(слайд 9-10)
РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:
· режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;
· режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
· режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
a) в режиме повседневной деятельности:
· изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
· сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
· планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;
· пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
· руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
b) в режиме повышенной готовности:
· усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
· непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
· принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;
· уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
· проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
c) в режиме чрезвычайной ситуации:
· непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
· оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;
· проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
· организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:
· локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;
· местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);
· территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);
· региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;
· федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;
· глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.
6 вопрос Постоянно действующие органы управления РСЧС (слайд 11)
РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
· на федеральном уровне – МЧС РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
· на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС: региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);
· на региональном уровне – территориальные органы МЧС: органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
· на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные решать задачи в области защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
· на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.
Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по 7 регионам. В составе РСЧС образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, и Дальневосточный регионы
(слайд 12).
Органами повседневного управления РСЧС являются:
· центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
· центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
· центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов исполнительной власти;
· единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
· дежурно-диспетчерские службы организаций.
7 вопрос Силы и средства РСЧС России (слайд 13-14)
Силы и средства РСЧС состоят и сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации ЧС. Перечень этих сил и средств утверждается постановлением Правительства РФ. К ним относятся:
· Национальный центр управления в кризисных ситуациях – основной орган управления силами, средствами и ресурсами РСЧС в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций;
· Центральный аэромобильный отряд МЧС России (Цетроспас) – специальное поисково-спасательное формирование, предназначенное для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации;
· Поисково-спасательные службы – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему;
· Центр по проведению специальных операций особого риска «Лидер» - одно из основных спасательных формирований МЧС России. Вместе с отрядом «Центроспас» центр «Лидер» является основой сил быстрого реагирования РСЧС.
· Мобильные сводные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ привлекают к выполнению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
· Отдельные вертолетные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи (авиация МЧС России) предназначены для оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран и других мероприятий, отнесенных к компетенции МЧС.
· Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы предназначены для организации работ по предупреждению и тушению пожаров.
· Силы и средства наблюдения и контроля предназначены для осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, санитарно-эпидемиологической обстановкой, качеством пищевого сырья и продуктов питания на подведомственных территориях и объектах.