Упражнение «Сложение по разрядам»




Учитель на доске изображает схематически несколько заданий на нахождение суммы без перехода через разряд и предлагает учащимся найти числовое значение каждой суммы.

;

;

.

При обсуждении надо подвести учащихся к выводу, что сложение выполняют по разрядам.

Для наглядности сложение по разрядам можно изобразить схематически.

Затем учитель демонстрирует числовые записи вычислений.

34 + 20 = (30 + 20) + 4 = 50 + 4 = 54 или  
+  
 
   

 

     
34 + 3 = 30 + (4 + 3) = 30 + 7 = 37 или
+  
 
   

 

     
34 + 23 = (30 + 20) + (4 + 3) = 50 + 7 = 57 или
+  
 
   

 

 

После этого учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради (учитель может ограничить время выполнения задания, а также предложить учащимся самостоятельно определять степень детализации вычислений).

Для проверки учитель демонстрирует правильные ответы на доске.

1.

2. а) 58; б) 79; в) 88; г) 95.

Упражнение «Круглое» сложение»

Учитель демонстрирует схематические записи сложения и предлагает учащимся сравнить, чем эти случаи сложения отличаются от рассмотренных ранее (общее число точек двух слагаемых равно 10, на схеме их можно заменить треугольником, т. е. сумма цифр, записанных в разряде единиц слагаемых, равна 10):

 

 

Затем проводится игра-эстафета, для которой учащиеся делятся на 2-3 команды. На доске перед каждой командой записаны суммы:

 

68 + 2

 

43 + 6

 

15 + 33

 

25 + 14

 

36 + 23

 

76 + 14

 

18 + 52

Игроки по очереди «соединяют» дугой цифры разряда единиц слагаемых и, если их сумма равна 10, то записывают число 10 над дугой, если эта сумма отлична от 10, запись над дугой не делают. При этом находить значение суммы не требуется. Например:

 

или .

 

При подведении итогов игры оценивается время и правильность выполнения задания.

Затем надо предложить учащимся найти суммы в случаях, когда над дугой записано число 10. Обобщая, следует сделать вывод: если при сложении сумма цифр, записанных в разряде единиц слагаемых, равна 10, надо цифру разряда десятков суммы увеличить на единицу.

Дополнительно можно показать, как в рассматриваемом случае выполняют сложение «столбиком».

 

         
+     +  
     
         

 

При этом надо предложить учащимся объяснить, что показывает единица, записанная над цифрой разряда десятков первого слагаемого.

 

Упражнение «Сложение с переходом через разряд»

Учитель сообщает, что часто при выполнении сложения возникает переход через разряд, и демонстрирует одновременно схематическую и числовую записи суммы чисел 47 и 29, обратив внимание учащихся на то, что переход через разряд происходит при сложении цифр разряда единиц слагаемых.

 


Сначала надо рассмотреть основной способ сложения.

I способ — сложение по разрядам:

 

или 47 + 29 = (40 +20) + (7 + 9) = 60 + 16 = 76 или
   
+  
 
   

 

Затем рекомендуется показать другие способы сложения чисел 47 и 29.

II способ — последовательное сложение:

 

47 + 29 = 47 + 20 + 9 = 67 + 9 = 67 + 3 + 6 = 70 + 6 = 76.
20 + 9   3 + 6  
       

III способ — преобразование слагаемых:

 

47 + 29 = (47 + 3) + 26 = 50 + 26 = 76
3 + 26    

 

Или

 

47 + 29 = 46 + (1 + 29) = 46 + 30 = 76.
46 + 1    

 

Далее учащиеся выполняют задание 3 в рабочей тетради, для проверки используют ответы в конце тетради. Возможна организация работы в парах, когда учащиеся выполняют задания по очереди.

После этого полезно предложить учащимся обсудить, какой из способов сложения они могут назвать более удобным.

 

Переменка 2

Рекомендуется проведение упражнений на координацию движений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: