Центральная нервная система




КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ:

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

 

Омск – 2012

Авторы: И.Н. Путалова, А.П. Сусло

 

Рецензент: Гришин А.В., зав. кафедрой фармации, доктор фарм. наук, профессор

 

Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета по учебной дисциплине: «Анатомия человека»: Учебно-методическое пособие / И.Н. Путалова, Сусло А.П. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2012. – 28 с.

 

 

В пособии представлено содержание учебной дисциплины: «Анатомия человека», даны рекомендации по её изучению. Пособие содержит варианты контрольных работ, требования к их содержанию и оформлению, перечень вопросов для зачета с указанием количества правильных ответов.

Методические рекомендации и контрольные задания по учебной дисциплине: «Анатомия человека» составлены для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры анатомии человека 16 июня 2012 г. (И.Н. Путалова - зав. кафедрой анатомии человека, доктор мед. наук, профессор), Центрального Координационного Методического Совета ОмГМА 27 ноября 2012.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель настоящего пособия: помочь обучающимся самостоятельно овладеть знаниями о строении, формах и положении органов, систем органов, тканей человеческого тела, с учетом многочисленных разнообразных и динамичных формообразующих факторов (возраст, пол, тип телосложения) для формирования целостного представления о морфофункциональной организации организма человека, что необходимо для изучения других фундаментальных и практических дисциплин.

При этом задачами настоящего пособия являются:

· Формирование знаний о строении тела человека, составляющих его органов, систем органов и тканей.

· Изучение основных закономерностей развития организма человека в пренатальный и постнатальный периоды онтогенеза, критических периодов развития организма, возможных пороков развития органов.

· Понимание взаимозависимости и единства структуры и функции, как отдельных органов, так и организма, как целостной системы, особенностей влияния генетических и экологических факторов, профессиональной деятельности, физической культуры и социальных условий на развитие и строение организма.

· Развитие умения хорошо ориентироваться в особенностях пространственного соотношения и взаимодействия органов в различных областях тела, проекции органов на поверхность тела и скелет

· Овладение основными анатомическими понятиями и терминами.

· Овладение навыками изучения учебной и научной литературы и написания рефератов и докладов по различным разделам анатомии человека.

 

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

· Знать:

1. Основные закономерности строения тела человека.

2. Особенности онтогенеза человека (основные этапы внутриутробного

развития зародыша человека и его критические периоды), влияния

факторов среды на онтогенез.

3. Морфофункциональную организацию человека.

4. Принципы строения и функциональное значение органов чувств.

5. Основные анатомические понятия и термины.

6. Прикладное значение полученных знаний по анатомии человека для

последующего обучения и, в дальнейшем, для профессиональной

деятельности.

 

· Уметь:

1. Анализировать результаты морфофункциональных исследований

организма человека в норме.

2. Давать рекомендации по использованию лечебно-профилактических

средств для реабилитации здоровья населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях.

3. Использовать учебную литературу и другие информационные

источники для получения знаний о строении тела человека.

4. Написать научную работу по анатомии человека и представить её на

обсуждение.

 

 

· Владеть:

1. Анатомическим понятийным аппаратом.

2. Навыками санитарно-просветительской работы.

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН «Анатомии человека»

 

учебной дисциплины: «Анатомия человека» (Математический, естественно-научный и медико – биологический цикл, вариативная часть) осуществляется на 1 курсе в объеме 3 зачетных единиц (108 часов), из них аудиторных – 10 часов (2 часа - лекции и 8 часов - практические занятия), самостоятельная работа - 98 часов. На 1 курсе предусмотрено самостоятельное выполнение контрольной работы по одному из 10 предложенных вариантов. По итогам освоения курса сдается зачет.

 

Основные задачи студентов в рамках освоения раздела:

1. Самостоятельное изучение раздела в соответствии с содержанием.

2. Выполнение контрольной работы.

3. Посещение лекции (2 час.).

5. Посещение практических занятий (8 час.).

6. Сдача зачета на 1 кур­се.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Анатомия человека»

 

История анатомии

Основные этапы развития знаний по анатомии. Анатомия Древней Греции, Египта (Гиппократ, Аристотель, Герофил) и Древнего Рима (Гален).

Анатомия Средневековья и Эпохи Возрождения (Авиценна, Леонардо да Винчи, Везалий, Гарвей, Мальпиги)

История отечественной анатомии

Становление и развитие анатомии в России (М.И. Шеин, Н.М.Максимович-Амбодик, П.А. Загорский, И.В. Буяльский, Н.И Пирогов, В.Н. Тонков, В.П. Воробьев, П. Ф. Лесгафт, В. В. Куприянов, Г.М Иосифов, Р.Д. Синельников, М.Г. Привес).

.

Роль и значение анатомии

Анатомия человека - фундаментальная, базовая дис­циплина в системе медицинского образования. Место анатомии в системе биологических и клинических дисциплин. Методы анатомиче­ских исследований. Систематическая, топографическая, динамическая, функциональная, сравнительная анатомия. Типы телосложения человека.

 

Структурная организация организма человека

Уровни организации тела человека. Клетка. Ткань. Виды тканей. Понятие об органе, системе органов, аппаратах органов. Области челове­ческого тела. Основные понятия в анатомии (оси и плоскости).

 

Основные этапы развития человека в онтогенезе

Ранние стадии развития зародыша человека. Критические периоды. Развитие человека в постнатальном онтогенезе. Возрастная периодизация.

 

Кости, система скелета

Общие данные о костях, их классификация. Развитие костей. Строение кости, химический состав кости и факторы, его определяющие. Механические и биологические функции свойства кости. Надкостница: строение и функции. Кость как орган. Рентгеновское изображение костей. Влияние нагрузок на строение кости.

Частная анатомия костей: позвоночный столб, его отделы. Особенно­сти шейных, грудных, поясничных позвонков. Крестец и копчик. Возрастные, половые и индивидуальные особенности позвонков. Аномалии позвонков.

Ребра и грудина. Классификация ребер. Варианты строения и ано­малии ребер и грудины.

Череп, его мозговой и лицевой отделы. Кости мозгового и лицевого черепа, особенности их развития, варианты строения. Височная, подвисочная и крыловидно-небная ямки. Полость носа, придаточные пазухи носа, твердое небо, глаз­ница. Рентгеноанатомия черепа.

Скелет конечностей. Кости пояса и свободной верхней конечнос­ти. Кости пояса и свободной нижней конечности. Рентгеноанатомия ко­стей конечностей. Зоны прощупывания различных костей конеч­ностей.

 

Соединения костей

Классификация соединения костей. Онтогенез соеди­нений. Виды непрерывных соединений, их значение. Симфизы. Сус­тавы, их классификация. Простые, сложные, комбинированные и комплексные суставы. Составные элементы сустава, их строение. Анализ движений в суставах (оси вращения, плоскости движения).

Частная артрология. Соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав. Соединения костей туловища. Соединения по­звонков, соединения позвоночного столба с черепом (атлантозатылочный и атлантоосевые суставы). Позвоночный столб в целом. Рент­геноанатомия соединений позвонков. Движения позвоночного стол­ба. Соединения ребер с позвоночным столбом и грудиной. Грудная клетка в целом. Движения грудной клетки.

Соединения костей конечностей. Соединения костей пояса верх­ней конечности (грудино-ключичный, акромиально-ключичный суста­вы, собственные связки лопатки). Соединения костей свободной части верхней конечности (плечевой, локтевой суставы, соединения костей предплечья между собой, лучезапястный сустав и соединения между костями кисти). Соединения костей пояса нижней конечности. Таз в це­лом, его половые, возрастные и индивидуальные особенности. Соедине­ния костей свободной части нижней конечности (тазобедренный, колен­ный, межберцовый суставы, межберцовый синдесмоз, межберцовая мембрана голени, голеностопный сустав и соединения между костями стопы). Стопа как целое. Рентгеноанатомия соединений костей конечностей. Развитие и возрастные особенности соединений костей в онтогенезе.

 

Миология

Общая анатомия мышц: неисчерченная (гладкая) и исчерченная (поперечно-полосатая) мышечная ткань, особенности развития, строения и функции. Мышца как орган. Классифика­ции мышц. Сила и работа мышц. Мышцы и фасции, клетчаточные пространства туловища: спины, груди и живота. Важнейшие топографические образования туловища: пахо­вый канал, влагалище прямой мышцы живота. Мышцы и фасция шеи. Мимические и жева­тельные мышцы. Фасции головы. Мышцы и фасции плечевого пояса и свободной верхней конечности. Топография верхней конечности. Мышцы и фасции тазово­го пояса и свободной нижней конечности. Топография нижней конечности.

 

Спланхнология

Общие данные. Развитие органов пищеварительной, дыхательной систем, мочевых и половых органов, эндокринных желез в фило- и онтогене­зе (общие данные). Общие закономерности строения полых и паренхиматозных органов.

Пищеварительная система. Особенности строения стенок пищева­рительной трубки. Полость рта. Молочные и постоянные зубы: особенно­сти строения и функции, смена зубов. Язык, большие и малые слюнные железы: особенности топографии и строения. Глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки. Печень, желчный пузырь и внепеченочные желчевыводящие пути. Поджелудочная железа. Брюшина: развитие, строение и функции. Рентгеноанатомия органов пищеварительной системы. Возра­стные, половые особенности органов пищеварения, индивидуальные ва­рианты и аномалии их строения.

Дыхательная система. Развитие органов дыхания. Анатомия и топография верхних и нижних дыхательных путей. Наружный нос и полость носа. Носовая часть глотки. Перекрест дыхательных и пищеварительных путей. Гортань. Трахея и главные бронхи. Легкие и плевра. Плевральная полость, синусы плевры. Понятие о средос­тении, подразделение его на отделы, органы средостения. Дыхательные пути в рентгеновском изображении. Возрастные особенности, варианты строения и аномалии органов дыхания.

Мочевая и половая системы. Мочевая и половая системы в филогенезе, разви­тие мочевых и половых органов.

Мочевые органы. Почка, особенности эмбриогенеза, строение, топография, функции. Понятие о сегментах, доле, дольке почки, типы нефронов и их строение, оболочки, фиксирующий аппарат почки. Мочеточ­ники: анатомия и топография. Мочевой пузырь, мужской и женский мо­чеиспускательный каналы. Рентгеноанатомия мочевыводящих путей. Воз­растные особенности и варианты строения, аномалии мочевыводящих путей.

Половые органы. Развитие внутренних и наружных мужских и жен­ских половых органов. Мужские половые органы: яичко, его придаток и оболочки. Анатомия и топография семявыносящих путей. Предстатель­ная железа, семенные пузырьки, бульбо-уретральные железы, их топогра­фия и строение. Половой член, его строение. Возрастные особенности, варианты строения, аномалии мужских половых органов.

Женские половые органы. Развитие внутренних и наружных поло­вых органов. Яичник, его строение и топография. Матка, строение и то­пография. Маточная труба, влагалище. Анатомия и топография наруж­ных женских половых органов. Возрастные особенности, варианты стро­ения, аномалии женских половых органов. Мышцы и фасции промежнос­ти у мужчин и женщин.

Органы кроветворения и лимфоидной (иммунной) системы. Закономерности стро­ения органов иммунной системы. Первичные лимфоидные (иммунные) органы. Красный костный мозг и тимус: строение, функции, развитие и возра­стные особенности.

Вторичные лимфоидные (иммунные) органы. Лимфоидные образо­вания стенок полых органов пищеварительной, дыхательной систем и мо­чеполового аппарата. Миндалины. Лимфоидные узелки червеобразного отростка. Лимфоидные бляшки тонкой кишки. Селезенка: особенности то­пографии, строение и функции. Лимфатические узлы. Варианты строения, аномалии органов иммунной системы.

Эндокринные железы. Их классификация. Гипофиз. Щитовид­ная железа. Паращитовидные железы. Эндокринная часть поджелу­дочной железы. Эндокринная часть половых желез. Надпочечник. Шишковидное тело. Параганглии. Диффузная эндокринная систе­ма. Развитие, варианты строения, аномалии эндокринных желез.

 

Ангиология (Сердечно-сосудистая система)

Общая анатомия, функции сердечно-сосудистой системы. Си­стема микроциркуляции. Сердце, его строение и топография. Про­водящая система сердца. Рентгеноанатомия, развитие и возрастные особенности сердца. Перикард и полость перикарда. Сосуды легоч­ного (малого) круга кровообращения. Легочный ствол и его ветви, легочные вены. Сосуды большого круга кровообращения. Аорта. Артерии головы и шеи. Артерии верхней конечности. Ветви груд­ной и брюшной частей аорты. Артерии таза и нижней конечности. Варианты и аномалии артерий.

Вены большого круга кровообращения. Система верхней по­лой вены. Вены головы и шеи. Вены верхней конечности. Система нижней полой вены. Система воротной вены. Вены грудной и брюш­ной полостей. Вены таза и нижней конечности. Межсистемные венозные анастомозы: топография, строение и функции. Варианты и аномалии вен.

Возрастные особенности кровеносных сосудов. Рент­геноанатомия кровеносных сосудов. Кровоснабжение органов и отде­лов тела, венозный отток от них. Кровообращение плода.

Лимфатическая система. Лимфатические капилляры. Лимфа­тические сосуды и узлы, стволы и протоки. Частная анатомия лим­фатической системы. Лимфатические сосуды и узлы нижней конеч­ности, таза, брюшной полости, грудной полости, головы и шеи, верх­ней конечности. Развитие, возрастные особенности, варианты стро­ения и аномалии лимфатической системы.

 

 

Неврология

Классификация нервной системы, ее общая анатомия и функции. Понятие о нейроне. Рефлекторная дуга. Развитие нервной системы в онтогенезе.

Центральная часть нервной системы (ЦНС). Спинной мозг: строение, оболочки и межоболочечные пространства, возрастные особенности спин­ного мозга. Понятие о сегментах спинного мозга, корешках, спинномозговых нервах. Скелетотопия сегментов спинного мозга (их проекция на позвонки). Головной мозг: конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг. Понятие о стволе мозга. Взаимоотношения, топог­рафия отдельных частей головного мозга, их внешние границы, функции, особенности внутреннего строения, топография корковых центров, их роль в регуляции отдельных функций (понятие о динамической локализации функ­ций). Топография и строение базальных ядер конечного мозга, внутренней капсулы. Желудочки мозга. Понятие о ретикулярной, экстрапирамидной и лимбической системах. Топография ядер черепных нервов в стволе мозга. Оболочки головного мозга, межоболочечные пространства. Пути оттока ликвора. Топография и анатомия проводящих путей головного и спинного моз­га. Возрастные особенности головного и спинного мозга. Варианты строения и аномалии головного и спинного мозга, их оболочек. Кровоснабжение го­ловного и спинного мозга.

Периферическая часть нервной системы. Общая анатомия череп­ных и спинномозговых нервов, их происхождение, образование и ветвле­ние, общие признаки и различия. Анатомия и топография обонятельного, зрительного, глазодвигательного, блокового, тройничного, отводящего, лицевого, преддверно-улиткового, языкоглоточного, блуждающего, доба­вочного и подъязычного нервов. Спинномозговые нервы: их задние и пе­редние ветви. Шейное сплетение. Плечевое сплетение. Передние ветви груд­ных спинномозговых нервов. Передние ветви поясничных, крестцовых и копчикового нервов. Поясничное сплетение. Крестцовое сплетение. Коп­чиковое сплетение. Варианты и аномалии черепных и спинномозговых нервов. Возрастные особенности периферической нервной системы. Ин­нервация отдельных органов и областей тела.

Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС). Закономерности строения, топографии и функции вегетативной нервной системы. Подраз­деление вегетативной нервной системы на симпатическую и парасимпати­ческую части. Симпатическая часть ВНС. Симпатический ствол. Парасим­патическая часть ВНС. Взаимосвязь ВНС с черепными и спинномозговыми нервами. Локализация вегетативных центров в пределах головного и спин­ного мозга. Вегетативные сплетения брюшной полости и таза, органные вегетативные сплетения. Вегетативная иннервация отдельных органов и кро­веносных сосудов.

 

Эстезиология

Строение и функции органов чувств. Понятие об анализаторах. Части анализаторов - периферическая часть (рецепторы), промежуточ­ное звено (нервные проводники), корковый отдел.

Орган зрения. Глазное яблоко. Вспомогательные органы глаза. Пути проведения зрительных импульсов. Кровоснабжение глаза. Возрастные особенности, варианты строения и аномалии глаза.

Преддверно-улитковый орган, его подразделение. Анатомия и топография наружного и среднего уха. Внут­реннее ухо. Механизм восприятия и проведения нервных импульсов, про­водящие пути органа слуха. Орган равновесия, функциональная анато­мия и проводящие пути. Кровоснабжение органа слуха и равновесия. Воз­растные особенности, варианты строения и аномалии органа слуха и рав­новесия.

Орган обоняния, проводящий путь органа обоняния. Орган вкуса. Вкусовые сосочки, путь проведения нервных импульсов. Кровоснабжение органов обоняния и вкуса. Возрастные особен­ности, варианты строения и аномалии органов обоняния и вкуса.

Общий покров тела. Кожа: строение, функции. Придатки кожи: во­лосы, ногти. Сальные и потовые железы. Молочная железа: строение, то­пография, развитие. Аномалии развития молочной железы. Возрастные особенности кожи, ее придатков. Кровоснабжение кожи, ее придатков, мо­лочной железы.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельное изучение учебной дисциплины: «Анатомия человека» предусматривает выполнение одной контрольной работы. Контрольная работа позволяет определить степень усвоения студентом понятий и терминов анатомии человека и включает:

- самостоятельную работу с учебной литературой (список приводится ниже);

- раскрытие содержательной характеристики вопросов, предложенных в соответствующих вариантах контрольных работ.

-

Контрольная работа должна быть выполнена в рамках следующих требований:

- контрольную работу рекомендуется выполнять в ученической тетради;

- объем контрольной работы должен быть не менее 12 листов рукописного текста (работы, распечатанные на принтере или ксероксе, не рассматриваются!);

- титульный лист выполняется по стандарту, с указанием наименования вуза (ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедры (Анатомии человека), учебной дисциплины (Анатомия человека), по которому выполняется контрольная работа, № варианта, Ф.И.О. студента (полностью), № академической группы, № зачетной книжки;

- перед изложением содержания каждого ответа необходимо написать полный текст вопроса;

- обязательна нумерация страниц и наличие полей (не менее 3 см) на каждой странице;

- работа должна быть выполнена аккуратно, почерк не должен вызывать затруднения при прочтении содержания работы;

- в конце работы ставится подпись автора и дата окончания, обязательно приводится список использованной литературы.

 

При возникновении неясных вопросов необходимо обращаться за консультацией на кафедру Анатомии человека (тел. (3812) 27-53-71, 24-43-84 или деканат (тел. (3812) 60-79-27). За консультацией по анатомическим вопросам обращаться по e-mail: < anatomogma@mail.ru >.

Несоблюдение указанных требований или неудовлетворительное содержание работы могут быть основанием для повторного выполнения работы по варианту, указанному преподавателем.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Номер варианта определяется последней цифрой номера зачетной книжки. Для студентов, у которых номер зачетной книжки закан­чивается на цифру «0», предназначен 10 вариант.

 

Вариант 1

1. Из каких частей состоит скелет человека. Опишите функции

скелета. Позвоночный столб в целом: строение, соединения, изгибы,

движения.

2. Перечислите последовательно полые органы пищеварительной

системы с указанием их положения в теле человека (голотопия). Желудок: положение, отделы, строение стенки, функции.

3. Большой круг кровообращения, его образование. Магистральные

артерии, глубокие и поверхностные вены верхней конечности.

4. Классификация нервной системы по топографическому принципу.

Понятие о нейроне, основные типы нейронов.

 

Пояснение

1. По первой части 1 вопроса - необходимо привести классификацию скелета человека и перечислить его основные функции (с краткой их расшифровкой). Вторую часть 1 вопроса описать более подробно с характеристикой общих признаков позвонков и их групповых особенностей, соответственно отделам позвоночного столба. Перечислить все виды соединения костей (прерывные - суставы и непрерывные - синартрозы), присутствующие в позвоночном столбе, и привести примеры.

2. Дать определение «полого органа», а на вопрос о положении каждого органа в теле ответить кратко (например, глотка – в полости шеи). Анатомию желудка описать полно, ориентируясь на поставленные вопросы.

3. По первой части вопроса - назвать сосуд, которым начинается круг кровообращения, и камеру сердца, откуда он выходит, соответствующим образом ответить, какими сосудами заканчивается круг кровообращения, и в какую камеру сердца они открываются. Вторая часть ответа посвящена только сосудам верхней конечности, ее описывать подробно с указанием названия, принадлежности сосуда к артериальной или венозной системе, и положения сосуда.

4. По первой части вопроса назвать отделы нервной системы по положению. По второй части вопроса – описать, к какому типу тканей относится нейрон, из каких частей состоит, какие нейроны выделяют по строению и функции.

 

 

Вариант 2

1. Назовите основные виды соединений костей. Охарактеризуйте

плечевой сустав по строению, форме, особенностям движений (с указанием осей движения).

2. Принцип строения паренхиматозных органов. Перечислите

паренхиматозные органы пищеварительной системы. Печень: положение, строение, функции.

3. Вены большого круга кровообращения: образование и зоны оттока

венозной крови.

4. Классификация нервной системы по анатомо-функциональным

особенностям. Спинной мозг: белое и серое вещество.

 

Пояснение

1. По первой части 1 вопроса необходимо привести классификацию соединений костей, далее

пояснить к какому виду соединений относится плечевой сустав и, исходя из этого, описать строение предложенного сустава (простой, сложный, комплексный или комбинированный); указать форму сустава по форме суставных поверхностей (например, эллипсовидный или блоковидный), написать, какие возможны движения в этом суставе и вокруг каких осей они осуществляются (фронтальная, сагиттальная, вертикальная).

2. По первой части вопроса необходимо указать основные структурные компоненты

паренхиматозного органа. Привести примеры паренхиматозных органов. Во второй части – ответить, к каким по строению органам относится печень и далее четко описывать анатомию этого органа, основываясь на поставленные вопросы.

3. Назвать крупные вены, которыми заканчивается большой круг кровообращения, написать в

какую камеру сердца они открываются, указать слиянием каких вен они образуются, и из какой части тела отводят кровь.

4. По первой части вопроса назвать части нервной системы в зависимости от объектов

иннервации. По второй части вопроса описать положение и границы спинного мозга, указать, чем образовано белое и серое вещество, какие части выделяют в них на поперечном срезе и на протяжении, указать функцию структурных компонентов серого и белового вещества спинного мозга.

 

Вариант 3

1. Какими частями представлен аппарат движения. Классификация

костей (с примерами).

2. Перечислите последовательно органы дыхательной системы с

указанием их положения в теле человека (голотопия). Легкие: положение, внешнее и внутреннее строение. Понятие ворот легких, корня легких. Структурно-функциональная единица легких.

3. Большой круг кровообращения, его образование. Магистральные

артерии, глубокие и поверхностные вены нижней конечности.

4. Перечислите основные отделы головного мозга. Принцип строения

рефлекторной дуги соматической нервной системы (объяснить по схеме).

 

Пояснение

1. По первой части вопроса необходимо дать определение аппарата движения и указать из чего он

состоит. Во второй части ответа привести классификацию костей с примерами.

2. Последовательно назвать орган дыхательной системы и положение его в теле человека. Ответ на вторую часть вопроса начать с указания, к каким органам по строению (полые или паренхиматозные) относятся легкие, затем описать их положение в теле, форму и части, связанные с ней, внутреннее строение и основные понятия, указанные в вопросе.

3. По первой части вопроса - назвать сосуд, которым начинается круг кровообращения, и камеру сердца, откуда он выходит, соответствующим образом ответить, какими сосудами заканчивается круг кровообращения, и в какую камеру сердца они открываются. Вторая часть ответа посвящена только сосудам нижней конечности, ее описывать необходимо подробно с указанием названия сосуда, принадлежности его к артериальной или венозной системе, и положения сосуда.

4. Перечислить отделы соответственно трем мозговым пузырям и указать, из чего состоит каждый их них и что является полостью каждого из указанных отделов. По вопросу о рефлекторной дуге необходимо нарисовать ее схему и по ней пояснить последовательность проведения нервного импульса.

 

 

Вариант 4

1. Описать механические функции скелета. Коленный сустав:

строение, форма, движения в суставе, назвать группы мышц, осуществляющие эти движения.

2. Перечислите последовательно органы мочевой системы с указанием

их положения в теле человека (голотопия). Почки: положение, внутреннее строение. Структурно-функциональная единица.

3. Большой круг кровообращения: образование. Аорта, ее отделы.

Артерии сердца и их зоны кровоснабжения.

4. Общие принципы строения вегетативной нервной системы.

 

Пояснение

1. Назвать и кратко описать, в чем заключаются механические функции скелета. По второй части вопроса пояснить, к какому виду соединений костей относится сустав и, исходя из этого, указать строение коленного сустава (простой, сложный, комплексный или комбинированный) и уточнить почему; далее назвать форму сустава по форме суставных поверхностей (например, эллипсовидный или блоковидный), написать, какие возможны движения в этом суставе, и вокруг каких осей они осуществляются (фронтальная, сагиттальная, вертикальная).

2. Перечислить органы мочевой системы и указать, где в теле человека каждый из них располагается. По второй части ответа дать латинское название почки, написать, к каким по строению органам она относится (полым или паренхиматозным). При описании структурно-функциональной единицы почки можно нарисовать схему и по ней перечислить все части этой единицы.

3. По первой части вопроса - назвать сосуд, которым начинается большой круг кровообращения, и камеру сердца, откуда он выходит, соответствующим образом ответить, какими сосудами заканчивается большой круг кровообращения, и в какую камеру сердца они открываются.

4. Ответ начать с описания объектов иннервации вегетативной нервной системы и основных ее функций. Указать основные (две) части вегетативной системы. Нарисовать рефлекторную дугу вегетативной нервной системы, назвать центры симпатической и парасимпатической нервной системы и указать, какие три элемента образуют периферический отдел вегетативной нервной системы. Кратко отметить особенности влияния на органы каждой из этих частей.

 

 

Вариант 5

1. Чем представлена активная часть аппарата движения.

Классификация мышц по форме, строению, функциям. Назвать основные группы мышц плеча с указанием названия мышц и их функции.

2. Принцип строения стенки полых органов. Толстая кишка:

отделы, топография, особенности строения стенки.

3. Большой круг кровообращения: образование. Непарные ветви

брюшной аорты.

4. Ромбовидный мозг, его отделы, IV желудочек.

 

Пояснение

1. Конкретно отвечать на поставленные вопросы.

2. Дать определение «полого органа», привести примеры. Перечислить и кратко охарактеризовать строение оболочек стенки полого органа. Использовать латинские термины для названия толстой кишки в целом и всех ее отделов. Перечислить особенные признаки строения толстой кишки (то, что характерно для кишки, а не то, чего нет). На примере стенки толстой кишки отразить особенности строения ее оболочек, обратить внимание на отношение к брюшине (экзоперитонеально, мезоперитонеально, интраперитонеально) каждого отдела толстой кишки.

3. По первой части вопроса - назвать сосуд, которым начинается большой круг кровообращения, и камеру сердца, откуда он выходит, соответствующим образом ответить, какими сосудами заканчивается большой круг кровообращения, и в какую камеру сердца они открываются.

4. Перечислить части ромбовидного мозга (с использованием латинских терминов). Указать, чем в каждой части представлены серое (основные ядерные субстанции) и белое вещества. При описании IV желудочка назвать его стенки и сообщения.

 

Вариант 6

1. К какой части скелета человека относится скелет конечностей, из

каких отделов он состоит. Чем представлен скелет верхней конечности. Назвать суставы верхней конечности, классифицировать их по строению.

2. Перечислить последовательно органы дыхательной системы с

указанием их функциональных особенностей и положения в теле. Строение полости носа: его отделы, носовые ходы, сообщения с носовыми пазухами.

3. Сердце. Особенности строения стенки предсердий и желудочков.

Клапаны сердца.

4. Внешняя морфология и скелетотопия спинного мозга. Утолщения

спинного мозга. Определение понятия «сегмент» спинного мозга. Количество сегментов по отделам спинного мозга. Функция сегментарного аппарата спинного мозга.

 

Пояснение

1. По первой части вопроса назвать основные (две) части скелета человека. При описании

суставов верхней конечности первоначально дать определение «сустава», указать к какому виду соединений костей они относятся. Привести классификацию суставов верхней конечности по количеству суставных поверхностей (простой, сложный, комплексный, комбинированный).

2. Назвать каждый отдел дыхательной системы на русском и латинском языке.

3. Указать к какой системе относится сердце, какие камеры имеет. Перечислить основные

оболочки стенки сердца, обратив особое внимание на особенности их строения в предсердиях и желудочках. При описании клапанов привести все их названия, указать функцию, кратко охарактеризовать строение клапанов.

4. При описании спинного мозга указать особенности его внешней формы, назвать границы

спинного мозга относительно позвоночного столба и отметить, какое практическое значение это имеет. Нарисовать схему сегмента спинного мозга и на ней показать основные составные части.

 

 

Вариант 7

1. Назовите основные плоскости и оси, используемые в анатомии. На

примере конкретных суставов охарактеризуйте движения вокруг осей.

2. Перечислите последовательно отделы пищеварительной системы с

указанием их положения в теле человека. Тонкая кишка: отделы, положение, строение стенки, функции.

3. Сосуды малого круга кровообращения. Сердце: форма, положение,

поверхности сердца.

4. Общая анатомия периферической нервной системы. Образование

спинномозгового нерва. Корешки спинного мозга, образование и функция. Длинные ветви плечевого сплетения, их участие в иннервации мышц верхней конечности.

 

 

Пояснение

1. При названии основных (трех) плоскостей, указать, на какие части эта плоскость делит тело человека. Перечислить основные (три) оси. Назовите сустав, форму его суставных поверхностей, оси, которые можно провести и движения, которые совершаются в этом конкретном суставе вокруг указанных осей.

2. При описании органов пищеварительной системы назвать основные функции каждого отдела и кратко указать, где в теле располагается орган (например, пищевод – начинается в полости шеи, затем проходит в грудной полости и заканчивается в брюшной полости). Использовать латинские термины для названия тонкой кишки в целом и всех ее отделов. Перечислить особенные признаки строения тонкой кишки (то, что характерно для кишки, а не то, чего нет). На примере стенки тонкой кишки отразить особенности строения ее оболочек, обратить внимание на отношение к брюшине (экзоперитонеально, мезоперитонеально, интраперитонеально) каждого отдела тонкой кишки.

3. По первой части вопроса - назвать сосуд, которым начинается малый круг кровообращения, и камеру сердца, откуда он выходит, соответствующим образом ответить, какими сосудами заканчивается малый круг кровообращения, и в какую камеру сердца они открываются. По второй части вопроса описать, в каком средостении располагается сердце. Соответственно его форме, какие выделяют части и поверхности сердца.

4. Для изложения ответа по этому вопросу необходимо нарисовать схему образования спинномозгового нерва, с помощью ее обозначить и дать определения, чем образованы корешки спинного мозга (передний и задний), спинномозговой нерв, чувствительный узел спинномозгового нерва. Указать, за счет чего образуется плечевое сплетение. Какие из длинных ветвей этого сплетения участвуют в иннервации мышц плеча (мышечно-кожный, лучевой, локтевой, срединный) и конкретно.

 

 

Вариант 8

1. Основные виды соединения костей. Классификация суставов

по строению (примеры).

2. Перечислите внепочечные мочевые пути с названием частей

мужского мочеиспускательного канала. Мочевой пузырь: положение, части, строение стенки, отношение к брюшине, функции.

3. Камеры сердца и их сообщения. Особенности строения стенк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: