ВЗРОСЛЫЙ И ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ




 

А. Организация предметной среды.

Взрослый приводит ребенка в отдельное помещение, где находится детский столик, на котором размещены следующие предметы: колокольчик. матрешка, набор вкладышей, пирамидка, мяч, машинка, маленькая кукла или животное /собачка, мишка, слоник/, ложка, расческа, тарелка, кро­ватка, книжка с картинками. Рядом со столиком стоит маленький стульчик. Второй стульчик располагается на некотором расстоянии от стола.

 

Б. Процедура проведения диагностики.

Проба I. Пассивный взрослый.

Приведя ребенка в комнату, взрослый садятся на стульчик неподалеку от столика с игрушками, не проявляя никакой инициативы.

Цель пробы: дать ребенку возможность самому инициировать ту или иную форму общения или другой вид деятельности с помощью имеющихся у него средств общения-речевых или иных. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола. Ситуация предоставля­ет ему следующие возможности выбора:

I/ в ступить в эмоционально- личностное общение /например, прижаться к взрослому, забраться к нему на колени, обнять и пр./;

2/ инициировать ситуативно-деловое общение со взрослым, привлекая

его к своей игре с предметами, вовлекая в совместную деятельность /сотрудничество/;

3/ вовлечь взрослого в совместное разглядывание картинок в книжке / общение на познавательные темы/;

4/ развернуть индивидуальную предметно-манипулятивную деятель­ность не обращая внимания на взрослого и не привлекая его к своей игре.

Если в течение 1 минуты ребенок остается пассивным, взрослый переходит к следующей пробе.

Проба 2. Ситуация ситуативо-личностного общения.

Экспериментатор подходит или подзывает к себе ребенка, ласково обращается к нему, гладит но головке, обнимает, сажает к себе на колени, отвечает на инициативные действия ребенка в такого рода кон­тактах. Взаимодействие поддерживается взрослым в течение 3-х минут. Взрослый просит ребенка показать, где у самого ребенка и у взрослого разные части тела. Если ребенок отказывается от предлагаемой формы общения, взрослые не настаивает и переходит к следующей пробе. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола. Если ребенокстремится продолжать личностные контак­ты, диагностирующий мягко предлагает ему следующую пробу.

Пробы 3. Индивидуальная предметная игра.

Цель: выявление характера речевого общения в процессе предметной деятельности детей. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола.

Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушкам, расположенным на столике, и предлагает малышу поиграть с ними. Если ребенок принимает ситуацию и погружается в самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает за ними в течение 5-и минут, регистрируя со­держание речевых обращений ребенка в протоколе "Уровень развития экспрессивной речи". Если за это время ребенок неоднократно обратился к взрослому по пово­ду своей игры, взрослый переходит к пробе 4.

Проба 4. Совместная игра со взрослым

Цель: выявление уровня ситуативно-делового общения ребенка с взрослым, предметной деятельности и речевого развития.

Понаблюдав за игрой ребенка, экспериментатор инициирует 1-2 действия с предметами, в том числе и собственно игровых /например, если ребенок держит в руках куклу, взрослый может покормить ее/, ненавязчиво предлагая совместную игру. Так, если ребенок крутит в руках машинку, взрослый предлагает ему покатать ее, показывает, как это можно сделать, просит подкатить к нему машинку и посылает ее назад. В случае отказа ребенка от нескольких предложений такого рода фиксируются отсутствие у ребенка потребности в сотрудничестве. Если ребенок включается в совместную деятельность, взрослый строит ее в такой последовательности:

а/ просит ребенка дать ему поочередно 2-3 предмета из имеющихся на столике. Таким образом проверяется понимание ребенком речи и вы­полнение им инструкции взрослого.

б/ показывает ему различные предметы и просит назвать их и воз­можные действия с ними /проверка понимания речи взрослого и активной речи ребенка/. Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет сам и просит ребенка повторит название.

в/ предлагает образец действия с предметом /например, предлага­ет построить ломик из кубиков и показывает, как это можно сделать/. Таким образом проверяется принятие ребенком образца действия и стремление следовать ему.

г/ предлагает совместное действие, предполагающее участив в нем двух партнеров /например, катание машинки от одного к другому или совместное строительство башни из кубиков/. Здесь проверяются пара­метры ситуативно-делового общения и уровня развития предметных дей­ствий.

д/ по ходу выполнения самостоятельного или совместного действия оказывает ребенку необходимую помощь, а также оценивает несколько раз его действия /делает 3 поощрения и 3 замечания/. Таким образом проверяется чувствительность ребенка к оценке взрослого и его помощи. Поведение ребенка в этой пробе фиксируется в регистрационным листам: "Уровень развития речи".

 

Проба 5. Совместное разглядывание книжки.

Цель: диагностика уровня импрессивной и экспрессивной сторон речи.

Взрослый привлекает внимание ребенка к книжке, предлагает ее посмотреть. Взрослый дает ребенку возможность самому проявить инициативу в разглядывании и назывании картинок, поддерживая актив­ность малыша поощрениями, вопросами и пр. Если ребенок пассивен, взрослый берет инициативу на себя, стараясь вовлечь малыша в совме­стное разглядывание картинок и их обсуждение. В случае отказа книжка убирается, в протоколе фиксируется понимание ребенком содержания рисунков и уровень развития активной речи при ответе на вопросы взрослого. В книге должны присутствовать:

- изображения конкретных существительных (игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, животные, транспорт, дома, части тела, люди,…) -необходимо для определения объема активного словаря – беседа на тему «что это-кто это/что делает/какой/где»

- изображения действий и животных с предметами - беседа на тему «что они делают»

- изображения конкретных существительных в единственном и множественном числе (покажи, где собака и где собаки)

- изображения конкретных существительных разной формы и цвета

- изображения конкретных существительных мужского и женского рода (покажи, где он поймал рыбу и где она поймала рыбу)

- изображение предметов, которыми действуют и на которые направлено действие (покажи, кто ловит рыбу и чем мальчик ловит рыбу)

- изображения предметов, принадлежащих разным людям (покажи платье девочки и покажи мамино платье- понимание ребенком падежных окончаний существительных)

- изображение предметов с различных пространственных положениях (для понимания употребления предлогов)

Ответы ребенка регистрируются в протоколе «Уровень развития речи» в соответствии с параметрами оценки.

Примечание.

Предлагаемая последовательность проб может быть нарушена в случае, когда сам ребенок инициирует тот или иной вид активности. Например, уже в 1-й пробе он может сразу же начать вовлекать взрослого в сов­местную игру. В таком случае экспериментатор включается в игру ре­бенка, осуществляя стратегию поведения, описанную в пробе 4. После сеанса совместной игры взрослый дает ребенку возможность поиграть са­мостоятельно /проба 3/. если ребенок начинает с предложения "почи­тать книжку", взрослый также идет вслед за его желанием и вновь варьирует порядок проб. В целом все пробы должны быть проведены в том или ином порядке. Таком образом, ход эксперимента во многом зависит от того, как изначально поведет себя ребенок. Если он не принимает ни одной из предложенных форм взаимодействия /плачет, вырывается/, эксперимент следует прекратить. Такое поведение свидетель­ствует о недостаточно сложившемся доверии ребенка к экспериментатору. Порицания и принуждение недопустимы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: