Тема 1.1. (Пр.) Ведение в макроэкономику
Время – 2 часа
Вопросы для обсуждения
1. Предмет экономической теории.
2. Функции экономической теории и её место в системе экономических наук.
3. Предмет макроэкономики. Ключевые макроэкономические проблемы.
4. Методология макроэкономики.
5. Экономические категории и законы.
6. Экономическая стратегия и экономическая политика.
Выписать в словарь основные категории и дать их определение
Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономическая теория, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, экономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально-экономические отношения, сравнительная статика, экономическая стратегия и экономическая политика.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом экономики как науки? В чем, по вашему мнению, кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?
2. Что является предметом изучения макроэкономики?
3. В чем состоят различия между макроэкономикой и микроэкономикой?
4. В чем принципиальное различие между позитивной и нормативной экономикой?
5. Какие функции выполняет экономическая наука?
6. Какова связь экономики с другими экономическими науками?
7. Что вы понимаете под экономическими законами и категориями?
8. Что понимается под методом исследования? Какие методы используются при проведении макроэкономического анализа?
9. Каково содержание метода научной абстракции и для чего его следует применять?
10. В чем суть метода экономико-математического моделирования?
11. Что собой представляет функциональный анализ и как он применяется в экономических исследованиях?
12. Что понимается под анализом и синтезом, индукцией и дедукцией?
13. Возможно ли экспериментирование в экономике?
14. Какова роль экономических законов и закономерностей в исследовании предмета экономики и для хозяйственной деятельности людей?
15. Опишите сходство и различие законов природы и экономических законов.
16. Объясните подробно, какова взаимосвязь между экономическими фактами, теорией и экономической политикой?
17. Объясните, какова взаимосвязь экономики и политики. Растолкуйте тезис В.И. Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики»
Решите кроссворд
По горизонтали. 3. Этот закон характеризуется прямой связью между ценой и величиной предложения. 4. Раздел экономической теории, изучающий закономерности поведения субъектов экономики и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары, услуги и факторы производства. 7. Внутренние мотивы каждого человека, побуждающие к экономической деятельности. 8. Родоначальник классической буржуазной политической экономии. 9. Одно из направлений в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. 10. Факторы, условия, необходимые для производства благ, а также средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг. 11. Теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. 14. Тип поведения, основанный на принятии решения в результате анализа выгоды и затрат. 19. Метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. 20. Метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. 21. Метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. 22. Экономическая теория, представляющая собой совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть. Задача этой теории – объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Она свободна от личностных оценочных суждений. 23. Искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных специально созданных и контролируемых условиях с целью их изучения и практического изменения.
По вертикали. 1. Одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к XV – XVII вв., т. е. периоду раннего капитализма. Сторонники этого течения исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, т. е. денежный оборот и торговля, а богатство нации заключено в деньгах. 2. Этот закон характеризуется обратной связью между ценой и величиной спроса. 4. Раздел экономической теории, изучающий закономерности функционирования и развития национальной экономики в целом, а также мировой экономики. 5. Этому немецкому экономисту принадлежит формулировка предмета экономической теории как «науки о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества». 6. Процесс преобразования и приспособления природных материалов для удовлетворения потребностей человека. 12. Целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ. 13. Один из универсальных методов экономической теории, представляющий собой метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. 15. Один из методов экономической теории, представляющий собой очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. 16. Именно это свойство ресурсов в настоящее время называют предметом экономической теории. 17. Метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. 18. Экономическая теория, представляющая собой совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.
Тесты
Выберите правильный ответ или продолжение утверждения.
1. Экономическая теория:
а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;
б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами;
в) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.
2. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) материальные и духовные потребности;
д) редкость блага.
3. На какие 3 основных вопроса призвана отвечать экономическая наука?
а) Где производятся товары и услуги? Кем они производятся? Каким образом они используются?
б) Сколько стоят производимые товары и услуги? Сколько они должны стоить? Способен ли потребитель приобрести производимые товары и услугу?
в) Что и в каком количестве должно производиться? Каким образом следует производить товары и услуги? Для кого они производятся, и кто сможет их потребить?
г) Каковы должны быть доходы потребителей товаров и услуг? Какую заработную плату следует платить за их производство? Каким образом обеспечивается качество создаваемых товаров и услуг?
4. Основные функции экономической теории:
а) воспроизводственная и распределительная;
б) познавательная и практическая;
в) контрольная и стимулирующая;
г) методологическая и информационная.
5. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:
а) Каким образом можно достичь уровня полной занятости?
б) Что и сколько производить?
в) Как избавиться от инфляции?
г) Как стимулировать экономический рост?
6. Очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного – это:
а) индукция;
б) анализ;
в) научная абстракция;
г) моделирование.
7. Упрощенное, формализованное описание экономической реальности с помощью математических символов и алгоритмов – это:
а) функциональный анализ;
б) научная абстракция;
в) экспериментирование;
г) моделирование.
8. Индукция, используемая в экономических исследованиях, предполагает:
а) предварительную формулировку какой-то теории;
б) движение от фактов к теории, от частного к общему;
в) расчленение объекта исследования на отдельные элементы;
г) соединение исследованных элементов в единое целое.
9. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
10. Позитивная экономическая теория изучает:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения.
Задачи
Задача 1. В увлекательной книге «Юность науки» А.В. Аникин пишет: «Когда первобытный человек впервые сделал каменный топор и лук, это еще не была экономика. Это была, так сказать, только техника. Но имея несколько топоров и луков, группа охотников убила оленя. Мясо этого оленя было поделено между ними, по всей вероятности, поровну: если бы одни получали больше, чем другие, то последние просто не могли бы выжить. Постепенно жизнь общины усложнялась. Возможно, в ней появился мастер, который изготавливал для охотников хорошее оружие, но сам не ходил на охоту. Добытые мясо и рыба распределялись между охотниками и рыбаками, выделялась доля «оружейнику» и т. д. На какой-то стадии развития появился обмен продуктами труда между общинами и внутри общины.
Это была, хотя и примитивная, неразвитая, но уже экономика».
Вопрос: Какие обстоятельства приводят к появлению экономики?
Задача 2. Какое утверждение относится к микроэкономике, какое – к макроэкономике?
– реформы в России начались с либерализации цен;
– разрыв единого экономического пространства с распадом СССР роковым образом углубил социальный и экономический кризис в России;
– минимальная ставка заработной платы должна находиться на уровне прожиточного минимума;
– налоги на доходы предприятий столь высоки и многочисленны, что душат любую предпринимательскую активность;
– высокий уровень безработицы позволяет фирме тщательно подбирать себе квалифицированные кадры и при этом платить сотрудникам меньше;
– высокий уровень безработицы – это подлинное бедствие для любой экономики, так как порождает социальную напряженность, снижение уровня жизни и т.д.
Сформулируйте на основе вышеприведенных утверждений определения микроэкономики и макроэкономики.
Задача 3. Определите, какое заключение является позитивным, а какое – нормативным:
– «в ходе экономических реформ в России на 54% снизилось производство, наблюдаются высокие темпы инфляции и резкое снижение уровня жизни населения»;
– «стала настоятельной необходимость выработки комплекса мер по прекращению спада производства, снижению темпов инфляции и повышению жизненного уровня населения».
Какова диалектическая связь между этими заключениями?
Задача 4. Резкий переход России к рынку ведет к социальному и экономическому неравенству между людьми, резкому росту безработицы, разрушению хозяйственных связей – как горизонтальных, так и вертикальных, а в целом – к неустойчивости российского гражданского общества. Следовательно, реформы в России должны были проводиться постепенно, поэтапно, в течение длительного времени, чтобы избежать разрушения старого там, где не были созданы предпосылки нового.
Определите, где здесь позитивное и нормативное утверждения. Прокомментируйте саму высказанную мысль.
Задача 5. Рассмотрите следующие зависимости:
а) доход и образование;
б) низкий доход и многодетность;
в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;
г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.
Что является причиной и что следствием? Могут ли причины и следствия меняться местами?
Задача 6. Покажите графически зависимость между:
а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;
б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин.
В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями?
Задача 7. В 1915 г. английский экономист Дж. У. Юл проанализировал собранные Г. Кингом статистические данные о соотношении в Англии XVII в. размеров урожая пшеницы и цен на нее. По его мнению, эта зависимость выражается уравнением:
Y = – 2,33Х + 0,05X2 – o,0.0167X3,
где X – величина урожая; Y – цена.
Определите чисто математическим способом, какой была зависимость цены на пшеницу от величины урожая – прямой или обратной. Какой экономический закон по существу эмпирически открыл Г. Кинг?
Задача 8. В индийской притче о Будде говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?».
«Красивая молодая женщина», – ответил ученик.
«Точнее!» – потребовал Будда.
Ученик сказал: "Молодая женщина".
– «Точнее!»
– «Женщина».
– «Точнее!»
– «Человек».
– «Точнее!»
– «Скелет».
Где, на каком ответе ученика, метод абстракции теряет свою познавательную ценность?
Темы докладов и рефератов
1. Сходство и различия экономической теории и политической экономии.
2. Роль Дж. М. Кейнса в развитии макроэкономический теории?
3. Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов.
4. Роль ожиданий в макроэкономике.
Литература
1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.В. Макроэкономика: учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб.: Питер, 2009. – С. 13–23.
2. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. – М.: Проспект, 2006. – С. 9–45.
3. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. − М.: ИНФРА-М, 2000. − С. 7–25.
4. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е испр. и перераб. изд. – Киров: АСА, 2005. – С. 25–46.
5. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001. – С. 33–51.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 3–23.
7. Макроэкономика: учебник для вузов / под ред. В.С. Артамонова, С.А. Иванова. – СПб.: Питер, 2009. – С. 10–13.
8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: Кнорус, 2005. – С. 11–15.
9. Микроэкономика. Теория и российская практика: учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 47–70.
10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – М.: Норма, 2006. – С. 1–43.
11. Общая экономическая теория: учебник / В.З. Баликоев. – 5-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – С. 29–47, 64–67.
12. Попов А.И. Экономическая теория: учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – С. 12–24.
13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. – М.: НОРМА, 2003. – С. 11–31.
14. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер с англ., 18-е изд. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. – С. 41–51.
15. Экономика: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 27–34.
16. Экономическая теория: учебник для вузов. / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С. 16–41.
17. Экономическая теория: учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2006. – С. 14–20, 36–47.
18. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой. – 4-е изд., – М.: ИНФРА–М, 2004. – С. 27–64.
19. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2004. – С. 27–48, 104-117.
20. Экономическая теория: учебник / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – М.: Эксмо, 2008. – С. 16–37.
21. Экономическая теория: учебник / Г.С. Вечканов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С. 12–51.
22. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 21–40.
23. Экономическая теория: учебник / под. ред. О.С. Белокрыловой. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 5–15, 66–71.
24. Экономическая теория: учеб. пособие / В.В. Янова, Е.А. Янова. – М.: Эксмо, 2009. – С. 17–34.
25. Экономическая теория: учеб. для студентов высш. учеб. заведений /под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 7–22.