракция;

г) моделирование.

 

7. Упрощенное, формализованное описание экономической реальности с помощью математических символов и алгоритмов – это:

а) функциональный анализ;

б) научная абстракция;

в) экспериментирование;

г) моделирование.

 

8. Индукция, используемая в экономических исследованиях, предполагает:

а) предварительную формулировку какой-то теории;

б) движение от фактов к теории, от частного к общему;

в) расчленение объекта исследования на отдельные элементы;

г) соединение исследованных элементов в единое целое.

 

9. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

 

10. Позитивная экономическая теория изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

 

Задачи

Задача 1. В увлекательной книге «Юность науки» А.В. Аникин пишет: «Когда первобытный человек впервые сделал каменный топор и лук, это еще не была экономика. Это была, так сказать, только техника. Но имея несколько топоров и луков, группа охотников убила оленя. Мясо этого оленя было по­делено между ними, по всей вероятности, поровну: если бы одни получали больше, чем другие, то последние просто не могли бы выжить. Постепенно жизнь общины усложнялась. Возможно, в ней появился мастер, который изготавливал для охотников хорошее оружие, но сам не ходил на охоту. Добытые мясо и рыба распределялись между охотниками и рыбаками, вы­делялась доля «оружейнику» и т. д. На какой-то стадии развития появился обмен продуктами труда между общинами и внутри общины.

Это была, хотя и примитивная, неразвитая, но уже экономика».

Вопрос: Какие обстоятельства приводят к появлению экономики?

Задача 2. Какое утверждение относится к микроэкономике, какое – к макроэкономике?

– реформы в России начались с либерализации цен;

– разрыв единого экономического пространства с распадом СССР роковым образом углубил социальный и экономический кризис в России;

– минимальная ставка заработной платы должна находиться на уровне прожиточного минимума;

– налоги на доходы предприятий столь высоки и многочисленны, что душат любую предпринимательскую активность;

– высокий уровень безработицы позволяет фирме тщательно подбирать себе квалифицированные кадры и при этом платить сотрудникам меньше;

– высокий уровень безработицы – это подлинное бедствие для любой экономики, так как порождает социальную напряженность, снижение уровня жизни и т.д.

Сформулируйте на основе вышеприведенных утвержде­ний определения микроэкономики и макроэкономики.

Задача 3. Определите, какое заключение является позитивным, а какое – нормативным:

– «в ходе экономических реформ в России на 54% снизилось производство, наблюдаются высокие темпы инфляции и резкое снижение уровня жизни населения»;

– «стала настоятельной необходимость выработки комплекса мер по прекращению спада производства, снижению темпов инфляции и повышению жизненного уровня населения».

Какова диалектическая связь между этими заключе­ниями?

Задача 4. Резкий переход России к рынку ведет к социальному и экономическому неравенству между людьми, резкому росту безработицы, разрушению хозяйственных связей – как горизонтальных, так и вертикальных, а в целом – к неустойчивости российского гражданского общества. Следовательно, реформы в России должны были проводиться постепенно, поэтапно, в течение длительного времени, чтобы избежать разрушения старого там, где не были созданы предпосылки нового.

Определите, где здесь позитивное и нормативное утверждения. Прокомментируйте саму высказанную мысль.

 

Задача 5. Рассмотрите следующие зависимости:

а) доход и образование;

б) низкий доход и многодетность;

в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;

г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.

Что является причиной и что следствием? Могут ли причины и следствия меняться местами?

 

Задача 6. Покажите графически зависимость между:

а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;

б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин.

В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная за­висимость между изучаемыми явлениями?

Задача 7. В 1915 г. английский экономист Дж. У. Юл проанализировал собранные Г. Кингом статистические данные о соотношении в Англии XVII в. размеров урожая пшеницы и цен на нее. По его мнению, эта зависимость выражается уравнением:

Y =2,33Х + 0,05X2o,0.0167X3,

где X – величина урожая; Y – цена.

Определите чисто математическим способом, какой была зависимость цены на пшеницу от величины урожая – прямой или обратной. Какой экономический закон по существу эмпирически открыл Г. Кинг?

 

Задача 8. В индийской притче о Будде говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?».

«Красивая молодая женщина», – ответил ученик.

«Точнее!» – потребовал Будда.

Ученик сказал: "Молодая женщина".

– «Точнее!»

– «Женщина».

– «Точнее!»

– «Человек».

– «Точнее!»

– «Скелет».

Где, на каком ответе ученика, метод абстракции теряет свою познавательную ценность?

Темы докладов и рефератов

1. Сходство и различия экономической теории и политической экономии.

2. Роль Дж. М. Кейнса в развитии макроэкономический теории?

3. Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов.

4. Роль ожиданий в макроэкономике.

 

Литература

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.В. Макроэкономика: учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб.: Питер, 2009. – С. 13–23.

2. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. – М.: Проспект, 2006. – С. 9–45.

3. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. − М.: ИНФРА-М, 2000. − С. 7–25.

4. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е испр. и перераб. изд. – Киров: АСА, 2005. – С. 25–46.

5. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001. – С. 33–51.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 3–23.

7. Макроэкономика: учебник для вузов / под ред. В.С. Артамонова, С.А. Иванова. – СПб.: Питер, 2009. – С. 10–13.

8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: Кнорус, 2005. – С. 11–15.

9. Микроэкономика. Теория и российская практика: учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 47–70.

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – М.: Норма, 2006. С. 1–43.

11. Общая экономическая теория: учебник / В.З. Баликоев. – 5-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – С. 29–47, 64–67.

12. Попов А.И. Экономическая теория: учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – С. 12–24.

13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. – М.: НОРМА, 2003. – С. 11–31.

14. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер с англ., 18-е изд. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. С. 41–51.

15. Экономика: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 27–34.

16. Экономическая теория: учебник для вузов. / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С. 16–41.

17. Экономическая теория: учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2006. – С. 14–20, 36–47.

18. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой. – 4-е изд., – М.: ИНФРА–М, 2004. – С. 27–64.

19. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чече­левой. – М.: Экзамен, 2004. – С. 27–48, 104-117.

20. Экономическая теория: учебник / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – М.: Эксмо, 2008. – С. 16–37.

21. Экономическая теория: учебник / Г.С. Вечканов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С. 12–51.

22. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 21–40.

23. Экономическая теория: учебник / под. ред. О.С. Белокрыловой. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 5–15, 66–71.

24. Экономическая теория: учеб. пособие / В.В. Янова, Е.А. Янова. – М.: Эксмо, 2009. – С. 17–34.

25. Экономическая теория: учеб. для студентов высш. учеб. заведений /под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 7–22.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: