Совершенствуем вычислительные навыки (11 ч.)




Приближенные значения. Округление чисел. Интересно о числах: простые и составные числа, решето Эратосфена и др.

Системы счисления у древних народов. Десятичная система счисления. История возникновения дробей. Изображение и запись дроби.

Законы сложения и умножения.

Приёмы быстрого умножения на 9, на 99, на 11, на 101, на 15, на 25. Старинные способы вычислений.

Рациональные приёмы вычислений: деление произведения на делитель одного из множителей, умножение частного на число, кратное делителю.

Числовые ребусы на умножение и деление.

Нахождение закономерностей числовых рядов. Числа Фибоначчи. Треугольник Паскаля.

Математические игры: кросснамбер.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в четвертом классе учащиеся будут иметь представление:

Ÿ о координатном луче, о координате точки, расположенной на координатном луче;

Ÿ о десятичной системе счисления;

Ÿ о новых видах математических задач: о задачах с ограничениями, об оценочных задачах, о математических парадоксах, софизмах, судоку.


К концу обучения в четвертом классе учащиеся будут уметь:

Ÿ исследовать математические парадоксы и софизмы на достоверность (под руководством учителя);

Ÿ преобразовывать условия задач, используя метод «от противного»;

Ÿ моделировать условия задач на движение разными способами;

Ÿ при вычислениях использовать рациональные приемы нахождений значений числовых выражений, в том числе с использованием законов арифметических действий.


Примерное календарно-тематическое планирование факультатива

«Математическая радуга» во втором классе

(1 час в неделю, всего 34 часа)

 

№ п/п Раздел, тема Число часов Примечания
I. Осваиваем приёмы исследования    
1. Оригами: базовые формы «воздушный дом», «дверь»    
2. Графические диктанты: сложные замкнутые узоры. Рисование простых фигур «одним росчерком»    
3. Подсчет числа многоугольников, расположенных внутри данной фигуры. Закономерности серии фигур («заплатки»)    
4. Развивающая игра Б. Никитина «Кирпичики»    
5. Развивающая игра Б. Никитина: «Кубики для всех». Геометрические иллюзии восприятия размера и глубины    
6. Математическая головоломка «Танграм»    
7. Игры со спичками с геометрическим и арифметическим содержанием    
8. Запись и обозначение чисел у разных народов    
9. Математические игры с цифрами и числами    
II. Осваиваем приёмы вычислений    
10. Магические квадраты 3 ´ 3 с однозначными числами    
11. Арифметические лабиринты. Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении и вычитании    
12. Позиционные и непозиционные системы счисления. Абак. Римские и арабские цифры    
13. Сложение чисел в пределах 100. Рациональные приёмы сложения    
14. Вычитание чисел в пределах 100. Рациональные приёмы вычитания    
15. Числовые ребусы на сложение и на вычитание двузначных чисел    
16. Математические фокусы: угадывание числа, «мгновенный» счет    
III. Осваиваем приёмы моделирования    
17. Простые задачи с косвенным сравнением    
18. Составные задачи на прибавление числа к сумме и суммы к числу    
19. Составные задачи на прибавление числа к разности и разности к числу    
20. Составные задачи на вычитание из числа суммы (разности)    
21. Составные задачи на разностное сравнение    
22. Моделирование и решение простых задач с использованием графических моделей    
23. Моделирование и решение составных задач с использованием графических моделей    
24. Приёмы моделирования при решении простых задач на разрезания, распилы    
25. Приёмы моделирования при решении простых задач на взвешивания    
26. Задачи на определение времени по часам, по календарю    
IV. Осваиваем приёмы преобразования    
27. Занимательная математика: задачи-шутки, задачи-загадки, задачи-ловушки    
28. Комбинаторные задачи на составление сочетаний из двух элементов по два, из трёх элементов по два (без повторений и с повторениями)    
29. Задачи на планирование действий: перемещения, переливания, перестановки (до 5 шагов). Игра «Ханойская башня»: перемещение трех дисков    
30. Решение задач на установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств с помощью таблицы    
31. Принцип Дирихле. Использование принципа Дирихле при решении логических задач на минимальное число исходов по двум признакам    
32. Круги Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера    
33. Графы. Решение задач на упорядочение множества с помощью графов    
34. Подведение итогов обучения    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: