Музыка - гармония звуков, подтверждающая единство мира.




II. Как увидеть музыку

Прежде, чем изложить секреты своего общения с музыкой, мы хотим рассказать вам об открытиях, которые мы сделали для себя, изучая мнения известных ученых, философов, музыкантов разных времен и народов. Первое, что мы выяснили: очень многие воспринимали музыку в цвете и даже дали этому феномену научное объяснение.

Цвет и музыка.

На всем протяжении существования музыкальной культуры люди, ощущали взаимодействие невидимой музыки и видимого мира, стремились упорядочить и узаконить их отношения, стремились увидеть музыку и отразить свои впечатления в цвете.

Ритуальный танец, бой тамтамов под сине-желто-красные всполохи костра… Человек интуитивно ощущал родство звука и цвета задолго до того, как появилась цветомузыка.

Некую теорию на сочетании видимого и слышимого в конце XVI века построил живописец и музыкант Арчимбальдо: преподавая живопись, он проигрывал своим ученикам ноты и к каждой из них подбирал цветные карточки.

В 1665 году Ньютон с помощью стеклянной призмы точно разложил музыкальную октаву на солнечный спектр. Нота «до» соответствовала красному цвету, «ре» — фиолетовому, «ми» — синему, «фа» — голубому, «соль» — зеленому, «ля» — желтому, а «си» — оранжевому.

 

Ньютон до ре ми фа соль ля си

 

 

Исследования в области взаимодействия цвета и звука продолжил А. Кирхер. Изобретатель первого в мире проекционного аппарата, он перевел солнечный спектр на экран.

В XVIII веке Л. Кастель, работавший над проблемой синтеза цвета и звука, разработал клавесин для глаз — уникальную машину, благодаря которой музыку смогли воспринимать глухие люди. Созданная Кастелем модель не сохранилась, и вскоре его соратник К. Эккартсгаузен восстановил и даже усовершенствовал клавесин. Поэтому в историю аппарат вошел как изобретение Кастеля—Эккартсгаузена.

В 70-х годах XIX века американец Б. Бишоп придумал необычное устройство: положил на фисгармонию экран матового стекла, на который через фильтры разных цветов проходил свет. Музыкант, играя на фисгармонии, открывал определенные фильтры, окрашивая, таким образом, экран.

 

Англичанин А. Римингтон сконструировал гигантский орган, который с помощью 12 разноцветных огней проецировал на экран цвет музыки. Однако проигрывать музыку орган не умел и ему аккомпанировал какой-либо музыкальный инструмент.

Австралиец А. Гектор вынес цветомузыкальное представление на открытый воздух, где сама Природа внесла в оркестр цвета и звука новые краски, усиливая переживания слушателя.

Но самым необычным в череде цветомузыкальных экспериментов оказался опыт Т. Вилфреда, создавшего музыку цвета без звукового сопровождения. На экране появлялись не просто цвета, а сплетающиеся вальсирующие и пляшущие фигуры — квадраты и круги.

Русский основоположник цветомузыки, композитор-новатор А.Н. Скрябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, совершенно отличный от ньютоновского, в котором нота «до» была красной, «ре» была желтой, «ми» — голубой, «фа» - фиолетовой, «соль» — оранжевой, «ля» — зеленой, «си» — синей.

Скрябин до ре Ми фа соль ля си

 

В партитуре его симфонической поэмы «Прометей» впервые в истории музыки цвету была отведена особая партия, написанная на отдельном нотном стане. Композитор сам сконструировал машину для музыки цвета, назвав ее световым клавиром. Скрябин был предшественником бурного развития цветомузыкального искусства, которое в XX веке, став массовым, вышло на танцевальные и концертные площадки, а в 90-е годы получило и вовсе невиданный дотоле размах (вспомнить хотя бы фантасмагорические представления Жана-Мишеля Жарра, в которых были задействованы грандиозныесветомузыкальные установки).

Недавно петербургские ученые разработали так называемый хромотональный синтезатор, способный связать воедино музыку, цвет и видеоряд. «Прослушивая» музыкальное произведение, прибор улавливает мельчайшие нюансы звуковых сигналов и в реальном времени преобразует их в световые волны. Его можно использовать не только для построения потрясающих световых декораций, но и в процессе обучения исполнителей.

В начале 20 векаавстрийский философ и мыслитель Рудольф Штайнер создал художественную форму выражения музыки и речи в движении и пространстве, которую называют «видимой речью» и «видимой музыкой». Этот необычный вид искусства носит весьма необычное название – эвритмия, что в переводе с греческого означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение».

«It is so wonderful to see the music as well as hear it». Эту фразу можно перевести с английского как «Так прекрасно не только слышать музыку, но и видеть ее…». Подобным образом звучит один из комментариев к видеоролику в Интернете. Под «Лунную сонату» Бетховена несколько человек в разноцветных балахонах производят плавные движения в такт музыке. Они танцуют. Но это не совсем обычный танец. С его помощью можно увидеть музыку…

Однако, помимо этих грандиозных открытий в области цвета и музыки мы нашли сведения о менее значительных творческих работах, касающихся частных лиц. Но эти работы нас очень заинтересовали, так как они являются ярким примером красочного восприятия музыки и дают нам повод самим искать новые формы выражения музыкальных фантазий.

Речь идет об интересном опыте фотографа Мартина Климаса, соединившего звук и цвет в красочных брызгах. Над динамиками фотограф поместил холст, поверх которого налил краски разных цветов. Во время звучания песен Мартин делал снимки, как суспензии реагируют на ту или иную музыкальную композицию.

Главной его задачей было показать красоту многоцветового хаоса красок, которые на самом деле подчинены особому порядку в зависимости от определенной музыки. Климас снимал движение отдельной капли краски. Каждая из его фотографий — яркая смесь цветов.

Еще один фотограф Светлана Мартюшова часто фантазирует, рисуя под музыку, и этими секретами делится на своем сайте. К примеру, она описывает, как прослушав композицию Элтона Джона «Желтая кирпичная дорога», она представила картину и тут же стала ее изображать. Ее вариант музыкального изображения представлен в небольшом количестве форм и цветов. На ее картине шары превращаются в дирижабли, ленты – в разноцветные дороги. Эти дороги переливаются светлыми оттенками радуги и уводят ввысь. «Стремление мысли – скольжение кисти», - так называет она свои творческие работы.


Музыка - гармония звуков, подтверждающая единство мира.

Помимо стремления «увидеть» музыку в красках, люди еще с древних времен олицетворяли ее с гармонией Вселенной.

Музыкальная теория Пифагора соответствует законам астрологии, ибо планеты Солнечной системы находятся в гармонии между собой. В целом же в философии Пифагора гармония тесно связана с числом семь: семь нот, семь дней недели, семь цветов радуги, семь планет. И различные комбинации этих семи частей создают гармонию и дисгармонию. Пифагор полагал, что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею в соответствии со свойствами ладов. Ибо он имел обыкновение применять подобный вид очищения (души) не как второстепенный. Именно этот вид очищения он назвал музыкальным исцелением.

В системе мировосприятия древних индийцев также каждому музыкальному тону в октаве соответствовали планеты, созвездия, части света, органы тела и цвета. Планеты распределялись таким образом: ДО являлась Марсом, РЕ - Солнцем, МИ - Меркурием, ФА - Сатурном, СОЛЬ - Юпитером, ЛЯ - Венерой, СИ – Луной. Если октаву представить в виде полутонов (самое близкое расстояние между двумя звуками), тогда цвета соотносятся с двенадцатью знаками Зодиака, они упорядочиваются как спицы колеса. Овен соответствует чисто красному; Телец - красно-оранжевому; Близнецы - чисто оранжевому; Рак - оранжево-желтому; Лев - чисто желтому; Дева -желто-зеленому; Весы - чисто зеленому; Скорпион - зелено-синему; Стрелец - чисто синему; Козерог -сине-фиолетовому; Водолей - чисто фиолетовому; Рыбы - фиолетово-красному.


Как я «вижу» музыку.

По мнению В. Шекспира слушание музыки – это искусство, которое зависит и от свежести чувств, и от остроты слуха. Каждый способен слушать музыку внимательно. Но при этом необходимо добиться такого же внимания от нашего чувства. Мы уже говорили о том, что восприятие музыки – вещь очень личная. Она зависит от личного восприятия жизни, от содержания когда-либо прочитанных книг, просмотренных фильмов, услышанной музыки… Поэтому каждый раз, когда мы слышим музыку, она ассоциируется у нас с чем-то прожитым или увиденным ранее. Но чтобы мы вообще ее услышали, для этого нужна соответствующая атмосфера. Например, красивая церковь в прекрасной акустикой и лучами света, проникающими сквозь витражи окон, могут заставить величественно звучать даже самую занудливую фугу, и то же произведение, услышанное по радио в застрявшем в пробке автомобиле, может навеять смертельную скуку. Когда мы соприкасаемся с совершенно незнакомой музыкой, то главное в ней – настроение, и оно должно гармонировать с нашим настроением в данный момент. Тогда соответственно настроению из нашего подсознания появляются или цветовые фоны или причудливые картины нереального содержания или, наоборот, конкретные реальные картины, которые можно зафиксировать на бумаге.

Мы часто фантазируем таким образом. И своими фантазиями поделились с младшими школьниками. Мы предложили им прослушать запись фрагмента из оперы-балета «Млада» Римского – Корсакова «Шествие князей» и изложить свои фантазии в красках. При этом сделали такой эксперимент: одной группе детей мы не сказали название произведения, а другой группе сказали. Каково же было наше удивление, когда мы увидели рисунки! Дети нарисовали схожие по настроению и по содержанию картины, они опирались на одни и те же впечатления и образы. И те и другие изобразили картины рыцарских времен! Их можно было бы назвать «День рождения короля», «Рыцарь, охраняющий город», «Свадьба принцессы» и так далее.

Наше видение звуков в красках выглядит следующим образом:

 

Вера до ре ми фа соль ля си

 

Настя: «до» - бордовая, «ре» - темно-оранжевая, «ми» - желтая, «фа»- зеленое сукно, «соль» - темно-синяя, «ля» - золотистая, «си» - фиолетовая.

Однако, все зависит от настроения и состояния в момент прослушивания музыки. Иногда на протяжении всего произведения я вижу переливы одного цвета по мере скольжения музыки. Например, тема Паганини переливается оттенками красного (от красного - до бордового, даже коричневого). Иногда я вижу не красочные картины, а мини-спектакли, где участвуют сказочные или реальные герои. Например, в фантазиях на тему украинской народной песни я вижу разговор бедной сиротки с мачехой, отчетливо слышу жалобные интонации девочки и властные несгибаемые ноты жестокой женщины. А вот мелодия песни из кинофильма «Бриллиантовая рука» превращается в моих фантазиях в настоящий детектив, где молодые люди сначала с удовольствием вовлекаются в жизнь разбойников, но вскоре пытаются вырваться из преступной жизни, понимая, что иначе жизнь их превратиться в сплошной обман и бесчестие.


III. Заключение.

В результате работы над проектом мы выяснили:

1. Существуют различные теории взаимодействия музыки и цвета ().

2. К проявлениям образного восприятия музыки можно отнести цвет, фигуры, фотографию, сюжет, движение.

В этой работе мы изложили свое «видение» музыки и уверены, что любой человек, заинтересовавшийся музыкой, сможет найти свой способ взаимодействия с нею, сможет переживать ее глубоко и даст волю воображению. Ведь когда мы слушаем и слышим музыку, под впечатлением ее волшебных звуков у нас возникает собственное, особое видение мира, в котором буквальная зрительность исчезает. Кто-то слышит в цвете отдельные тоны - как древние греки; у кого-то, как у Римского-Корсакова, расцвечиваются тональности; кто-то воспринимает эмоционально-цветовую палитру, состоящую из неосознанно-ассоциативных звуковых красок...

Может быть, в этом и заключается одна из тайн красоты музыки. Красоты бесконечно притягательной и далеко не всегда поддающейся логическим объяснениям...

 

Использованная литература.

1. Кейт Спенс. Популярная энциклопедия. Все о музыке. Белфаст.1999г.

Перевод с английского А.Н. Асташонка, с. 187.

2. Александр Во. Классическая музыка. Новое восприятие. Перевод ТОО «Внешсигма» 1997 год, с. 144.

3. Артамонов И. Иллюзии зрения. — М.: Наука, 1969, с. 216.

4. Можейко М.А. Гармония сфер // История философии. Энциклопедия. — Минск: Энциклопедия. 2002 — С. 209.

5. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд. 2-е, переработанное и дополненное — Москва: 1998.

6. Дроздова О.А. Искусство раскрашивать звуки https://www.computerra.ru/

7. Цвет в музыке. Можно ли увидеть музыку. https://www.vokrugsveta.ru/quiz/442/

8. Пифагорейская теория музыки и цвета https://jungland.ru/node/2266

9. Стремление мысли, скольжение кисти, или Музыка в цвете https://www.etoya.ru/blogs/hand_made/2011/9/25/19114/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: