Упражнение «Автобус номер 7»




Учитель демонстрирует рисунок, на котором смоделирован сюжет задачи (ПРИЛОЖЕНИЕ 51) и предлагает учащимся составить условие составной задачи. После того, как учащиеся объяснят, что по рисунку можно составить только простые задачи («На остановке 4 пассажира вышли через переднюю дверь, 3 пассажира – через заднюю. Сколько пассажиров вышло на остановке?» или «На остановке 4 пассажира вышли через переднюю дверь, 3 пассажира – через заднюю. На сколько пассажиров больше вышло через переднюю дверь, чем через заднюю? (На сколько пассажиров меньше вышло через заднюю дверь, чем через переднюю?)»), учитель дополняет сюжет новыми данными («В автобусе ехало 15 пассажиров») и учащиеся формулируют условие («В автобусе ехало 15 пассажиров. На остановке 4 пассажира вышли через переднюю дверь, 3 пассажира – через заднюю. Сколько пассажиров осталось в автобусе?»).

Затем надо обсудить решение задачи. При этом следует подвести учащихся к возможности решить задачу разными способами.

I способ. Сначала найти, сколько всего пассажиров вышло из автобуса; затем — сколько пассажиров осталось.

II способ. Сначала можно определить, сколько пассажиров осталось в автобусе после того, как через переднюю дверь вышло 4 пасажира; затем — сколько пассажиров осталось после того, как вышло еще 3 пассажира.

III способ. Сначала определить, сколько пассажиров осталось в автобусе после того, как 3 пассажира вышли через заднюю дверь; затем — сколько пассажиров осталось после того, как вышло еще 4 пасажира.

Для каждого из способов составляются числовые выражения:

15 (4 + 3) = 8 (пассажиров),

(15 4) 3 = 8 (пассажиров),

(15 3) 4 = 8 (пассажиров).

Подводя итог, следует обратить внимание учащихся, что, если задача может быть решена по-разному, то говорят: задача решена разными способами.

Затем учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради.

После того, как учащиеся назовут правильные ответы, учитель предлагает устно составить числовые выражения для решения каждой задачи.

Задача 1.

I способ. 9 – (2 + 3) = 4 (пассажира).

II способ. 9 – 2 –3 = 4 (пассажира).

III способ. 9 – 3 – 2 = 4 (пассажира);

Задача 2.

(16 + 12) – 10 = 18 (пассажиров).

Затем учитель сообщает, что решение данных задач можно смоделировать в виде схем, и последовательно показывает и объясняет, как можно заполнить схему, например, для решения задачи 1 первым способом.

Возможная последовательность объяснения Изображение на доске
1. Для решения задачи надо определить, сколько пассажиров осталось в автобусе.
2. Чтобы ответить на вопрос задачи, из числа пассажиров, которые вошли в автобус, надо вычесть количество пассажиров, которые вышли на остановке.
3. Согласно условию в автобус вошло 9 пассажиров. Но количество пассажиров, которые вышли на остановке, неизвестно.
4. Известно, что на остановке вышли 2 и 3 пассажира.
5. Таким образом, чтобы решить задачу, надо из 9 вычесть сумму чисел 2 и 3. Получаем ответ: 4 пассажира.

 

При необходимости учащиеся под руководством учителя или самостоятельно в парах или в группах составляют схемы для двух других способов решения первой задачи и для решения второй задачи.

Задача 1. II способ   Задача 1. III способ   Задача 2.
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: