Тема 6. Особенности психофизического развития дошкольников с ОВЗ.




Основные разделы, их краткое описание

Тема 1.Организация специальной педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в России.

История становления систем специальной педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ в учреждениях здравоохранения, социальной реабилитации, образования. Актуальные проблемы оказания педагогической помощи детям с ОВЗ раннего возраста. Зарубежный опыт оказания ранней помощи детям с ОВЗ.

Тема 2.Организация специальной педагогической помощи дошкольникам с отклонениями в развитии в системе образования.

Организация специальной педагогической помощи дошкольникам с отклонениями в развитии: ясли-сады, детские сады комбинированного и компенсирующего вида, Инновационные организационные формы воспитания и обучения детей с НР: группы развития, консультативные пункты, лекотеки. Нормативные документы. Методическое обеспечение. Опыт оказания ранней помощи детям с задержкой психомоторного и речевого развития. Зарубежный и отечественный опыт ранней помощи.

Тема 3. Интеграционная и сегрегационная модели педагогических систем обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ.

Виды интеграции, их достоинства и недостатки. Возможности реализации интеграции применительно к той или иной модели педагогических систем в специальной педагогике. Инклюзивное обучение за рубежом. Отечественный опыт инклюзивного дошкольного образования.

Тема 4. Организация специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системе социальной помощи и здравоохранения.

Медико-социально-педагогический патронаж в раннем и дошкольном возрасте. Организация медико-психолого-педагогической помощи в системе здравоохранения и социальной реабилитации.

Тема 5. Организация специальной педагогической помощи дошкольникам с нарушениями речи.

Детский сад для детей с ОВЗ как тип специального образовательного учреждения. Особенности организации жизни и деятельности детей в специальной группе детского сада. Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в специальных группах разного профиля. Функциональные обязанности логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя. Организация работы логопеда в условиях специальных детских садов разного профиля.

Речевая деятельность нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии дошкольников. Понятие речи, речевой деятельности. Значение речевой деятельности в психическом становлении дошкольника. Основные предпосылки появления речи, особенности ее становления при нормальном и нарушенном развитии. Причины недоразвития речи в дошкольном возрасте. Профилактика речевых нарушений. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста. Причины речевых нарушений. Особенности формирования фонематического восприятия, звукопроизношения, лексической стороны речи, грамматической стороны речи у дошкольников норме и патологии. Группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), группы для детей с заиканием.

Тема 6. Особенности психофизического развития дошкольников с ОВЗ.

Личность дошкольника с ОВЗ. Периодизация развития детей дошкольного возраста. Характеристика развития и воспитания детей дошкольного возраста; 1) по их анатомо-физиологическим данным; 2) на основе особенностей психики и познавательной деятельности; 3) на основе особенностей поведения.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с нормальным и нарушенным развитием. Этапы развития. Младенческий возраст. Ранний (от года до трех лет). Преддошкольный возраст (от трех лет до пяти лет). Дошкольный возраст. Общее и особенное в развитии нормально развивающихся и детей с нарушенным развитием.

Ведущие виды деятельности ребенка дошкольного возраста и особенности их становления при нарушенном развитии. Манипулятивная деятельность. Предметная деятельность. Игровая деятельность. Продуктивные виды деятельности. Особенности их формирования при нормальном и нарушенном развитии, Условия, влияющие на их становление (обстановка в семье, нахождение ребенка в дошкольном детском учреждении, наличие дефекта в психофизическом развитии и др.)

Тема 7. Сущность и особенности коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ. Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздействие. Принцип системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, принцип доступности, онтогенетический принцип, деятельностный принцип.

Сензитивные этапы в развитии ребенка дошкольного возраста. Понятие сензитивности. Особенности прохождения сензитивных этапов нормально развивающимися и отклоняющимися в развитии дошкольниками.

Общение и социальное развитие нормальных дошкольников и отклоняющихся в развитии. Эмоционально-личностное развитие дошкольников в норме и при отклоняющемся развитии. Физическое развитие и воспитание нормальных и отклоняющихся в развитии дошкольников. Сенсорное развитие и воспитание нормальных и отклоняющихся от развития дошкольников. Эстетическое воспитание. Лечебно-охранительный и лечебно-оздоровительный режим в специальном дошкольном учреждении

Тема 8. Особенности коррекционно-образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях.

Общие закономерности коррекционно-образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях. Организация образовательно-воспитательной, коррекционной работы в дошкольных учреждениях. Работа по специальным комплексным программам для каждой категории детей. Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Организация специальных видов занятий (развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.) Бесплатность.

Содержание работы. Принципы построения программы. Подход к отбору содержания обучения, воспитания и коррекции. Основные виды коррекционно-воспитательной работы. Особенности их организации в учреждениях для детей с нарушенным развитием.

Методы и формы коррекционно-образовательной работы. Коррекционно-педагогическая работа по формированию ведущих видов деятельности (предметной, игровой, продуктивной и др.) при нарушенном развитии.

Трудовая деятельность и особенности ее формирования у нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников.

Подготовка к школе нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников. Психологическая готовность к школьному обучению. Особенности подготовки к обучению в специальной школе детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Тема 9. Организация работы в специальных дошкольных учреждениях.

Система специальных учреждений для детей дошкольного возраста. Виды детских учреждений, назначение, основные задачи (общие и специальные). Специальные детские сады с круглосуточным пребыванием ребенка, специальные детские дома, специальные дошкольные группы при массовых детских садах в системе образования.

Специальные ясли и специальные психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием детей с органическими поражением ЦНС в системе здравоохранения.

Учреждения системы социального обеспечения.

Комплектование специальных дошкольных учреждений по типу ведущего отклонения в развитии. Меньшая по сравнению с массовым детским садом наполняемость групп (до 15 воспитанников), введение в штат специалистов-дефектологов (олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов, социальных педагогов, дополнительных медицинских работников).

Теоретико-психологические основы психолого-педагогического медико-социального сопровождения. Основные понятия и принципы сопровождения. Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка. Основные этапы системного сопровождения.

Лечебно-оздоровительная работа и охранительно-педагогический режим в дошкольных учреждениях для нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии дошкольников. Понятие лечебно-оздоровительная работа, охранительно-педагогический режим, их значимость. Место в общей системе работы. Основные направления работы по профилактике и коррекции физических недостатков дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

Работа с родителями одно из направлений работы детского дошкольного учреждения. Значимость и место работы с родителями. Методы и формы работы. Особенности работы с родителями, имеющих детей с нарушениями в психофизическом развитии.

Работа логопеда в дошкольном учреждении.

Значимость логопедической работы. Логопедическое обследование дошкольника. Принципы логопедического обследования. Основные направления работы логопеда в детском саду для нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников. Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя, дефектолога.

Работа психолога в специальном дошкольном учреждении. Взаимосвязь в работе психолога, воспитателя, дефектолога, логопеда. Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями речи.

Психолого-педагогическая диагностика нарушений психофизического развития у дошкольников. Значимость ранней диагностики психического развития. Работа МППК. Методы психолого-педагогической диагностики. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Эмоционально-личностное развитие дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

2. Общение и социальное развитие дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

3. Физическое развитие, физическое воспитание нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии дошкольников.

4. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

5. Умственное воспитание и умственное развитие дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

6. Развитие речи дошкольников в норме и при патологии психофизического развития.

а) фонетическая сторона речи;

б) лексическая сторона речи;

в) грамматическая сторона речи;

г) связная речь.

7. Предметная деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

8. Продуктивные виды деятельности и их формирования у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

9. Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

10. Трудовая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

11. Подготовка к школе дошкольников нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: