Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Феноменология духа
--------------------------------------------------------------- Георг Вильгельм Фридрих Гегель OCR: Татьяна Мусихина--------------------------------------------------------------- Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, итем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, идух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея,объект которой, так же как и ее субъект, есть понятие. Это тождество естьабсолютная отрицательность, ибо в природе понятие обладает своей полнойвнешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным ссамим собой. Тем самым оно есть это тождество только как возвращение к себеиз природы. Развитие духа состоит в том, что он существует: 1. В форме отношения к самому себе; что в его пределах идеальнаятотальность идеи, т.е. то что составляет его понятие, становится таковой длянего, и его бытие состоит в том, чтобы быть у себя, т.е. быть свободным, -это субъективный дух. 2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный иммир, в котором свобода имеет место как наличная необходимость, - этообъективный дух. 3. Как в себе и для себя сущее и вечно себя порождающее единствообъективности духа и его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютнойистине - это абсолютный дух. Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе.Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляетего осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что онсебя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением,своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своейнепосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор,пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, онявляется только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы,и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективногодуха сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя какидеальность своей непосредственной реальности. Дух, развивающийся в своей идеальности, есть дух познающий. Но познаниене понимается здесь просто как определенность идеи, как логическая идея, нопонимается так, как конкретный дух определяет себя к этому познанию. Субъективный дух есть: дух в себе, или непосредственный; в этом смысле он есть душа, илиприродный дух; - предмет антропологии; дух для себя, или опосредственный, понятый еще как тождественнаярефлексия в себе и по отношению к другому; дух в отношении, или обособлении;сознание - предмет феноменологии духа. себя в себе определяющий дух как субъект для себя, - предмет психологии. В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, которыйнепосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себяпосредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своегопонятия.Сознание.
В§414
В§415
Так как "я" существует для себя только как формальное тождество, тодиалектическое движение понятия, прогрессирующее определение сознания неесть для него его деятельность, но оно есть в себе и для этого сознанияявляется изменением объекта. Сознание оказывается поэтому различноопределенным соответственно оказывается поэтому различно определеннымсоответственно различию данного предмета, а его дальнейшее развитие --изменением определений его объекта. "Я", субъект сознания, есть мышление;дальнейшее логическое определение объекта есть то, что тождественно всубъекте и объекте, их абсолютная связь, то, соответственно чему объект естьнечто, принадлежащее субъекту. Примечание. Кантовскую философию всего точнее можно рассматривать в томсмысле, что она поняла дух на сознание и содержит в себе исключительнотолько определение его феноменологии, а не его философии. Она рассматривает"я" как отношение к чему-то потустороннему, что в своем абстрактномопределении называется вещью-в-себе, и только соответственно этой конечностипонимает она и интелегенцию, и волю. И если в понятии рефлектирующей силысуждения она приходит, правда, к идее духа, к субъект-объективности, ксозерцающему рассудку и так далее, как равным образом также и к идееприроды, то сама эта идея в свою очередь снижается до явления, именно досубъективной максимы. Поэтому следует видеть раскрытие правильного смыслаэтой философии в том, что Рейнгольд истолковал ее как теорию сознания,обозначив последнее термином способности представления. Философия Фихтесостоит на той же точке зрения, и не "я" определенно в ней только какпредмет "я", только в сознании; не - "я" остается в ней в качествебесконечного толчка, то есть как вещ-в-себе. Обе философии показывают темсамым, что они не дошли ни до понятия, ни до духа, как он есть в отношении кдругому. В отношении к спинозизму, напротив, следует заметить, что дух всуждении, посредством которого он устанавливает себя как "я", как свободнуюсубъективность, в противоположность определенности, выходит за пределысубстанции, а философия, поскольку для нее это суждение есть абсолютноеопределение духа, выходит тем самым за пределы спинозизма. Прибавление 1. Хотя дальнейшее определение сознания вытекает из егособственного внутреннего существа и, кроме того, имеет в отношении к объектуотрицательное направление, так что объект изменяется сознанием, - все этоизменение является для сознания таким, которое осуществляется без егосубъективной деятельности, и определения, которые оно полагает в предмете,имеют знания лишь как принадлежащие этому объекту, как сущие. Прибавление 2. В философии Фихте всегда приходится иметь дело сзатруднением в вопросе о том, как "я" должно овладеть не-"я". Истинноеединство обеих сторон здесь никогда не достигается; это единство всегдаостается чем-то только долженствующим быть, ибо с самого начала допущеналожная предпосылка, что "я" и не-"я" в их раздельности, в их конечности сутьнечто абсолютное.В§416
Цель духа как сознание состоит в том, чтобы это свое явление сделатьтождественным со своей сущностью, поднять достоверность самого себя доистины. Сосуществование, которое дух имеет в сознании, имеет свою конечностьв том, что оно есть формальное отношение к себе, всего лишь достоверность,так как объект лишь абстрактно определен как принадлежащий духу или сам духрефлектирован в нем в самое себя только как абстрактное "я", то это сущееимеет еще и другое содержание, которое дух не признает своим. Прибавление. Чистое представление не различает между достаточностью иистиной. Что для него достаточно, - что оно считает субъективносогласующимся с объектом, - то оно и называет истинным, сколь бынезначительным и дурным ни было содержание этого субъективного. Философия,напротив, должна по существу различать понятие истины от голойдостоверности; ибо достоверность, которую дух имеет о себе на стадии чистогосознания, есть еще нечто неистинное, самому-себе-противоречащее, ибо здесьдух наряду с абстрактной достоверностью, состоящей в том, чтобы быть усамого себя, обладает еще прямо противоположной достоверностью, состоящей втом что, он относится к существенно другому по сравнению с ним. Этопротиворечие должно быть снято; в нем самом заложена тенденция к егоразрешению. Субъективная достоверность не должна иметь никакого предела вобъекте; она должна приобрести истинную объективность; и, наоборот, предметсо своей стороны должен не только абстрактным образом, но и со всех сторонсвоей конкретной природы сделаться моим. Эта цель уже предчувствуетсяверящим в себя самого разумом, не достигается она только знанием разума,познаванием в понятиях.В§417
Ступени - это возвышения доступности до истины, состоят в том, что духесть: - сознание вообще, обладающее предметом как таковым; - самосознание, для которого предметом является "я"; - единство сознания и самосознания - тот факт, что дух созерцаетсодержание предмета как самого себя и себя самого как определенного в себя идля себя; - разум, понятие духа. Прибавление. Три ступени возвышения сознания до разума определеныпосредством действующей как в субъекте, так и в объекте мощи понятия ипотому могут быть рассматриваемы как точно такое же число суждений. Но обэтом абстрактное "я", чистое сознание, еще ничего не знает. Посколькупоэтому не-"я", имеющее первоначально для сознания самостоятельное значение,снимается обнаруживающийся в нем мощью понятия, поскольку, далее, объектувместо формы непосредственности, внешности и единичности придается формачего-то всеобщего, внутреннего, сознание принимает в себя, - постольку поотношению к "я" это его собственное, как раз таким образом осуществляющееся,становление чем-то внутренним кажется превращением объекта во что-товнутреннее. Лишь при условии, что объект получил черты чего-то внутреннего,превращен в "я", и сознание развивается таким образом до самосознания, - духпознает силу своей внутренней природу как силу проявляющуюся в объекте и внем действенную. Поэтому то, что в сфере чистого сознания существует толькодля нас, рассматривающих его, то в сфере самосознания становитсясуществующим для самого духа. Самосознание имеет сознание своим предметом,следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознаниесохраняется так же, как момент в самосознании. Самосознание с необходимостьюпереходит поэтому, далее, к тому, чтобы посредством отталкивания себя отсамого себя противопоставить себе некоторое другое самосознание и в этомпоследнем приобрести себе объект, который тождествен с ним и в то же времясамостоятелен. Этот объект первоначально есть непосредственное, единичное"я". Но если это последнее освобождается от еще присущей ему, таким образом,формы односторонней субъективности и понимается как проникнутаясубъективностью понятия реальность, следовательно, как идея, то самосознаниевыходит тогда из своей противоположности сознанию, переходит копосредственному единству с ним и вследствие этого становится конкретнымдля-себя-бытием "я", абсолютно свободным разумом, познающим в объективноммире себя самого. При этом почти нет надобности упоминать здесь о том, что разум,выступающий в нашем рассмотрении как нечто третье и последнее, не есть нечтотолько последнее, из чего-то ему чуждого проистекающий результат, но скорееесть нечто, лежащее в основе и сознания, и самосознания, следовательно, топервое, что посредством снятия обеих этих односторонних форм, раскрываетсякак их первоначальное единство и истина.a) Сознание как таковое.
) Чувственное созерцание. В§418
Сознание есть прежде всего непосредственное сознание, его отношение кпредмету есть поэтому простая, непосредственная достоверность его; поэтому исам предмет точно также определен всего как непосредственный, как сущий ирефлектированный в самое себя, далее, как непосредственно-единичный -чувственное сознание. Примечание. Сознание, как отношение, содержит в себе лишь те категории,которые принадлежат абстрактному "я", или формальному мышлению; они для негосуть определения объекта. Чувственное сознание знает поэтому этот объекттолько как сущее, как нечто, как существующую вещь, как единичное и такдалее. По содержанию оно является самым богатым, но по мыслям оно самоебедное. Его богатое наполнение составляют определения чувства; онипредставляют собой материал сознания, субстанциальное и качественное, то,что в антропологичной сфере есть душа и что она находит в себе. Рефлексиядуши в себе, "я" отделяет от себя этот материал и прежде всего дает емуопределение бытия. Пространственная и временная единичность, здесь и теперь,которую в "Феноменологии духа" я определил как предмет чувственногосознания, - все это относится собственно к созерцанию. Объект здесь следуетбрать прежде всего только по тому отношению, которое он имеет к сознанию, аименно как нечто для него внешнее, но отнюдь еще не как нечто внешнее в немсамом или как то, что должно быть определено как вне-себя-бытие. Прибавление. Первая из трех ступеней развития феноменологического духа- именно сознание - сама содержит в себе три ступени: 1. чувственного, 2. воспринимающего и 3. рассудочного сознания. В этой последовательности раскрывается некоторое логическое движениевперед. 1) Первоначально объект есть совершенно непосредственный, сущей объект,- таковым он является для чувственного сознания. Но эта непосредственностьне содержит в себе никакой истины; от нее следует перейти дальше ксущественному бытию объекта. 2) Если сущность вещей становится предметом сознания, то это уже болеенечувственное, но воспринимающее сознание. На этой стадии единичные вещиставятся в отношение ко всеобщему, - но именно только ставится в отношение;здесь поэтому не осуществляется еще никакого истинного единства единичного ивсеобщего, но лишь смешение обеих этих сторон. В этом заключаетсяпротиворечие, которое ведет дальше к третьей ступени сознания, а именно 3) к рассудочному сознанию, где оно и находит свое разрешение,поскольку здесь предмет низводится или возвышается до явления некоторого длясебя сущего внутреннего. Такое явление есть живое существо. С моментарассмотрения этого живого и загорается самосознание; ибо в живом существеобъект превращается в нечто субъективное, - сознание открывает тут само себякак существенное предмета, рефлектирует из предмета в самое себя, становитсяпредметным для самого себя. После этого общего обзора трех ступеней развития сознания обратимсятеперь прежде всего к чувственному сознанию. Это последнее отличается от других родов сознания не тем, что только внем одном объект доходит до меня посредством чувств, но скорее тем, что настадии этого сознания объект - будь он внешний или внутренний - не имеет ещеникакого другого мыслительного определения, кроме того, чтобы, во-первых,вообще быть, и, во-вторых, по отношению ко мне быть некоторымсамостоятельным другим, чем-то рефлектированным в самое себя, некоторымединичным по отношению ко мне как к единичному, непосредственному. Особоесодержание чувственного, например запах, вкус, цвет и т.д., относится кобласти ощущения. Но своеобразная форма чувственного - бытьдля-себя-самого-себя-внешнем, разъединение частей в пространстве и вовремени - представляет собой постигнутое созерцанием определение объекта,так что для чувственного сознания как такового сохраняет значение толькоупомянутое выше определение мышления, в силу которого многообразноеобособленное содержание ощущений собирается в некоторое вне меня сущееединство. Это единство на этой стадии познается мной непосредственно,разрозненно, случайно попадает в данный момент в мое сознание и потом сноваиз него исчезает, - вообще, как по своему существованию, так и по своемухарактеру, является для меня чем-то данным, следовательно, чем-то таким, очем я не знаю, откуда оно приходит, почему оно имеет эту определеннуюприроду, а так же является ли оно истинным. Из этой краткой характеристики природы непосредственного иличувственного, сознания ясно, что по отношению к в-себе-и-для-себя всеобщемусодержанию права, нравственности и религии оно является безусловнонеподходящей, искажающей такое содержание формой, так как в этом сознанииабсолютно необходимому, вечному, бесконечному, внутреннему предается видчего-то конечного, разрозненного, себе-самому-внешнего. Поэтому, если вновое время хотели признать возможность только непосредственного знанияБога, то при этом ограничивали себя знанием, которое в состоянии высказать оБоге только то, что Он есть - что Он существует вне нас, - и что дляощущения Он кажется обладающим такими-то и такими-то свойствами. Такоесознание не достигает ничего большего, как только хвастовства, выдающегосебя за религиозное и важничания своими случайными воззрениями относительноприроды потустороннего для него Божественного начала.В§419
Чувственное как нечто превращается в нечто другое; рефлексия такогонечто в самое себя, вещь имеет много свойств и в качестве единичногообладает в своей непосредственности многообразными предикатами.Множественное единичное чувственности становится поэтому чем-то широким _многообразием отношений, рефлективных определений и всеобщностей. Все этосуть логические определения, полагаемые мыслящим существом, то есть в данномслучае "я". Но, существуя для этого последнего как являющийся, предмет ипретерпел такие изменения. В этом определении предмета чувственное сознаниеесть восприятия. Прибавление. Содержание чувственного сознания диалектично в себе самом.Оно должно быть определенным единичным; но тем самым оно не есть уженекоторое единичное, но всякое вообще единичное; и как раз - посколькуединичное содержание исключает из себя другое - оно вступает в отношение кдругому, проявляется как выходящее за пределы самого себя, как зависимое отдругого, как опосредствованное этим другим, как внутри себя содержащее этодругое. Ближайшей истиной непосредственно-единичного является,следовательно, его отнесенность к другому. Определения этого отношения кдругому составляют то, что называется определениями рефлексии, а сознание,постигающее эти определения, есть восприятие. ) Восприятие. В§420 Сознание, вышедшее за пределы чувственности стремится восприять предметв его истине не только как непосредственный, но и как опосредствованный,рефлектированный в себя и всеобщий. Этот предмет представляет собой поэтомусоединение чувственных и расширенных мыслительных определений конкретныхотношений и связей. Тем самым тождество сознаний с предметом не есть ужетолько абстрактное тождество достоверности, но тождество определенное, -знание. Примечание. Ближайшая ступень сознания, на которой философия Кантапостигает дух, есть восприятие, составляющее вообще отправную точку зрениянашего обыкновенного сознания, а так же в большей или меньшей мере и наук.При этом исходят из чувственных достоверностей единичных аперцепций, илинаблюдений, возводимых в степень истины будто бы тем, что их рассматривают вих взаимном отношении к друг другу, размышляют о них, вообще тем, что они поопределенным категориям превращаются в нечто одновременно необходимое ивсеобщее, становятся опытом. Прибавление. Хотя восприятие исходит из наблюдения чувственногоматериала, оно все же на нем не останавливается - не ограничивается, какизвестно, данными ощущения обоняния, вкуса, зрения, слуха и осязания, - но снеобходимостью переходит далее, к тому, чтобы поставить чувственное вотношение к непосредственно не наблюдаемому всеобщему, - все разрозненноепознать в его внутренней связности в нем самом: например, в силе объединитьвсе ее обнаружения и отыскать существующие между единичными вещами отношенияи опосредствования. Поэтому, в то время как чисто чувственное сознаниетолько предъявляет нам вещи, то есть показывает их нам лишь в ихнепосредственности, восприятия, напротив, постигает связь вещей - делаеточевидным и невероятным то, что если данные обстоятельства имеются налицо,то вот что отсюда следует, и, таким образом, начинает раскрывать перед намивещи как истинные так и не очень. Это раскрытие, однако, является ещенедостаточным, не последним и не первым. Ибо то при помощи чего нечто в этомдолжно быть раскрыто, само есть нечто предположенное, следовательно,нуждающееся в подтверждении; так что в этой области приходится продвигатьсяот предположения к предположению, так что получается прогресс вбесконечность. На этой ступени находится опыт. Все должно быть познано на опыте. Ноесли речь должна идти о философии, то от упомянутого эмпирического ифантастического подтверждения, остающегося связанным с некоторымипредпосылками, необходимо подняться до доказательства абсолютнойнеобходимости вещей. Развитие сознания проявляется как изменение определений его объекта.Относительно этого пункта здесь можно упомянуть еще о том, что посколькувоспринимающее сознание снимает единичность вещей, идеально полагает ее итем самым отрицает внешность отношения предмета к "я", постольку "я"углубляется в себя, само приобретает более внутренний характер; однакосознание рассматривает это вхождение в самого себя как углубление,проникновение и внедрение в объект В§421 Это соединение единичного и всеобщего есть смешение, потому чтоединичное продолжает быть лежащим в основании бытием, в корне отличным отвсеобщего, к которому оно в то же время поставлено в отношение. Этосоединение есть поэтому многостороннее противоречие - всех вообще единичныхвещей чувственной апперцепции, долженствующих составлять основание всеобщегоопыта и всеобщности, которая, собственно, и есть сущность и основание;единичности, представляющей собой самостоятельность, взятую в ее конкретномсодержании, и многообразных свойств, которые, являясь свободными отупомянутой отрицательной связи и друг от друга, скорее представляют собойсамостоятельные всеобщие материи и т.д. Сюда, собственно, относитсяпротиворечие конечного, проходящее через все формы логических сфер, нонаходящее себе наиболее конкретное выражение в том, что нечто определено какобъект. ) Рассудок. В§422 Ближайшая истина восприятия состоит в том, что предмет есть скорееявление и его рефлексия-в-самое-себя есть для себя сущее внутреннее ивсеобщее. Сознание этого предмета есть рассудок. Только что упомянутоевнутреннее, с одной стороны, есть снятое многообразие чувственного и, такимобразом, абстрактное тождество, но, с другой стороны, оно именно в силуэтого содержит в себе также и многообразие, но как внутреннее простоеразличие, которое в смене явлений остается тождественным самому себе. Этопростое различие есть царство законов явления, их спокойное всеобщееотображение. Прибавление. Отмеченное противоречие получает свое первое разрешениевследствие того, что самостоятельные друг по отношению к другу и поотношению к внутреннему единству каждой отдельной вещи многообразныеопределения чувственного низводятся до явления для себя сущего внутреннего,и предмет тем самым из противоречия своей рефлексии в самое себя в своейрефлексии в другое развивается далее до существенного отношения себя ксамому себе. Поскольку, однако, сознание от наблюдения непосредственнойединичности и от смешения единичного и всеобщего возвышения до постижениявнутренней сути предмета и, следовательно, определяет предмет таким жеспособом, как и "я", постольку оно становится рассудочным сознанием. Лишь вэтом, только что упомянутом нечувственном внутреннем рассудок рассчитываетпостигнуть истинное. Первоначально, однако, это внутреннее есть нечтоабстрактно-тождественное, неразличенное в самом себе; - с таким внутренниммы имеем дело в категориях силы и причины. Напротив, подлинно внутреннеедолжно быть охарактеризованно как конкретное, различенное в самом себе.Понятное так, оно есть то, что мы называем законом. Ибо сущность закона, -все равно, относится ли этот последний к внешней природе или к нравственномумиропорядку, - состоит в неразрывном единстве, в необходимой внутреннейсвязи различенных определений. Так, закон с необходимостью связывает спреступлением наказание; преступнику это последнее может, правда, казатьсячем-то ему чуждым; однако в понятии преступления по самому существуподразумевается уже его противоположность - наказание. Равным образом - чтокасается внешней природы, - то, например, закон движения планет, согласнокоторому, как известно, квадраты времен их обращения относятся друг к другукак кубы их расстояний, должен быть понят как внутреннее необходимоеединство различенных определений. Это единство постигается, конечно, толькоспекулятивным мышлением разума, но в многообразии явлений оно открываетсяуже рассудочным сознанием. Законы суть определения рассудка, внутреннеприсущего самому миру; поэтому рассудочное сознание находит в них свою жесобственную природу и тем самым становится предметным для самого себя.В§423
Закон, который ближайшим образом есть отношение всеобщих, пребывающихопределений, имеет свою необходимость в себе самом, поскольку его различиеесть внутреннее различие; любое из его определений, не будучи внешнеотличным от другого, само непосредственно содержится в другом. Но внутреннееразличие оказывается таким образом, как раз тем, что оно есть поистине, тоесть различием в самом себе, или различием, которое не есть различие. В этомопределении формы вообще сознание в себе, содержащее как таковоесамостоятельность противоречащих друг другу субъекта и объекта, исчезло; "я"в качестве высказывающего суждения имеет предмет, который от него неотличен, - самого себя, - самосознание. Прибавление. То, что в предшествующих параграфах было сказано овнутреннем различии, составляющем сущность закона, - именно что это различиеесть различие, которое собственно не есть различие, - в такой же мересправедливо и для различия, существующего в предметном для самого себя "я".Как закон не есть нечто различенное только в отношении чего-то другого, нонечто различенное в самом себе, нечто в своем различии тождественное ссобой, так то же самое справедливо и относительно "я", знающего самого себя,имеющего своим предметом самого себя. Поскольку поэтому сознание какрассудок имеет знание о законах, поскольку оно находится в отношении кнекоторому предмету, в котором "я" вновь находит противообраз своейсобственной самости и тем самым обнаруживает непосредственную тенденциюразвиться до самосознания как такового. Так как, однако, чистое рассудочноесознание не поднимается еще до того, чтобы понять имеющееся в законеединство различенных определений, то есть из одного из этих определенийдиалектически развить ему противоположное, то это единство остается еще длясознания, о котором здесь идет речь, чем-то мертвым, следовательно, сдеятельностью "я" не согласующимся. В живом существе, напротив, сознаниесозерцает процесс самого полагания и снятия различенных определений,воспринимает, что различие не есть различие, то есть, что оно не естьразличие абсолютно прочное. Ибо жизнь есть то внутреннее, которое неостается только абстрактно-внутренним, но всецело переходит в своеобнаружение; оно есть то, через отрицание непосредственного, внешнегополучающееся опосредствованное, которое само это опосредствование снимает донепосредственности, - чувственное, внешнее и в то же время безусловновнутреннее существование, - материальное, в котором внеположность частейоказывается снятой, а единичное - низведенным до чего-то идеального, домомента, до звена в целом. Коротко говоря, жизнь должна быть понята каксамоцель, как цель, которая в себе самой имеет свое средство, кактотальность, в которой каждое звено, отличное от другого, есть одновременнои цель, и средство. На основе сознания этого диалектического, этого живогоединства различенного воспламеняется поэтому самосознание - сознание длясебя самого предметного