Определение нормативов обеспеченности.




В данном случае речь пойдет тоже про язык описания, только применительно к требованиям к условиям реализации основной образовательной программы. Казалось бы, там нужно описать условия, в которых должны учиться развиваться и воспитываться ученики, так оно и есть, однако язык описания этого раздела не дает возможности понять про условия ничего, поскольку условия, как это записано в действующем стандарте должны: «обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» и т.д., в том же залоге.

Также построены и требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса, которое должно обеспечивать возможность: «реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую…» и т.д.

Принятый закон требует от стандарта совсем иного, конкретного языка описания. В частности статья 18, которая называется «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» говорит о том, что нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Наверное, можно представить себе конструкцию фразы «нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе должны обеспечивать: «реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществление самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность…» и далее по старому тексту. Однако такая конструкция вряд ли кого-нибудь устроит.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Законопроект принес изменения и в технологии обучения, возможность реализации части из них он закрепил непосредственно. Появилась статья 16, которая называется «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Вопрос о том, какие должны быть требования к условиям организации образовательного процесса при дистанционном или электронном обучении еще только предстоит определить, или сказать о том, что это излишне.

 

Образовательные программы.

Образовательные стандарты не содержат учебные планы с количеством часов, не содержат конкретное содержание образования в виде правил, законов, произведений или событий которые обязательны для обучения. В соответствии с принятым законом именно образовательные программы определяют содержание образования.

Исключительным правом на это обладает школа - часть 5 статьи 12 принятого закона о том, что: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность», а статья 28. «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относит разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации.

Какие программы бывают.

Поскольку Федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации" часто и с разным смыслом использует название «программа», попробуем разобраться, о чем же идет речь.

Закон содержит определения образовательной программы и примерной образовательной программы.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Схематично определение образовательной программы можно представить следующим образом:

 

Определение примерной образовательной программы выглядит так: Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация ( примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов ), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

 

Если посмотреть чем они отличаются, то окажется, что таких отличий несколько:

1. Примерная программа должна определять условия образовательной деятельности, а образовательная программы только организационно-педагогические условия. Условия образовательной деятельности должны включать примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, однако эти расчеты не требуются в образовательной программе. Можно предположить, что примерная образовательная программа будет использоваться не только для создания образовательных программ, но и для иных целей, например органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определение нормативов финансирования, поскольку принятый закон определяет что определение нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общего образования и нормативных затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования в муниципальных общеобразовательных организациях проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

2. Образовательная программа в отличии от примерной содержит блок связанный с комплексом форм аттестации и соответствующих оценочных и методических материалов. В данном случае можно предположить, что либо эти материалы школа должна разрабатывать самостоятельно, либо они будут содержаться в стандарте и школы могут пользоваться этим источником напрямую, минуя примерную программу.

С одной стороны закон достаточно четко определил состав образовательной программы школы, а с другой он говорит о том, что образовательный стандарт должен определить требования к «структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему».

В настоящее время образовательный стандарт определяет, что образовательная программа школы должна содержать такие элементы как программу развития универсальных учебных действий, программу воспитания и социализации обучающихся, программа коррекционной работы, определяет классно-урочную форму ведения учебного процесса и т.д.

То есть действующий стандарт, существенно расширяет содержание образовательной программы школы, которое определено законом. Можно предположить, что этот вопрос нуждается в дополнительном широком обсуждении.

Мы посмотрели на то, что есть в определениях, далее закон предлагает более широкую классификацию образовательных программ для системы образования

Для рассматриваемых нами основных образовательных программ общего образования:

Закон «Об образовании» - существующая нормативная база предполагал, что примерная образовательная программа будет одна на уровень образования. В настоящее время на официальном сайте министерства образования и науки размещена только одна примерная программа для начального общего образования. При этом ни ответственность за содержание этой программы, ни ее авторство, ни порядок разработки не определены. В принятом законе ситуация в корне меняется.

Принятый закон установил, что примерные основные образовательные программы разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, что порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливаются министерством, что реестр примерных основных образовательных программ, является государственной информационной системой, а информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной.

Таким образом, представленная схема является достаточно ясной и понятной. На основе стандарта разрабатываются программы, которые размещаются в реестре, программ будет много. Организации, осуществляющие образовательную деятельность разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Вместе с тем за бортом этой схемы осталась очень важная часть отбора содержания образования, обеспечение вариативности. Обратимся на пару страниц выше, что бы вспомнить, что образовательная программа это такой большой документ, который содержит рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и т.д.

Здесь появляется еще один вид программ – рабочие программы учебных курсов. То есть при всем многообразии русского языка получилась не очень удобная конструкция программа в программа и в программе.

Чтобы представить какой сумбур сейчас творится в головах разработчиков программ, приведем несколько примеров названия книг изданных солидными издательствами. Так в настоящее время разработаны и предложены школам несколько примерных основных образовательных программ образовательного учреждения, среди них: «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5», отметим, что программа вышла в 2011 году, в то время как стандарт был утвержден в 2012.

Если говорить о примерных программах отдельных учебных курсов, то они идут под грифом примерных программ, например «Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования». Львова, С.И.; Ланин, Б.А. и др. Серия: Современное образование; или «Примерные программы среднего (полного) общего образования: русский язык и литература (10-11 классы)». Под общей редакцией академика РАО М.В. Рыжакова.

Сегодня многообразие содержания определяется именно многообразием программ учебных курсов, и следующих за ними, или их определяющих учебников и учебных пособий. Существующая конструкция закона многообразия программ учебных курсов не предполагает.

В том случае если мы переходим от многообразия программы учебных курсов, к многообразию примерных образовательных программ, то потенциально есть почва для возникновения целого ряда проблем.

В силу грандиозности объема содержания и разнообразия материалов в примерных образовательных программах в России найдется очень немного структур, которые могут разработать оригинальные альтернативные примерные образовательные программы. В таких условиях встает вопрос о том, могут ли авторы программ учебных курсов, читай учебников, предлагать свою продукцию в качестве элемента образовательной программы. Допустим я автор оригинального и хорошего учебника математики. Сделать полностью образовательную программу у меня нет ни ресурсов, ни возможностей, ни желания. Могу ли я взять имеющуюся образовательную программу, заменить в ней курс математики на свой оригинальный и представить ее для регистрации. Если ответ «нет», то мы лишаемся инструмента развития содержания образования. Если ответ «да», то мы получим несколько тысяч примерных программ отличающихся несущественно, если смотреть на полный объем примерной образовательной программы.

Можно только надеяться на то, что министерство найдет способ выхода их этой ситуации в рамках разработки подзаконных актов в этой области.

По использованию примерных образовательных программ и разработки образовательных программ организациями принятый закон содержит важный сюжет, связанный с сетевой формой организации образования, в этом случае для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. То есть появляется еще один элемент многообразия – совместные программы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: