Учащиеся выполняют задание 4 в рабочей тетради. Перед началом выполнения рекомендуется обсудить, какой является данная задача: с повторениями или без повторений (с повторениями).
После проверки ответов (слова УУ, УА, УО, АУ, АА, АО, ОУ, ОА, ОО) можно обсудить, как изменился бы словарь племени, если бы в словах нельзя было использовать одинаковые буквы.
При подведении итогов необходимо обратить внимание учащихся, что в выполненных заданиях объекты были разные — цифры, буквы, но условие — одинаковое: «Составить все сочетания по два из трех цифр или букв». Поэтому и дерево решений оказалось одинаковым.
Переменка 1
Проводится в виде дидактической игры на переключение внимания «Какого цвета?». Учитель демонстрирует таблицу с рисунками фруктов и названиями цветов (ПРИЛОЖЕНИЕ 67).
Затем учитель указывает на одну из ячеек таблицы. Учащимся нужно назвать предмет и его цвет. Например: «Красный перец» или «Желтая слива» и т. п. Игра проводится в быстром темпе и на выбывание.
Упражнение «Учимся составлять таблицы»
Учитель предлагает учащимся решить задачу: «Ученик в день рождения принес в класс конфеты трех видов: шоколадные, карамельки и ириски. Каждый из одноклассников взял по две конфеты. Как дети могли выбрать конфеты?».
Сначала надо обсудить, можно ли составлять пары из двух одинаковых конфет, т. е. допускаются ли повторения, и решить задачу устно методом подбора. При этом важно обратить внимание, что наборы «карамелька и ириска» и «ириска и карамелька» — одинаковые.
Затем учащиеся выполняют задание 5 в рабочей тетради, задачу 1 решают под руководством учителя, задачу 2 — самостоятельно. После чего рекомендуется обсудить, чем отличается заполнение таблицы при решении задачи с повторениями и без повторений.
Упражнение в парах «Учимся заполнять комбинаторные таблицы»
Учащиеся выполняют задание 6 в рабочей тетради. Перед началом выполнения задания следует обратить внимание, что таблицы для решения задач отличаются. Поэтому вначале надо определить, какая из задач не допускает повторений (задача 1), в какой — повторения возможны (задача 2).
Для проверки учащиеся обмениваются тетрадями.
Переменка 2
Рекомендуется проведение зрительной гимнастики.
Упражнение «Решаем задачи»
Учащиеся выполняют задание 7 в рабочей тетради (число и содержание задач — по выбору учащихся).
После выполнения упражнения учащиеся, которые решали одинаковые задачи, объединяются в группы для взаимопроверки.
Ответы к задачам:
1. Масло и сыр, масло и колбаса, сыр и колбаса.
2. Три способа (на портфель и на рукав, на портфель и на карман, на рукав и
на карман.
3. Оля и Коля, Оля и Толя, Толя и Коля.
4. Шесть (апельсин и банан, апельсин и киви, апельсин и яблоко, банан и киви, банан и яблоко, киви и яблоко).
5. Готовиться к урокам и изучать язык, готовиться к урокам и рисовать, готовиться к урокам и играть, изучать язык и рисовать, изучать язык и играть, рисовать и играть.
Подведение итогов
Рекомендуется предложить учащимся привести примеры из реальной жизни, где приходится составлять различные комбинации, и сделать соответствующий вывод о практической значимости изучения данной темы.
ЗАНЯТИЕ 29 ЗАДАЧИ НА ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ: ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, ПЕРЕСТАНОВКИ (ДО 5 ШАГОВ), ПЕРЕЛИВАНИЯ. ИГРА «ХАНОЙСКАЯ БАШНЯ»: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРЕХ ДИСКОВ | |
Краткое содержание: содержание занятия направлено на знакомство с простыми задачами на перестановки до 5 шагов, с игрой «Ханойская башня» (перемещение до 3 дисков), на дальнейшее развитие умения решать задачи на переливания. Примечание: для проведения занятия нужны буквы и цифры с магнитным креплением, шашки, три шахматных коня, наборы для игры «Ханойская башня» (из детских пирамидок или » (из детских пирамидок или из брусочков пластилина, счётных палочек и колец из разноцветного картона). |
Методические рекомендации
Разминка
Учитель демонстрирует рисунок (ПРИЛОЖЕНИЕ 68). Учащимся предлагается определить тему занятия, для чего сначала надо решить каждую анаграмму, представленную в столбце, и затем определить общее начало для нескольких слов.
Затем следует уточнить, как учащиеся понимают каждое из этих слов, и предложить определить, какое из этих действие (перестановки, перемещения, переливания) надо было выполнить, чтобы решить анаграмму.