Упражнение «Вычитание из круглого числа»




Учитель изображает схему вычитания однозначного числа из круглого.

 

Учащимся надо объяснить, как выполнено вычитание (один треугольник заменяют десятью точками и выполняют вычитание в разряде единиц).

Затем учитель изображает схематическую запись разности круглого и двузначного числа.

Учащиеся высказывают предположения, как надо выполнить вычитание, учитель на доске выполняет соответствующие записи.

Затем учитель предлагает учащимся составить числовую запись рассмотренных вычислений.

40 – 24 = 40 – 20 – 4 = 20 – 4 = 10 + (10 – 4) = 16

Рекомендуется сделать вывод: если уменьшаемое является круглым числом, его надо представить в виде суммы двух слагаемых, второе из которых равно 10.

Затем учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради.

После выполнения заданий проводится самопроверка, а также можно обсудить выполнение заданий, вызвавших затруднения учащихся:

1. а) 40 – 8 = 30 + (10 – 8) = 30 + 2 = 32;

б) 70 – 4 = 60 + (10 – 4) = 60 + 6 = 66;

в) 50 – 5 = 40 + (10 – 5) = 40 + 5 = 45;

2. а) 70 – 43 = 70 – 40 – 3 = 30 – 3 = 20 + (10 – 3) = 27;

б) 80 – 61 = 80 – 60 – 1 = 20 – 1 = 10 + (10 – 1) = 19;

в) 90 – 56 = 90 – 50 – 6 = 40 – 6 = 30 + (10 – 6) = 34.

Рекомендуется обратить внимание учащихся, что такая развернутая запись вычислений помогает понять вычисления, но ее можно выполнять и в «сокращенном» виде или выполняя вычитание «столбиком».

    Ÿ     Ÿ
   
   
       

 

Рекомендуется предложить учащимся объяснить, что показывает точка над цифрой разряда десятков уменьшаемого («занимаем» один десяток).

Упражнение «Вычитание с переходом через разряд»

Учитель сообщает, что часто при вычислениях приходится выполнять вычитание с переходом через разряд.

Затем учитель демонстрирует разные способы нахождения значения разности чисел 52 и 6.

I способ:

52 – 6 = 42 + (10 – 6) = 42 + 4 = 46.
42 + 10  

 

II способ:

52 – 6 = 52 – 2 – 4 = 50 – 4 = 46.
2 и 4  

 

Также можно показать запись вычитания «столбиком».

  Ÿ
 
 
   

 


Рекомендуется сравнить способы вычитания, обсудив, почему:

— в первом случае уменьшаемое 52 представлено в виде суммы 42 + 10 (чтобы при вычитании воспользоваться составом числа 10 = 6 + 4),

— во втором случае вычитаемое 6 представлено в виде суммы 2 + 4 (число 2 равно количеству единиц уменьшаемого, тогда разность чисел 52 и 2 равна круглому двузначному числу 50, из которого надо вычесть однозначное число 4).

Рекомендуется обратить внимание, что эти способы удобно использовать при устных вычислениях.

Далее учитель предлагает на примере выражения 94 – 69 обсудить, как найти разность двузначных чисел в случае, когда возникает переход через разряд.

Сначала надо показать учащимся, как можно свести вычисления к вычитанию однозначного числа из двузначного: надо сразу уменьшить число десятков уменьшаемого на число десятков вычитаемого; после этого можно найти разность двузначного и однозначного числа.

94 – 69 = 94 – 60 – 9 = 34 – 9 =     34 – 9 = 24 + (10 – 9) =24 + 1 = 25,
  24 + 10  
   
     
34 – 9 = 34 – 4 – 5 =30 – 5 = 25,
  4 + 5  

Также можно показать способ вычисления «столбиком».

  Ÿ  
 
 
   

 

Учащиеся выполняют задания 3 или 4 в рабочей тетради индивидуально или в парах.

Учитель обращает внимание, что в случае правильного выполнения задания результаты, полученные разными способами, должны совпасть.

(Ответ: 1. а) 75; б) 35. 2. а) 29; б) 18.)

 

Переменка 2

Рекомендуется проведение дыхательной гимнастики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: