Проверка домашнего задания.




Г. Окружающий мир

Урок 3

Тема. Растения, их разнообразие. Деревья. Что это за листья? Что такое хвоинки? Прогулка в школьный двор. Практическая работа.

Цель: Расширить представления о разнообразии растений, учить сравнивать лиственные и хвойные растения, различать растения по внешнему виду, по листьям; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение работать в группах, парах; воспитывать бережное отно­шение к природе.

Оборудование: схема-рисунок «Лиственные и хвойные растения», рисунки с изображе­нием деревьев.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

I. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ

Фронтальный опрос.

Какую тему изучали на предыдущем уроке?

На какие подцарства делится Царство Растений? Приведите примеры.

Упражнение «Погода»

II. Сообщение темы урока.

Работа над загадками.

- Летом одевается, а зимой одежды пугается. (Дерево с листьями.)

 

- Зимой черный, летом зеленый, а осенью желтый. (Лес.)

 

- Зимой спит, а летом шумит. (Дерево.)

- Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Береза.)

- Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (Дуб.)

 

- Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

 

- Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница.)

 

-Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками...(Сосна)

 

- Зимой и летом - одним цветом. (Ёль)

-Чем похожи эти растений? Как их можно назвать одним словом?

-Чем они различаются?

 

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ознакомление с понятием «хвойные и лиственные растения»

-Посмотрите внимательно на таблицу, все деревья можно разделить на какие две группы? (хвойные и лиственные растения.)

-Лиственные деревья на веточках имеют плоские зеленые листочки, большие, как ладонь человека, и маленькие, например, дуб, тополь, береза, акация и т.д. Лиственные деревья осенью сбрасывают листву, а весною она снова вырастает.

-Хвойные деревья вместо иголочек имеют зеленые иголочки, хвою, например: ель, сосна, кипарис. На зиму эти деревья листья не сбрасывают. Про них говорят вечнозеленые, потому что вместо одних иголок сразу вырастают новые, а нам кажется, что они всегда зеленые.

Сравнение хвойных и лиственных растений.

Сравните лиственную пластинку и хвойную.

-Чем они отличаются?

-Какие хвойные деревья вам известны?

Сравнение хвойных деревьев.

-Сравните ель и сосну.

-Как называется лес, в котором растут ели? (Еловый.)

У елей острая вершина, книзу крона расширяется. Любит влагу. Хвоинки колючие, одинокие. Крона густая, дает сильную тень. Живет ель 300-500 лет. Из ели изготавливают бумагу, искусственный шелк.

-Сосновый лес называют бором. Сосна любит свет. Хвоинки растут в паре. Сосна растет на любом грунте. В сосновом лесу очень целебный воздух. Древесина сосны является хорошим материалом.

- Лиственница – осенью золотистые хвоинки опадают, как у лиственных деревьев, отсюда название. Хвоинки собраны в пучки по 20-60 штук. Светолюбивая. Древесина не гниет.

- Пихта и кедр тоже хвойные деревья.

Физкультминутка.

Встаньте, дети, улыбнитесь,

Земле нашей поклонитесь,

Выше, к солнцу потянитесь,

Вправо-влево наклонитесь,

И по кругу повернитесь.

Раз присядьте, два присядьте.

И за парты тихо сядьте.

Работа с учебником.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. Выполнение задания по рисункам в учебнике.

VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа по рисункам.

-Рассмотрите рисунки, попробуйте определить время года по деревьям.

-Как называются деревья, у которых на веточках листья?

Что такое листопад? (Способ приспособления растений к зимним условиям.)

-Зачем деревьям нужен листопад?

(Защита растений от зимней засухи, ведь листья испаряют много влаги.)

(Избавление деревьев от вредных веществ из земли и воздуха.)

(Защита тонких веток от тяжести снега.)

Игра «Учимся отличать деревья»

- Учитель называет деревья, дети хлопают в ладоши при назывании учителем лиственных растений, топают ногами, при назывании хвойных растений:

кипарис, дуб, верба, береза, тополь, сосна, калина, каштан и тд.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

На какие 2 группы делятся деревья, с которыми мы познакомились?

Какие главные признаки хвойных и лиственных деревьев вы теперь знаете?

Какое дерево используют для изготовления лыж? (Береза)

У какого дерева листья осенью краснеют? (Клен.)

Из какого дерева делают муз инструменты? (Ель.)

У какого дерева сладкий сок? (Береза.)

Г. Окружающий мир

Урок 4

Тема. Животные, их разнообразие. Насекомые. Кто такие насекомые?

 

Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира.

развивать воображение, мышление, речь.

воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки с заданием.

 

Ход урока:

Организационный момент.

1,2 – выше голова,

3,4 – плечи шире,

5,6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается?

- Проверим, всё ли готово к уроку. (учебник, цв. карандаши, листок с заданием).

- Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум).

- Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.

Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы говорили о разнообразии растений. СЛАЙД 1.

Но несмотря на то, что растения так не похожи друг на друга, у них есть общее. Вспомним, что есть общее у растений? СЛАЙД 2.

Новая тема.

- А сегодня мы узнаем: Кто такие насекомые? СЛАЙД 3.

СЛАЙД 4. Сегодня мы с вами оказались на зелёной лужайке. Светит солнышко. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Кто? Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые).

- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: познакомимся…, научимся отличать….

Отгадайте загадку. О ком в ней говорится?

НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,

ВЕЕРКОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (БАБОЧКА) СЛАЙД 5.

 

Работа по учебнику. (стр.32)

- Рассмотрим бабочку. Находим голову, грудь, брюшко…

- Сколько крыльев у бабочки?

- Сколько мы видим? (2) Почему?

- Сколько ног? (6)

ФИЗМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ.

СЛАЙД 6.

- Кто прилетел к бабочке?

У них тоже есть голова, грудь, брюшко… (показ на слайде).

- Посчитайте количество ног у каждого.

- Что заметили? Что общего у всех?

Вывод: - Как называют животных, у которых по 6 ног?

СЛАЙД 7.

- Посчитайте кол-во ног у Муравьишки Вопросика.

- Какой вывод делаем?

- Так как же узнать, какое животное – насекомое?

СЛАЙД 8. ВЫВОД: У НАСЕКОМЫХ 6 НОГ.

На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.

- Каких насекомых вы видите на экране?

Закрепление. СЛАЙД 8.

- Отгадайте, кто - насекомое?

- Проверим!

СЛАЙД 9. Богомол – насекомое.

Работа по учебнику. (стр. 33)

- Сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему?

- Откуда пошло такое название – «насекомое»? (От слова «насечки» на тельце).

Итак, по какому признаку узнаём насекомых?

ФИЗМИНУТКА С ЭМИТАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЙ. (СЛАЙД)

(Дети изображают движения насекомых)

- Летит жук и садится на травку.

- Ползёт гусеница.

- Гусеница сворачивается в куколку.

- Вот она превращается в бабочку. Бабочка полетела.

- Кузнечик прыгает.

А теперь стрекоза!

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

 

– Послушаем о насекомых. Слушать надо внимательно. Потом вы расскажите, что запомнили о насекомых.

Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт. (КОМАР)

СЛАЙД 10.

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ: Кусаются только самки-комарихи. Напьются они крови у животных или у человека, переварят её и летят поближе к воде откладывать яички. Комар-самец кровь не пьёт. Он питается соком растений и сладким нектаром. Писком – дрожанием крылышек – комары «разговаривают» друг с другом. По писку комар различает, куда отправился его собрат: за пищей или от опасности удирает.

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится. (МУХА)

СЛАЙД 11.

Сообщение уч-ся: У мух глаза видят сразу по многим направлениям. Комнатная муха способна ходить вверх ногами, потому что у неё на лапках есть клейкие подушечки. Мухи находят пищу, обнюхивая её своими усиками, которые называются антеннами. У мухи рот похож на хоботок, с помощью которого они подбирают пищу.

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только мёду не даёт,

Как пчела. (ОСА)

СЛАЙД 12.

Сообщение уч-ся: Оса – сластёна: любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом. Осы подвешивают своё гнездо на веточках деревьев или на чердаках. Гнездо похоже на шар из серого картона. Бумагу для гнезда осы делают сами. Сначала они соскабливают челюстями крошечные кусочки с дерева, пережёвывают их и смешивают со своей слюной. Из этих комочков осы делают тонкие полоски настоящей бумаги и строят из них домик. Домик получается тёплый, многослойный. Осы не умеют делать мёд.

Точка, точка,

Два крючка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт. (БОЖЬЯ КОРОВКА)

СЛАЙД 13.

Сообщение уч-ся: Маленького красного жучка с чёрными пятнышками на спинке назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого жучка выступают капельки оранжевой жидкости – «молочка». Это ядовитое молочко спугивает врагов божьей коровки. Красный цвет жука как бы говорит: «Не трогай меня, я невкусный!»

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел. (БАБОЧКА)

СЛАЙД 14.

Сообщение уч-ся: Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умрёт. Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколки вылетает бабочка. Питаются бабочки нектаром цветов. А есть такие, которые вообще не едят.

- Итак, что вас удивило, запомнилось, что узнали новое, слушая рассказы о насекомых?

ФИЗМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ. Движения на внимание.

8. Работа над проблемной ситуацией.

- Послушайте, о ком я говорю?

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (КУЗНЕЧИК)

Летит – гудит,

Сядет – молчит. (ШМЕЛЬ)

СЛАЙД 15.

- Почему кузнечик зелёный, а шмель – пёстрый?

Подведение итога.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей урока?

- Итак, как отличить насекомое от других животных?

- Поднимите руку, кто узнал много нового для себя? Кому на уроке было интересно, спокойно, хорошо?

Все работали хорошо. Молодцы!

- Встали, урок окончен.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: