Общие принципы интерпретации результатов




Инструкция клиенту

"Путник шел по дороге, которая называлась "Жизнь".

Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?

Представьте себя на месте этого путника (пауза).

О чем Вы думаете (пау­за), что Вы чувствуете?

Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на лис­те свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты сво­ей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.

Куда Вы хотите придти?

Что Вы возьмете с собой в дорогу?

С чем встретитесь на своем пути?

Чему Вам предстоит научиться?"

Общие принципы интерпретации результатов

Методика «Мой жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования разных категорий людей. Она состоит из двух частей:

• Изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка;

• Обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом.

Таблица 1.

Соотношение показателей личности в тесте миокинетической психодиагностики Миры-и-Лопеса и в рисуночных методиках

Параметры личности по Мире-и-Лопесу Показатели теста миокинетической диагностики Показатели рисуночных методик
Гетероагрессия Отклонение колебательных движений вперед Расположение рисунка в верхней части листа
Аутоагрессия Отклонение колебательных движений назад Расположение рисунка в нижней части листа
Экстратенсия, открытость, внешнее напряжение Отклонение колебательных движений наружу Расположение рисунка в правой части листа (у правшей)
Интратенсия, защита, внутренне напряжение Отклонение колебательных движений внутрь Расположение рисунка в левой части листа (у правшей)
Эйфория, подъем сил, жизненный тонус Отклонение колебательных движений вверх Не проявляется
Депрессия, упадок сил, низкий жизненный тонус Отклонение колебательных движений вниз Не проявляется
Возбуждение Увеличение амплитуды колебательных движений Крупные размеры рисунка
Торможение Уменьшение амплитуды колебательных движений Мелкие размеры рисунка
Генотипические и конституционально обусловленные особенности Особенности моторики подчиненной руки (левой у правшей) Почти не проявляются
Фенотипически и ситуационно обусловленные особенности, текущее состояние, социализированные реакции Особенности моторики ведущий руки (правой у правшей) Большинство показателей рисуночных методик связано преимущественно с социально обусловленными установками

 

Таблица 2.

Показатели рисуночных методик, являющиеся наиболее надежными индикаторами различных эмоциональных состояний

Содержание эмоционального состояния Показатели рисуночных методик
Печаль, депрессия, утрата интересов 1. Маленькое количество деталей, небрежность, упрощенность и схематичность изображения 2. Зачеркивание и перерисовывание изображения
Страх, тревога, беспокойство, неуверенность 1. Маленький размер изображения 2. Размещение в левом верхнем или нижнем углу листа 3. Разграничение пространства листа 4. Большое количество заштрихованных деталей 5. Большое количество второстепенных деталей
Гнев, агрессия, раздражение 1. Крупный размер изображения, которое может даже не умещаться в границах листа 2. Сильный нажим линий 3. Большое количество острых углов

Таблица.3.

Способы интерпретации отдельных деталей изображений

Характеристика детали изображения Интерпретация отношения к ней
Подробность, тщательность и аккуратность Привлекательность, симпатия, интерес
Небрежность и схематичность Безразличие
Карикатурность Критичность
Крупный размер Значимость, зависимость, сила влияния
Штриховка Страх, тревога, беспокойство
Сильный нажим Напряжение, возбуждение, стресс
Слабый нажим Неуверенность
Повторная прорисовка Озабоченность
Зачеркивание, стирание Неудовлетворенность, отказ
Отсутствие, пропуск Вытеснение, подавление, игнорирование
Изоляция, отграничение, отдаленность Стремление к защите
Повторяемость Навязчивость, стереотипность

Таблица 4.

Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики

Показатели Значения показателей Возможные причины, вероятность Возможные замечания и вопросы
1. Латентный период Слишком ко­роткий (мете 30 сек) Отсутствие плана, им­пульсивность (0.6). Вы довольно быстро начали ри­совать. Что позволило Вам немедленно приступить к выполнению зада­ния? Насколько быстрое начало по­могло или помешало дальней­шей работе?
Слишком длинный (более 5 мин) Эмоциональный шок (0.8). Затруднения в планиро­вании и реализации при­нятого плана (0.7). Непонимание смысла за­дания. Вы довольно долго не начинали рисовать. О чем Вы думали, прежде чем приступили к выполнению зада­ния? Какие чувства Вы испытывали в этот момент? Как Вы полагаете, что помогло бы Вам быстрее или легче на­чать работать?
2.Длительность выполнения задании Значительная (более 20 минут) Заинтересованность (0.8). Вы рисовали довольно долго. Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания? Что именно было наиболее инте­ресным для Вас в этой работе?
Незначи­тельная (менее 5 минут) Повышенная утомляе­мость (0.7). Безразличие, равнодушие (0.6). Вы д остаточно быстро закончи­ли Ваш рисунок. Насколько интересным для Вас было выполнение этого задания? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желанию к работе?
3. Паузы   Внутренние конфликты (0.7) Вы остановились и задержались в этом месте. Что именно вызвало у Вас паузу? О чем Вы думали, что чувство­вали в этот момент?
4. Возвраты   Значимые отношения, озабоченность (0.7) Вы вернулись к повторному изо­бражению этой части рисунка. Что именно Вам захотелось из­менить?
5. Нарушение по­следовательности рисования от прошлого к буду­щему   Начало рисования с наи­более простой или наи­более сложной части (0.6) С чего Вы начали свой рисунок? Что Вы рисовали дальше и чем закончили? Почему Вы рисовали именно в таком порядке?
6. Спонтанные высказывания Вопросы и уточнения. Са­мооправдание Неуверенность в себе (0.5). Когда Вы рисовали, бывало, что Вы задавали вопросы (уточняли, оправдывались). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испы­тываете подобные переживший? К каким последствиям это может приводить?
Поиск помо­щи или оценки. Самокритика, извинения Аутоагрессия (0.5). В процессе рисования были мо­менты, когда Вы искали помощи (критиковали себя, извинялись). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испы­тываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
Критика за­дания или внеш­них условий Гегероагрессия (0.5). Бывало, что в ходе рисования Вы критически высказывались о за­даниях, которые вы выполняли (условиях, в которых Вы рабо­таете). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испы­тываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
7. Отказ от вы­полнения   Эмоциональный шок (0.9). Вы отказались от выполнения задания. Что помешало Вам его сделать? О чем Вы думали, что чувство­вали перед тем, как отказаться? Что могло бы случиться, если бы Вы это сделали? Что бы Вы нарисовали, если бы не отказались? Часто ли Вы отказываетесь от чего-либо в своей жизни? К каким последствиям это может приводить?
8. Поза: Наклон туловища Сильный наклон вперед Зажатостъ, скованность, неуверенность (0.5). Недостаточная выносли­вость мышц спины. Близорукость. Когда Вы рисовали, Вы сильно наклонялись вперед. Как Вы думаете, почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда при­нимаете эту позу? Как эта поза может восприни­маться окружающими?
Наклон на­зад Негативное отношение к выполнению задания (0.5). Расслабленность. Когда Вы рисовали. Вы откиды­вались назад. Как Вы думаете., почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда при­нимаете эту позу? Как эта поза может восприни­маться окружающими?
9. Поворот ту­ловища В сторону ведущей руки Стремление к защите (0.5).  
В сторону, противополож­ную ведущей руке Открытость (0.5).  
10. Расстояние руки от тулови­ща Значитель­но удаленное Негативное отношение к выполнению задания (0.5). Дальнозоркость.  
Очень близ­кое Зажатость, скованность, неуверенность (0.5).  
11. Прикрывание рисунка рукой   Скрытность, смущение (0.7).  
12. Вегетативные и моторные про­явления Потоотде­ление Эмоциональное напря­жение (0.7). Повышенная температура окружающей среды. Слишком теплая одежда. Повышенная температура тела. Физическая нагрузка.  
  Покраснение или побледнение кожи Эмоциональное шпряжение (0.7). Вегетативно-сосудистые расстройства.  
  Тремор, дрожание рук Эмоциональное напря­жение (0.7). Расстройства централь­ной нервной системы.  
  Раскачива­ние туловищем, головой или ко­нечностью Эмоциональное напря­жение (0.7). Мышечное напряжение вследствие длительной неподвижной позы. Утомление. Монотонна вследствие однообразия обстановки. Физиологические по­требности.  
  Покусыва­ние им облизыва­ние губ, грызете карандаша Эмоциональное напря­жение (0.7). Жажда. Голод  

Таблица 5.

Формальные показатели результатов методики

Показатели Значение показателей Возможные причины Возможные замечания и вопросы
1. Положение листа Вертикальное, (портретное) Предрасположенность к агрессивному реагирова­нию (0.5)  
Горизонталь­ное (пейзажное) Предрасположенность к оборонительному пове­дению (0.5)  
Меняется Пластичностъ, адаптив­ность (0.7) В процессе рисования Вы изме­няли положение листа. С чем это связано? Как часто Вы меняете свое пове­дение в различных ситуациях? Что позволяет Вам менять свои поступки, представления, отно­шения? Чем полезно для Вас умение из­меняться? В каких случаях Вы можете по­зволить себе изменить своим привычкам, правилам, принци­пам, убеждениям? Когда Вы не изменяете себе? К чему это приводит?
2. Положение рисунка на листе Сверху Дистанция, негативное отношение о окружению, сопротивление, "отталки­вание" (0.6) Ваш рисунок расположен в верхней (нижней, Левой, правой) часта листа с краю. Как Вы думаете, почему Вы сде­лали рисунок именно в этом мес­те? Что помешало Вам сделать изо­бражение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоя­тельства или внутренние причи­ны: привычки, чувства?
Внизу Принятие окружения, подчинение (0.6) Тоже
Слева Замкнутость, стремление к защите - у правшей (0.5) Тоже
Справа Открытость, раскрепо­щенность - у правшей (0-5) Тоже
3. Размеры рисунка Очень круп­ный, не влезает в решки листа Чрезмерное возбуждение, несдержанность, импуль­сивность, снижение са­моконтроля (0.8). Отсутствие предвари­тельною плана (0.7) Ваш рисунок имеет очень круп­ные размеры и не влезает в рам­ки листа. Как Вы думаете, почему? С чем это связано? Каковы причины столь крупных размеров изобра­жения? Что мешает Вам впи­саться в имеющиеся рамки? Ко­гда еще Вы выходите за пределы общепринятого? К чему это может приводить? Что это Вам дает? Чем это может быть полезно для Вас? В каких ситуациях это может помешать Вам?
Крупный Преобладание возбужде­ния над торможением, уверенность в себе, высо­кая самооценка (0.6)  
Мелкий Преобладание торможения над возбуждением, тревожность, депрессия, низкая самооценка (0.6)  
Очень мелкий Чрезмерная заторможен­ность (0.8) Ваш рисунок имеет очень ма­ленькие размеры. Как Вы думаете, что помешало Вам рисовать более крупно? С какими чувствами связана эта причина? В каких еще случаях в Вашей жизни возникают подобные чув­ства? К чему это приводит? Что это дает Вам? Чем это может поме­шать? Что может случиться, если Вы будете действовать более сво­бодно? В каких случаях Вы можете от­казаться от "тормозов"? Что мо­жет заставить Вас забыть об ос­торожности?
4. Общая форма рисунка Замкнутость контура Стремление к защите (0.5)  
Вытянутость Активность (0.5)  
Асимметрич­ность Активность, динамич­ность (0.6)  
  Большое ко­личество углов Агрессивность, раздра­жение (0.7)   В Вашем рисунке встречается довольно много острых углов. Как Вы полагаете, о чем это мо­жет свидетельствовать? Что это выражает? Какие чувства Вы испытываете, изображая острые углы? В каких еще случаях Вы испы­тываете подобные чувства? К каким последствиям это может приводить? Когда это может приносить пользу? А когда ме­шает?
5. Сила нажима, толщина линий Значительная Высокий мышечный тонус, напряжение, усилие Вы рисовали с довольно сильным нажимом. О чем это может свидетельствовать? В каких ещё случаях Вы также испытываете напряжение? К каким последствиям оно может приводить?
Незначительная Расслабленность, спокойствие  
6. Постоянство нажима Одинаковый Стабильность, устойчивость  
Неодинаковый Неустойчивость Ваш нажим в процессе рисования менялся, был то сильным, то слабым. С чем это связано, о чем это может говорить?
7. Пунктирный, прерывистый характер линий   Неуверенность Вы рисовали короткими, прерывистыми, пунктирными линиями. С чем это связано? К чему это может приводить?
8. Повторная обводка линий   Значимость Вы повторно обвели часть рисунка. Зачем Вы это сделали? Что Вам хотелось подчеркнуть?
9. Неточность соединения   Небрежность (0.7) Нарушение координации движений (0.6)  
10. Дрожание, тремор   Нарушение координации движений (0.6)  
11. Штриховка Значительная плотность Страхи, фобии (0.8)  
Значительная площадь Общая тревога, беспо­койство, напряжение, озабоченность (0.7)  
Геометриче­ский характер Шизоидные черты харак­тера (0.5)  
12. Тщательность, подробность и количество деталей Большое ко­личество второ­степенных дета­лей Вытеснение, стремление не замечать проблемы, не обращать внимания на цели, игнорировать су­щественные обстоятель­ства Вы изобразили довольно боль­шое количество деталей. Как Вам кажется, какой смысл они имеют? Насколько они важ­ны для Вас? Что Вам хотелось показать, изо­бражая их? От чего более существенного они могут отвлекать?
Значительное количество дета­лей Мотивированность, заин­тересованность, значи­мость, привлекательность (0.8) Ваш рисунок состоит из большо­го количества деталей. Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания? Что именно было наиболее инте­ресным для Вас в этой работе?
Незначи­тельное количе­ство деталей, чрезмерная схе­матичность Недостаток сип, нежела­ние прикладывать уси­лие, слабая заинтересо­ванность (0.7) В Вашем рисунке мало деталей, он очень схематичен. Насколько интересным для Вас было выполнение этого задания? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание к работе?
13. Особенности деталей Повторяе­мость Стереотипность (0.7) В вашем рисунке эта деталь час­то повторяется. Какой она имеет смысл для Вас? С чем в Вашей жизни она ассо­циируется?
Зачеркивание Негативное отношение (0.7) Вы зачеркнули эту деталь. Что она означает для Вас, чему она соответствует в Вашей жиз­ни? Почему Вы ее зачеркнули? Чем Вы не удовлетворены? Что Вам хотелось бы изменить?
Подчеркива­ние Значимость (0.7) Вы подчеркнули эту деталь. С чем она связана в Вашей жиз­ни? Зачем Вы ее подчеркнули? Почему она привлекает Ваше внимание?
Перерисовы­вание Значимость (0.7). Отсутствие предвари­тельного плана (0.6) Вы заново перерисовали эту де- таль. Что она выражает в Вашей жиз­ни? Чем Вы не удовлетворены? Что хотелось бы изменить?
Обрамление Значимость (0.7). Стремление к защите (0.6) Вы обвели эту деталь в рамку. Как Вы думаете, о чем это может свидетельствовать? Что побуди­ло Вас это сделать?
Карикатур­ность Негативное отношение (0.6) Эта деталь кажется мне карика­турной. Насколько то, что Вы нарисова­ли, соответствует Вашему за­мыслу? Какое отношение Вы хотели вы­разить, изобразив эту деталь в смешном виде.
Наползание друг на друга Отсутствие предвари­тельного плана (0.6) Эти детали пересекаются, напол­зают друг на друга. С чем это связано?
14. Разделители (линии, сгибы)   Стремление к защите (0.7) На Вашем рисунке есть линии, которые отделяют одни части изображения от других. Какой смысл они несут? Что Вы хотели выразить с их помощью? С чем в Вашей жизни связаны эти линии?
15. Надписи, символы   Комментарии, затрудне­ния в наглядно-образной и практической деятель­ности (0.5)  
16. Особые феномены Замена рисунка текстом Преобладание абстрактно-логических форм мышления над наглядно-образными (0,8) Вы заменили рисунок текстом. Что помешало Вам выполнить изображение? Что бы Вы хотели нарисовать?
Недифференцируемые изображения Затруднения в практической деятельности Насколько изображение соответствует вашему замыслу? Мне трудно понять, что изображено на данном рисунке. Что именно Вы собирались нарисовать?

 

Таблица 6.

Содержательные показатели результатов методики

Показатели Значения показателей Возможные причины (вероятность) Возможные замечания и вопросы
1. Вид Сверху (кар­та) Акцентирование пред­ставлений о движении в горизонтальной плоско­сти. Затруднения в выбо­ре одного пути из многих альтернатив (0.5) Вы нарисовали свой путь сверху, как на карте. Что дает Вам вид сверху? Что Вы можете разглядеть лучше, а что скрыто от Вашего взгляда?
Сбоку (фриз) Акцентирование пред­ставлений о движении в вертикальной плоскости. Затруднения в представ­лении о наличии и разно­образии альтернативных путей (0.5) Вы нарисовали свой путь сбоку, как на детском рисунке. Что дает Вам взгляд со стороны? Что Вы можете разглядеть луч­ше, а что скрыто от Вашего взгляда?
Сзади (пер­спектива) Объемное, трехмерное представление о жизнен­ном пути.  
2. Дорога Отсутствие Представление о жиз­ненном пути не как о не­прерывном процессе, а как о смене статических фаз, стадий (0.5) На Вашем рисунке отсутствует изображение дорога. С чем это связано? Что это мо­жет означать?
Отсутствие направления движения Представления о статич­ности событий (0.5) Мне трудно понять, в каком на­правлении движется путник. Куда он идет?
Отсутствие линейной после­довательности событий от про­шлого к будущему Затруднения в представ­лении о временной пер­спективе событий (0.5) Мне трудно определить, какова последовательность событий. Где здесь прошлое, настоящее и будущее? Почему они не следуют одно за другим?
Длина Представление о про­должительности жизнен­ного пути (0.5) Вы изобразили довольно длин­ную (короткую) дорогу. Что это означает? Как долю идти по этой дороге?
Ширина Представление о легкости жизненного пути (0.5) Вы изобразили довольно широ­кую (узкую) дорогу. Что это означает? Насколько легко идти по этой дороге?
Прямая, без поворотов Представление о посто­янстве жизненного пути (0.6) Изображенная Вами дорога пря­мая, без поворотов. О чем это свидетельствует? Почему направление пути было неизменным? Можно ли его изменить? Что для этого нужно сделать?
Извилистая Представление об измен­чивости жизненного пу­ти, влиянии настроения или обстоятельств (0.7) Изображенная Вами дорога из­вилистая и имеет много поворо­тов. О чем это свидетельствует? Почему направление пути меня­лось? Можно ли его выпрямить? Что для этого нужно сделать?
Перекрест­ки и развилки Представления о выборе (0.7) Вы изобразили перекресток до­рог. Что он означает? Чему он соот­ветствует? Какой путь Вы выберете?
Количество путей Представления о количе­стве альтернатив (0.6)  
Повороты Представления об изме­нении пути без возмож­ности выбора (0.7) Вы изобразили поворот дороги. Что он означает? Чему он соответствует? Что изменится в Вашей жизни после поворота?
Развороты назад Представления о возврате к прошлому (0.6) На Вашем рисунке изображен поворот дороги назад. Что он означает? Чему он соот­ветствует? Что повторится в Вашей жизни?
Тупики Представление о конце пути, безвыходности по­ложения (0.6) Вы изобразили дорогу, ведущую в тупик. Что он означает? Чему он соот­ветствует? Что произойдет, когда Вы дойде­те до конца тупика?
Крестооб­разная (пути впе­ред, влево и впра­во) Представления об аль­тернативности путей, ис­ключении одного пути другим (0.5) Крестооб­разная (пути впе­ред, влево и впра­во)
Радиальная (несколько путей, ведущих из одной точки в разные стороны) Представление о больших возможностях выбо­ра и совмещения путей (0.5)  
Осевая (не­сколько путей, ведущих в разные стороны из раз­ных точек) Представление о перио­дически возникающих возможностях выбора (0.5)  
  Беспоря­дочная (несколько путей, поворо­тов, перекрест­ков) Представление о сложно­сти выбора, затруднения в ориентации (0.6)  
Концентри­ческая (замкну­тость пути, движение по кругу) Представление о повто­ряемости пути (0.6)  
3. Основное направление движения Назад (вниз) Стремление вернуться в прошлое (0.5)  
Влево Стремление вернуться в прошлое - у правшей (0.6) _ _ _  
4. Препятствия, барьеры, границы Ямы, канавы, реки Представления о затруд­нительных обстоятельст­вах, требующих "сниже­ния, "спуска", связанных с риском "падения" (0.6) Вы изобразили яму (канаву, ре­ку), препятствующую дальней­шему продвижению. Можно ли ее преодолеть? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще не­сколько способов? Чему соответствует это препят­ствие в действительности? Можно ли его преодолеть? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще не­сколько способов?
Стены, забо­ры Представления о затруд­нительных обстоятельст­вах, требующих "подъе­ма", "прыжка" (0.6) Вы изобразили стенку (забор), препятствующий дальнейшему продвижению. Можно ли ее преодолеть? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще не­сколько способов? Чему соответствует это препят­ствие в действительности? Можно ли его преодолеть? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще не­сколько способов?
Подъемы и спуски (горы, ле­стницы, ступени) Представления о затруд­нительных обстоятельст­вах, требующих значи­тельных усилий и време­ни (0.6) Вы изобразили гору (лестницу, ступени), затрудняющую даль­нейшее продвижение. Что необходимо, чтобы преодо­леть ее быстрее и легче?
5. Окружающие предметы и техника Строения Представления об укры­тиях (0.6) Вы изобразили здание. Какой смысл имеет это здание? Что оно может Вам дать? Кто или что в нем находится? Хотите ли Вы туда попасть? Можете ли Вы попасть туда? Что Вам мешает? Как можно туда проникнуть?
Мебель Представления об удоб­ствах и комфортных ус­ловиях (0.5) Вы изобразили мебель. Что она выражает?
Двери, воро­та Представления о контро­лируемом кем-то входе или выходе (0.6) Вы изобразили дверь (ворота). Что она означает? Что за ней находится? Она открывается свободно или заперта? Хотите ли Вы ее открыть? Можете ли Вы ее открыть? Что можно сделать, чтобы ее от­крыть? Чему это препятствие соответст­вует в жизни?
Мосты, тун­нели Представления о путях преодоления препятствий (0.6) Вы изобразили мост (туннель). Что он означает?
Транспорт Представления о средст­вах ускорения и облегче­ния движения по жиз­ненному пути (0.5). Средства труда (в бук­вальном смысле) или ат­рибуты статуса. Вы изобразили автомобиль (по­езд, корабль, самолет). Что он выражает? Что может ему соответствовать в жизни?
Другая тех­ника Представления о допол­нительных средствах ре­шения проблем (0.5). Атрибуты профессио­нальной технической деятельности или хобби. Вы изобразили техническое средство. Чем оно может помочь Вам?
6. Ориентиры: дорожные знаки, указатели, таблички   Представления о прави­лах (0.6). Представления об источ­никах информации. У Вас изображен дорожный знак (указатель, табличка). Что он говорит? Кто его поставил? Надо ли его слушаться? Можно ли его нарушить? К чему это может привести? Что еще может помочь сориен­тироваться в пути?
7. Произведения искусства   Атрибуты профессио­нальной художественной деятельности или хобби (0.6). Эстетическая направлен­ность. Почему Вам захотелось нарисо­вать это? Какие чувства Вы испытываете, когда встречаетесь с этим? Чем это может помочь Вам в пу­ти?
8. Явления природы Солнце Факторы, помогающие или препятствующие на пути к цели (0.6). Вы нарисовали солнце. Чем оно может помочь или по­мешать в пути? Что или кто в вашей жизни соот­ветствует солнцу?
Облака Факторы, помогающие или препятствующие на пути к цели (0.6). Источник беспокойства, тревоги. Вы нарисовали облака или тучи. Чем они могут помочь или по­мешать в пути? Что или кто в вашей жизни соот­ветствует этим облакам?
Гроза Источник страха (0.6) Какие чувства Вы испытываете во время грозы? Что или кто в Вашей жизни со­ответствует грозе?
Осадки Факторы, помогающие или препятствующие та пути к цели (0.6) Вы нарисовали дождь (снег) Чем он может помочь или поме­шать в пуш?
9. Другие люди   Представления об окру­жающих людях, помо­гающих или мешающих в жизни (0.6). Атрибуты профессио­нальной социальной дея­тельности или хобби. Демонстрация социаль­ного статуса. У Вас изображены люди. Кто эти люди? Что они делают? Что они хотят? Что они могут? Как они относятся к Вам? Как Вы относитесь к ним? Какие чувства они вызывают у Вас? Кто может помочь Вам в пути? Кто может помешать?
10. Изображение путника Размер Представление о собст­венной значительности, уважение к себе (0.7) Вы сделали довольно больших размеров изображение путника. Что это означает? Насколько он сильный и способ­ный?
Количество деталей Представление о собст­венной привлекательно­сти, отношение к себе с симпатией, принятие себя (0.7) Вы сделали подробное изобра­жение путника. Что это означает? Насколько он красивый и симпа­тичный?
Передвижение Активность (0.5)  
Обозначение Недостаточная уверен­ность в себе (0.5)  
Одежда Демонстрация принятия социальных норм (0.5)  
Предметы деятельности, средства труда, инструменты и т.п. Представление о себе как о субъекте труда (0.6) Путник держит в руках эти вещи. Что это означает? Насколько они нужны ему? Может ли он избавиться от них? Чем они могут быть полезны в пути?
Атрибуты статуса (пола, возраста, про­фессии, рода за­нятий и т.п.) Представление о собст­венное принадлежности к определенной катего­рии людей (0.6) Кто этот путник?
Следы Представление о резуль­татах своей деятельности (0-5) Путник оставляет за собой сле­ды. Что они означают?
Отсутствие автора Вытеснение представле­ний о себе, игнорирова­ние своей личности, по­требностей и возможно­стей, обесценивание себя (0.6) Вы не нарисовали самого путни­ка. С чем это связано? Что помеша­ло Вам его нарисовать? Какие чувства вызывает у Вас этот путник? Что случилось бы, если бы Вы его нарисовали? Где и каким бы Вы его изобра­зили?
11. Содержание текста Отсутст­вие упоминания о собственных це­лях, мотивах, чувствах ("Хочу") Затруднения в определе­нии целей (0.7) В своем тексте Вы ничего не го­ворите о том, к чему Вы стреми­тесь. Тем не менее, ае могли бы Вы о них сказать? В чем конкретно они заключаются?
\Отсутст­вие упоминания о средствах, спо­собностях, воз­можностях ("Могу") Затруднения в определе­нии ресурсов (0.7) В своем тексте Вы ничего не го­ворите о том, что Вы можете, умеете, способны. А как обстоят дела на самом де­ле? Что Вы в состоянии сделать?
Отсутст­вие указания на собственные дей­ствия ("Делаю") Затруднения в реализа­ции ресурсов (0.7) В тексте Вы умалчиваете о том, что Вы конкретно делаете. Что именно Вы делаете? Чем Вы занимаетесь?
12. Символы Вопроси­тельные знаки Сомнения, затруднения в принятии решений (0.7) Вы нарисовали вопросительный знак. Что он выражает? На какой вопрос Вы хотели бы ответить? Что нужно для ответа на этот во­прос?
Восклица­тельные знаки Болезненные пережива­ния или агрессия (0.6) Вы нарисовали восклицательный знак. С каким чувством он у Вас связан? Какие обстоятельства привели к возникновению этак чувств? Что может быть последствием этих чувств? Какую пользу могут привести Вам эта чувства?
Стрелки Представления о дирек­тивах, указаниях, прави­лах, нормах (0.6)  
Нумерация Представления о после­довательности или зна­чимости событий (0.5)  

 

Кроме обсуждения с клиентом отдельных показателей рисуночной мето­дики, в процессе беседы можно использовать также более общие вопросы, позво­ляющие выявить отношение клиента к себе, своим проблемам, возможностям.

1. Какое название Вы могли бы придумать для этой картины? Что выра­жает это название? Какие чувства оно вызывает?

2. Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на эту картину? Какие чувства и мысли может вызвать у него эта картина? Чему она может научить другого человека?

3. В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, пе­реживает радость? Почему? Благодаря каким условиям? Что этому способствует?

4. Если бы Вы рисовали жизненный пуп. через 10 лег, то чем отличался бы Ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового?

5. Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего? Что общего между ними?

6. Какова цель этого пути? К чему Вы стремитесь? Чего хотите достичь? Как Вы узнаете, что Ваша цель достигнута?

7. Что Вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Ка­ковы условия, средства, возможности?

8. Каков план Вашего маршрута? Не могли бы Вы назвать основные ори­ентиры, этапы, переходы, остановки?

9. В чем Вы наиболее нуждаетесь в данный момент? Карта? Проводник? Аптечка? Инструменты? Снаряжение? Одежда? Еда? Попутчик? Ору­жие?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: