Учитель читает учащимся условие простой задачи, например: «Железный дровосек срубил 2 дуба, а берез — на 4 дерева больше. Сколько берез срубил дровосек?», — и предлагает изменить вопрос так, чтобы получилась составная задача («Сколько всего деревьев срубил дровосек?»).
Затем учитель знакомит учащихся с условием составной задачи, например: «В сказочном конкурсе приняли участие 10 Василис Прекрасных, а Василис Премудрых на 5 меньше. Сколько всего Василис участвовало в конкурсе?», — и предлагает изменить вопрос так, чтобы получилась простая задача («Сколько Василис Премудрых участвовало в конкурсе?»).
Далее можно познакомить учащимся с условиями двух простых задач, например: «У Жучки два пятнистых щенка, а черных — на одного щенка больше. Сколько у Жучки черных щенков?» и «У Жучки 2 пятнистых щенка и 3 черных щенка. Сколько всего щенков у Жучки?».
Затем следует предложить учащимся из двух простых задач составить составную задачу («У Жучки два пятнистых щенка, а черных — на одного больше. Сколько всего щенков у Жучки?»).
После этого учитель знакомит учащихся с сюжетом составной задачи «На строительстве Дома дружбы Крокодил Гена возводил стены, обезьянка с Чебурашкой подносили кирпичи. Чебурашка принес 40 кирпичей, обезьянка — на 10 кирпичей больше. Сколько кирпичей принесли Чебурашка и обезьянка вместе?» и предлагает учащимся представить ее в виде двух простых задач («Чебурашка принес 40 кирпичей, а обезьянка на 10 кирпичей больше. Сколько кирпичей принесла обезьянка?», «Чебурашка принес 40 кирпичей, а обезьянка — 50 кирпичей. Сколько кирпичей они принесли вместе?»).
Затем учитель демонтрирует комплект схем для моделирования условий задач (ПРИЛОЖЕНИЕ 46) и предлагает учащимся выбрать схемы для моделирования данных задач согласно поставленным вопросам:
— «Сколько кирпичей принесла обезьянка?»
— «Сколько кирпичей принесли Чебурашка и обезьянка вместе?»
Учитель обращает внимание, что данные схемы моделируют условия простых задач, а для моделирования условия составной задачи, надо из этих двух схем составить одну. Учитель подкладывает одну схему под другую и демонстрирует схему составной задачи.
Затем следует обсудить последовательность вопросов, на которые надо ответить, решая составную задачу, при этом учитель использует карточки с нумерованными вопросами (ПРИЛОЖЕНИЕ 47). Можно предложить учащимся ответить на вопросы:
— «На какой из двух поставленных вопросов надо ответить в первую очередь?» (после ответов на схему прикрепляется вопрос с номером «1»),
— «На какой — во вторую?» (на схему прикрепляется вопрос с номером «2»),
— «Какой из поставленных вопросов — основной (главный), какой— промежуточный?» (второй вопрос — главный, первый — промежуточный);
— «Сколько действий надо выполнить, чтобы решить задачу?» (два).
Подводя итог выполнения упражнения надо обобщить: чтобы решить составную задачу, ее можно разбить на простые (при этом учитель «разъединяет» составленную схему), и последовательно решить эти простые задачи согласно нумерации.