Определение информационных потребностей




· Для менеджеров организаций очень важно знать, какая информация им необходима и когда, где и у кого её можно получить. Это обстоятельство приводит нас к теме информационных потребностей (ИП).

· Перечислим типичные категории информации, с которыми приходится иметь дело менеджеру:

o внутренняя и ли внешняя информация (информация, получаемая из источников внутри или вне организации соответственно);

o официальная или неофициальная информация,

o разовая или регулярная информация,

o способ передачи информация - устная, письменная и электронная,

o степень субъективности информации.

· Можно провести полезную аналогию между менеджером управляющим своим подразделением, и водителем, управляющим автомобилем.

Рис.2.1 Аналогия системы управленческой информации с автомобилем (Xu and Kaye,1995)

Критические факторы успеха:

· Для того чтобы освоить структурированный и системный подход к управлению информацией, менеджер должен учесть все ключевые области принятия решений.

· Описываемый подход к идентификации ключевых областей принятия решений, широко используется для того, чтобы «устранить пропасть между потребителями информации …и провайдерами информационных услуг (Robson, 1994). Этот подход, известный как анализ критических факторов успехов был предложен Джоном Ф.Рокартом, директором Слоуновского центра исследований информационных систем в Массачусетском технологическом институте.

  • Рокарт так описал свой метод:

« Метод критических факторов успеха сфокусирован на индивидуальных текущих информационных потребностях менеджера. Метод представляет собой ясный и логичный способ идентификации управленческой информации. Более того, в методе отражено признание того факта, что информационные потребности зависят от специфики работы менеджера и изменяются со временем. (Rockart, 1979)»

· Джон Рокарт определяет критические факторы успеха как «ограниченное число областей, получение удовлетворительных результатов в которых… обеспечивает успешную деятельность организации. Существует небольшое количество областей, в которых дела должны вестись правильно, чтобы организация процветала».

· Согласно Рокарту, обычно имеется от трех до шести критических факторов успеха, тесно связанные с общими целями организации.

· Метод критических факторов успеха включает три этапа:

o На первом этапе необходимо определить критические факторы успеха (КФУ). Рокарт отмечает, что критические факторы успеха являются «областями деятельности, требующего пристального внимания».

o На втором этапе определяются ключевые решения (КР), которые надо принять для обеспечения правильного управления каждым из критических решений).

o На третьем этапе определяется информация (информационные потребности – ИП) необходимая для поддержки каждого из ключевых решений. Модель контура обратной связи имеет к этому прямое отношение – требуется оценить информация, позволяющая оценить разрыв между фактическим и желательным состояниями. Необходимые данные могут быть как «жесткими», так и «мягкими».

Рис.2.2 Взаимосвязи между критическими факторами успеха,
ключевыми решениями и информационными потребностями.

· Рокарт сделал следующие наблюдения (1979,1982):

o Традиционные информационные системы редко дают информацию, необходимую для управления КФУ. Многие важные области игнорируются существующими информационными системами, обычно не отвечает потребностям менеджеров, принимающих решения.

o Для управления многими КФУ требуется информация о происходящем за пределами организации. Многие существующие информационные системы не обеспечивают менеджеров такой информацией.

o Для управления КФУ обычно требуется свести воедино информацию, полученную из разнообразных источников, и информационные системы должны помогать менеджерам делать это.

o Незначительная, но важная часть информации, необходимая для управления КФУ, обычно представляет собой субъективные суждения и не может быть приведена в форме чисел.

o Менеджеры, испытывающие сильное давление, склонны уделять повышенное внимание КФУ, наиболее сильно влияющим на текущие результаты. Менеджеры, испытывающие менее сильное давление, делают акцент на КФУ, имеющее отношение к «строительству будущего».

 

Комментарий. Очевидно, что и печатный журнал и интернет издание отвечают главной полезной функции – обеспечению качественной информацией. Но, ведь интернет издание вытесняет печатный журнал. В связи с этим давайте продумаем, почему. Для этого нам нужно разобраться в большей степени со свойствами информации, и почему состояние «интернет издания» в большей степени начало отвечать потребностям рекламодателей и косвенно читателей – специалистов.

Все было бы хорошо, но оба состояния информации (печатный журнал и интернет издание соответствуют этому критерию с разными способами выполнения функций). К тому же мы решаем задачу для повышения отдачи для рекламодателей печатного журнала. В связи с этим мы можем выбрать только графическую схему ТП 1.

Попытаемся привязать состояние журнала к состоянию интернет издания, как своему противоположному состоянию. Тем самым будем усиливать конфликт. Так, печатный журнал остается печатным журналом, но при этом у него появляются положительные свойства, присущие интернет-изданию. И еще больше: у него появляются состояния, которых никогда не будет у интернет изданий.

Что это? Очевидно, во многом это связано с материальными аспектами информации, авторским правом, его по-прежнему лучше защищают материальные носители. В частности, зачем выкладывать информацию для всех, если ваша конкурентоспособность заключается в том, что наиболее важную информацию должны знать именно вы и только вы.

ШАГ 1.5. Усиливаем конфликт, указав предельное состояние элементов:

Журнал на бумажном носителе полностью выполняет все действия интернет издания и полностью заменяет его собой.

Т.е. необходимость в некотором «дополнительном» интернет издании отпадает.

ШАГ 1.6. Записываем формулировку модели задачи, указывая:

  1. конфликтующую пару: Печатный журнал, интернет издание (со стороны инструмента), рекламодатели, и конечные потребители (со стороны изделия).
  2. усиленную формулировку конфликта: Печатный журнал выполняет все функции отсутствующего интернет издания для рекламодателя и конечного потребителя, но они у него (журнала) в настоящий момент отсутствуют.
  3. что должен сделать вводимый для решения задачи икс-элемент (что он должен сохранить и что должен устранить, улучшить, обеспечить и т.д.). Необходимо найти такой икс – элемент, который, сохраняя печатную форму журнала, обладает способностью отсутствующего интернет издания обеспечивать информационное обслуживание читателей и рекламодателей.

Комментарий. Или необходимо найти такие состояния печатного журнала, где бы он выполнял основные функции несравненно лучше по сравнению с интернет изданием. Для этого необходимо найти такие состояния информации, которые интернет издание выполнить не в силах.

 
 

 


Нам пришлось несколько обобщить сторону изделия и инструмента с учетом нашей вставки по информации. Это пришлось сделать, поскольку рекламодатели слишком сильно зависят от реакции на рекламу и информацию со стороны конечных потребителей. Таким образом, интересы рекламодателей и оплата ими рекламы на самом деле зависят от реакции конечных потребителей на информацию в журнале. А инструмент (в нашем случае обобщенный инструмент – печатный журнал и интернет издание) хотят обработать «обобщенное» изделие, но где мы выступаем на стороне печатного журнала.

Попробуем показать Х-элемент в схеме, которая была применена на шаге 1.1. и уточнить выбранную схему конфликта, см. рис.

 

 

В нашем варианте Х-элемент оказывает воздействие через журнал на обобщенного Потребителя (наше обобщенное изделие) или становится неким измененным состоянием печатного журнала. В частности, что значит измененное состояние печатного журнала? Какое-то новое «агрегатное» состояние или изменяется «температура» информации, или она одевается в защитную «скорлупу»?

 
 

 


И в продолжение идеи:

 
 

 


К сожалению, ожидается, что такое новое «измененное» состояние будет дороже и все равно легко копироваться. Тогда еще больше усиливаем внутренний конфликт в задаче, прибавляя ценность экспертного сообщества, ведь печатный журнал уже достиг этого уровня.

 
 

 


И в продолжение идеи:

 

 


Поскольку это может быть достаточно дорого, то можно объединиться и с другими профессиональными изданиями, испытывающими такие же трудности, в частности:

 
 

 

 


И усиливаем идею:

 
 

 

 


И, наконец, избавляемся от планшета:

 
 

 


 

Рис. схема работы при использовании интерактивной пленки i-scin. www.rapapa.ru

ШАГ 1.7. А есть ли уже стандартные способы решения подобной задачи? Проверяем возможность применения стандартов к решению задачи. В нашей обобщенной формулировке уже ясно, что вещества – это наши «изделия»и «инструменты», а поле- вполне понятно, что это «информационное» поле. В соответствии с (2) – (Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. Поиск новых идей: от озарения к технологии, карта Молдовеняскэ, 1989, 382 стр.) среди стандартов нам подходят в наибольшей степени стандарты:

Стандарт 1.1.7. Если нужно обеспечить максимальный режим действия на вещество, а это по тем или иным причинам недопустимо, максимальное действие следует сохранить, но направить его на другое вещество, связанное с первым.

 
 

 


Стандарт 1.2.2. Если между двумя веществами в веполе возникают сопряженные – полезное - вредное – действия, причем непосредственное соприкосновение веществ не обязательно, а использование посторонних веществ запрещено или нецелесообразно, задачу решают введением между двумя веществами третьего вещества, являющегося их видоизменением.

 
 

 


В случае признания интернет- издания как некоего поля (что почти верно, ведь это виртуальное пространство), то подходит и стандарт 1.2.3:

Стандарт 1.2.3. Если необходимо устранить вредное воздействие поля на вещество, задача может быть решена введением второго элемента, оттягивающего на себя вредное воздействие поля.

 
 

 

 


Если мы признаем печатный журнал и интернет издание двумя конкурирующими (мешающими) друг другу веществами, то подойдет и стандарт 1.2.4.

Стандарт 1.2.4. Если между двумя веществами в веполе возникают сопряженное, вредное - полезное действия, причем непосредственное соприкосновение веществ в отличие от стандартов 1.2.1. и 1.2.2. должно быть сохранено, задачу решают переходом к двойному веполю, в котором полезное действие остается за полем П1, а нейтрализация вредного действия (или превращением вредного действия во второе полезное действие) осуществляется П2).

Комментарий. Это означает, что очень вероятно, что мы на верном пути, когда говорим, что нужно создать сайт – двойник, но под эгидой и поддержкой авторитетного печатного издания.

Построение модели задачи и применение стандартов решения задач на основе вепольного анализа существенно прояснило задачу и позволило увидеть стандартные черты в такой непонятной задаче, как конкуренция печатного журнала с интернет изданием. Для более углубленного поиска попробуем учесть имеющиеся ресурсы, пространство, время, и различные сопряженные с задачей поля.

ШАГ 2.1. Определяем оперативную зону (ОЗ).

Комментарий. Выделение оперативной зоны в нашем случае не просто. В частности, где развертывается конфликт? Среди носителей? Т.е. бумага против виртуального носителя? В средствах связи и передачи информации, т.е. среди почты и кабелей и радиоволн? В информационном пространстве? Т.е. среди количества и качества информации?

Подозреваю, что большая часть вопросов является трудными и задача расплывается. Попробуем взять хотя бы небольшой кусок, выбрав главную часть – информацию, ее качество. Тогда это будет связано с главной функцией – собственно информацией, а не способами ее обработки (передачи, хранения и пр.). Хотя это становится все более и более важно…

Тогда собственно конфликт развернется между той информацией, которую предлагает журнал и интернет издание. К тому же это вернет нас к главным качествам информации и главным ресурсам – темам журнала, авторам и тем, насколько учтены информационные потребности читателей и рекламодателей. Это важно еще и по другой причине. Бумага пока лучше защищает авторское право…

Тогда можно предположить, что собственно пространством в задаче будет являться некое процессное пространство, состоящее в своей полноте в следующем: в сборе данных, обработке и превращении в информацию, анализе информации, ее передаче, хранении и утилизации. А соответствие или несоответствие печатного журнала или интернет изданий определит более точно зону конфликта.

Нашей оперативной зоной должно стать некое информационное пространство, которое ранее занимало интернет издание…Как сильно мы отдаляемся от первоначально высказанных идей!

 

 

ШАГ 2.2. Определяем оперативное время (ОВ)

Комментарий. Оперативное время, как имеющиеся ресурсы времени нашего журнала дает нам:

Конфликтное время Т1 – время непосредственного восприятия информации (контакт читателя с информацией журнала\интернет издания), если мы выбираем в качестве главного конфликта – конфликт в информационном пространстве, а не средствах передачи информации.

Т2 - время до конфликта.

Время до конфликта – основной ресурс печатного журнала, поскольку в остальных компонентах (скорость доставки, интерактивность, инфографика и пр. виды обработанной информации, доступной цифровым IT и интернет технологиям) на сегодняшний день он уже проигрывает. Т.е. лучше разрешать конфликт в течение подготовительного времени (времени до конфликта) Т2.

Но ведь можно говорить и о времени Т3- времени последействия, что особенно важно для долгоиграющей информации, которую надо переосмысливать и переосмысливать. Разве нам не нужно делать заметки на полях, подчеркивать, делать выписки, и пр. Здесь все издания на материальных носителях могут себя показывать лучше…

Обратим внимание, что время подготовки журнала, да и интернет издания – очень длинное – до двух месяцев, а самих статей и того больше. Как интернет издание, так и печатный журнал выходят только раз в два месяца, что связано с длительностью сбора, обработки информации, работы с авторами и пр.

Комментарий. Пришла пора поискать трудности подсистем. Подсистемы для наших информационных изданий – это очевидно, их рубрики, разделы и пр.

Здесь мы находим кое-что интересное – сравнивая особенности рубрик в журнале и интернет издании, видна наибольшая разница в типе рубрик. В интернет-издании – только фото, комментарии к поездкам на завод, интервью и перепечатки статей, тогда как в печатном журнале – аналитические, обобщающие, профессиональные специализированные и технические решения, результаты длительных изысканий на рынке и пр.

Это сильно отличает печатный журнал от интернет издания, делая второе практически лишь экспресс - информацией. По сути, он стал отличаться от журнала только скоростью, а в этапах сбора, обработки, обобщения информации интернет издание проигрывает печатному журналу. И информация в печатных изданиях более долгоиграющая и вычищенная!

Чтобы интернет издание стало таким же профессиональным, как и печатный журнал, оно должно иметь такой же совет экспертов и специалистов, которые имеет авторитетный печатный журнал. С ростом количества интернет изданий произошла интересная метаморфоза. Читатели перестали верить «интернет – мусору». Используют его только для первоначального поиска информации и некоего «массажа мозга». Далее, все равно приходится обращаться к авторитетным источникам, как правило, печатным.

 

ШАГ 2.3. Определяем вещественно-полевые ресурсы (ВПР) рассматриваемой системы, внешней среды и изделия и составляем список ВПР.

Вещественно-полевые ресурсы (ВПР)- это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. Рассмотрим основные виды ВПР:

  1. Внутрисистемные

а) ВПР инструмента:

- вещественные ресурсы бумаги, печати, эргономичного для человека формата, привычность и удобство работы с бумажными изданиями, лучшая восприимчивость для глаза (не утомляемость глаз), возможность высокой степени модульности, брошюровки, использования в качестве материального объекта (карт, игрушек, 3-х мерных конструкций и пр.);

-ресурсы авторов, что коррелируется с ресурсом подготовительного времени для журнала.

б) ВПР изделия – ресурсы восприятия человека. Доминанты восприятия, удобство и простота чтения, запоминания, внутренней обработки информации, доверие к источнику информации и пр.

  1. Внешнесистемные

а) ВПР информационной среды, особенности прохождения информации, собственно видов информации, характерных для профессиональной среды арматурщиков – отраслевые новостные ленты, нормы и правила, ГОСТы, данные об авариях, конструкторские, технологические разработки, данные о применении арматуры, и пр.;

б) ВПР, общие для информационного поля, или полей взаимодействий компаний, работающих в сфере арматуры, например, налоговое, правовое, банковское поле, способы развития организаций, социокультурная среда, влияющая на информационные потребности персонала.

  1. Надсистемные

а) отходы посторонней информационной системы, в нашем случае – любой информационный «мусор».

б) "копеечные информационные ресурсы" - очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь. В нашем случае ими могут быть названы все виды информации, которые «сами идут в руки» – например, с общедоступных информационных лент, ТВ и пр., служащие для насыщения контента как интернет изданий, так и печатного журнала. Особо можно выделить ресурсы с ближайших или смежных отраслевых порталов, с которыми возможен обмен на основе баннеров.

4. Другие виды ресурсов. Не стоит забывать об общей классификации ресурсов организаций в целом для достижения прибыли, см. рис.

 

Рис. Ресурсы как источник прибыльности журнала

 

Мы должны начать с внутрисистемных ресурсов и только потом двигаться к надсистемным ресурсам, как определяющим макси - задачу, целесообразную в основном для решения задач прогнозирования. Очевидно, полезно объединить ресурсы в некоторые блоки, отвечающие целям системы. Например, удешевление – это бумага, печать, логистика и пр.; легкость и доступность информации – это широкий формат, легкость восприятия, объемность информации, привычность восприятия и пр.

Посмотрим также, что можно сделать с «изделием». (напомню, что такое «обзывательство» уважаемых потребителей и рекламодателей связано исключительно с использованием терминологии функционального анализа). Так, изделие у нас – обобщенный потребитель (рекламодатель и конечный читатель - специалист). Отметим, что это живые субъекты, подверженные влияниям и изменениям, моде, зависимости от изменений в информационной среде и пр. т.е.:

- «Изделие» может изменяться само;

- Если мы воспринимаем читателей как некое множество, то часть из них может уйти. Но в этом нет ничего страшного. Как известно, самая большая ошибка в маркетинге – желание угодить всем.

- Переход в надсистему – влияние более сильного информационного надпространства также возможно. Так изменение в качестве или видах требуемой информации может поменять и саму степень обработки информации и средства доставки (печатный журнал или интернет и пр.).

- Использование многоуровневых структур – информация обладает многими уровнями, как и сам потребитель. У потребителя это может быть и уровень директора и простого менеджера или в той же иерархии и технические специалисты, и информация может быть многоуровневой, смотря, как мы объединяем ее в различные системные блоки.

- Допускать соединение с «ничем».(???)

Комментарий. Что в информации – пустота или ничто? Не пробелы же между буквами. Я думаю, что это слухи, или то, что мы подразумеваем, но не говорим об этом, поскольку это или предполагается, или нами самими не осознается и еще это «скрытое ничто» не перешло в форму информации и является пока неосознанным или «скрытым» знанием, например, только некоторым закрытым знанием некоторых особенных групп специалистов.

- допускать изменения на время. Так, все - и печатные издания и интернет издания могут скинуть цены на время, чтобы вытеснить конкурентов. Информация может временно поменять свою форму – например, превратившись из печатной формы в электронную на электронном носителе и пр.

Потребитель меняется или рекламодатель меняется или оба они меняются, не меняясь… Причем легко. Это равносильно отсутствующему интернет изданию, которое заменил собой печатный журнал. Осталась только информационная среда…, но которая нужна потребителю как воздух, который везде…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: