Упражнение «Составные задачи»




Учитель читает учащимся условие простой задачи, например: «Железный дровосек срубил 2 дуба, а берез — на 4 дерева больше. Сколько берез срубил дровосек?», — и предлагает изменить вопрос так, чтобы получилась составная задача («Сколько всего деревьев срубил дровосек?»).

Затем учитель знакомит учащихся с условием составной задачи, например: «В сказочном конкурсе приняли участие 10 Василис Прекрасных, а Василис Премудрых на 5 меньше. Сколько всего Василис участвовало в конкурсе?», — и предлагает изменить вопрос так, чтобы получилась простая задача («Сколько Василис Премудрых участвовало в конкурсе?»).

Далее можно познакомить учащимся с условиями двух простых задач, например: «У Жучки два пятнистых щенка, а черных — на одного щенка больше. Сколько у Жучки черных щенков?» и «У Жучки 2 пятнистых щенка и 3 черных щенка. Сколько всего щенков у Жучки?».

Затем следует предложить учащимся из двух простых задач составить составную задачу («У Жучки два пятнистых щенка, а черных — на одного больше. Сколько всего щенков у Жучки?»).

После этого учитель знакомит учащихся с сюжетом составной задачи «На строительстве Дома дружбы Крокодил Гена возводил стены, обезьянка с Чебурашкой подносили кирпичи. Чебурашка принес 40 кирпичей, обезьянка — на 10 кирпичей больше. Сколько кирпичей принесли Чебурашка и обезьянка вместе?» и предлагает учащимся представить ее в виде двух простых задач («Чебурашка принес 40 кирпичей, а обезьянка на 10 кирпичей больше. Сколько кирпичей принесла обезьянка?», «Чебурашка принес 40 кирпичей, а обезьянка — 50 кирпичей. Сколько кирпичей они принесли вместе?»).

Затем учитель демонтрирует комплект схем для моделирования условий задач (ПРИЛОЖЕНИЕ 46) и предлагает учащимся выбрать схемы для моделирования данных задач согласно поставленным вопросам:

— «Сколько кирпичей принесла обезьянка?»

 

 

— «Сколько кирпичей принесли Чебурашка и обезьянка вместе?»

Учитель обращает внимание, что данные схемы моделируют условия простых задач, а для моделирования условия составной задачи, надо из этих двух схем составить одну. Учитель подкладывает одну схему под другую и демонстрирует схему составной задачи.

 

Затем следует обсудить последовательность вопросов, на которые надо ответить, решая составную задачу, при этом учитель использует карточки с нумерованными вопросами (ПРИЛОЖЕНИЕ 47). Можно предложить учащимся ответить на вопросы:

— «На какой из двух поставленных вопросов надо ответить в первую очередь?» (после ответов на схему прикрепляется вопрос с номером «1»),

— «На какой — во вторую?» (на схему прикрепляется вопрос с номером «2»),

— «Какой из поставленных вопросов — основной (главный), какой— промежуточный?» (второй вопрос — главный, первый — промежуточный);

— «Сколько действий надо выполнить, чтобы решить задачу?» (два).

Подводя итог выполнения упражнения надо обобщить: чтобы решить составную задачу, ее можно разбить на простые (при этом учитель «разъединяет» составленную схему), и последовательно решить эти простые задачи согласно нумерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: