Методические рекомендации




В начале занятия учитель сообщает сюжет игры: жители планеты Шуршания решили захватить город Шарарам, в котором живут Смешарики, а всех жителей превратить в кактусы. Смешарики хотят спасти свой город. Для этой цели разработана операция «Шарарам», в которой Смешарикам необходимо за короткое время совместными усилиями:

- восстановить телефонную связь друг с другом (дорисовать граф),

- спастись от нашествия жуков (решить задачу, связанную с измерением времени),

- восстановить разрушенный мост (решить круговые примеры),

- запастись шоколадом для поддержания сил (решить составную задачу),

- разделить шоколад (решить задачу, используя принцип Дирихле),

- восстановить номера домов (установить закономерность числового ряда),

- отправить предложение дружбы на планету Шуршания (сложить оригами «Самолетик»).

Затем учащиеся объединяются в несколько команд. Каждая команда выбирает персонажа, за которого будет играть, получает соответствующие эмблемы и выбирает капитана команды (ПРИЛОЖЕНИЕ 77).

Команды выполняют по порядку задания в рабочей тетради. После выполнения каждого задания учитель проверят одну из тетрадей и, если задание выполнено правильно, дает команде часть пословицы о дружбе (пословицы у всех команд разные), после чего команда приступает к выполнению следующего задания. Если при выполнении задания допущены ошибки, капитан возвращается на место, и команда исправляет их.

В игре могут быть использованы пословицы: «В крепкой дружбе наша сила», «Настоящая дружба правдива и отважна», «Чтобы радость миру дарить, нужно дружно жить», «Будем друг за друга держаться — сможем ничего не бояться», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела».

Одновременно у стола учителя могут находиться капитан или участники только одной команды.

В зависимости от уровня согласованности и математической подготовки каждая команда работает в индивидуальном темпе и может выполнить различное число заданий (поэтому учитель разбивает пословицы на соответствующее число частей).

После выполнения задания 2 учитель может предложить отдельным командам выполнить задание «Мост», последнее задание «Переговоры» выполняют все команды одновременно.

 

Задание «Мост»

В Шарараме был очень красивый мост. Шуршане его разрушили, и теперь мост нужно восстановить.

Команда получает карточки, на которых изображены части разрушенного моста, и клеящий карандаш (ПРИЛОЖЕНИЕ 78). Требуется сначала склеить части моста в нужном порядке, а затем выполнить вычисления «по цепочке», чтобы зажечь фонари (при необходимости учитель обращает внимание, что ответ предыдущего выражения становится первым числом записи в следующем; для самопроверки можно сравнить ответ в последнем выражении с первым числом первого задания).

 

Ответы к заданиям

  10 проводов
  5 мая – 23 апреля = 12 дней Ответ: успеют
 
3. 1. да. 12 = 2 +2 + 8 2. нет. 4 + 4 + 4 > 12
4. У Нюши — 1 шоколадок, у Кроша — 13, у Копатыча — 15, у Бараша — 17, у Совуньи — 13. Всего 69 шоколадок.
5. 1, 2, 3, 7, 12, 20, 33, 54.

 

Задание «Переговоры»

Каждая команда получает лист бумаги, на котором нужно написать пословицу о дружбе. Это послание надо отправить в штаб, не покидая своего места. Для этого нужно сложить «Самолетик» в технике оригами.

Затем каждая команда хором произносит свою пословицу, после чего учитель объявляет, что Смешарики смогли убедить шуршан в необходимости дружбы и сотрудничества. В знак примирения учитель дарит всем учащимся грамоты с девизом Смешариков.

Занятие можно закончить веселым танцем или исполнением песни о дружбе.


ЛИТЕРАТУРА

 

5 минут на размышление: Занимательные задачи, игры со спичками, домино, головоломки, забавы. — Минск: Университетское, 1993.

70 олимпиадных задач по математике для учащихся начальных классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. И. А. Евдошенко. — Минск: Жасскон, 2008.

Беденко, М. В. Сборник текстовых задач: 1—4 кл. / М. В. Беденко — М: Вако, 2007.

Быкова, Т. П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс / Т. П. Быкова. — М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Винокурова, Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания / Н. К. Винокурова. — М.: РОСТ, 1997.

Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей. 2 класс / Н. К. Винокурова. — М.: Росмэн-Пресс, 2002.

Войтова, Ю. К. Математика 1—4 классы: методическое пособие для учителей / Ю. К. Войтова. — Минск: «Аверсев», 2014.

Войтова, Ю. К. Математика, 2 класс: рабочая тетрадь / Ю. К. Войтова. — Минск: Аверсэв, 2012.

Волина, В. В. Занимательная математика для детей / В. В. Волина. — СПб.: Лев и К, 1996.

Волина, В. В. Мир математики (для родителей, учителей и милых детей) / В. В. Волина. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Волина, В. В. Праздник Числа / В. В. Волина. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

Гайштут, А. Г. Увлекательная математика. Часть 2. Сложение и вычитание / А. Г. Гайштут. — М.: Инфолайн, 1995.

Гайштут, А. Г. Увлекательная математика. Часть 6. Логическая мозаика / А. Г. Гайштут. — М.: Дом педагогики, 1996.

Гин, С. И. Факультативные занятия. Математическая радуга. 1 класс: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. И. Гин [и др.]. — Минск: Аверсев, 2014.

Голубь, В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5—7 лет / В. Т. Голубь. — М.: ВАКО, 2006.

Гордиенко, Н. И. Развиваем мышление. Занимательная наука, логика, задачи / Н. И. Гордиенко, С. А. Гордиенко. — Х.: Аргумент Принт, 2013.

Гордиенко, Н. И. Увлекательная математика. Развиваем логику и математические способности / Н. И. Гордиенко, С. А. Гордиенко. — Х.: Аргумент Принт, 2013

Горшкова, О. Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1—4 классы / О. Д. Горшкова. — М.: Первое сентября, 2005.

Депман, И. Я. Мир чисел / И. Я. Депман. — Л.: Детская литература, 1975.

Дробышев, Ю. А. Олимпиады по математике: 1—4 классы / Ю. А. Дробышев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Ефимова, И. В. Логические задания для 2 класса — орешки для ума / И. В. Ефимова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012

Житомирский, В. Г. Математическая азбука / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. — М.: Педагогика, 1991.

Житомирский, В. Г. Путешествие по стране Геометрии / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. — М.: Педагогика, 1975.

Згурская, М. И. Оригами / М. И. Згурская. — Харьков: Фолио, 2011

Зеленко, С. В. Математика: занимательные задачи для младших школьников / С. В. Зеленко. — Минск: Пачатковая школа, 2008.

Игры со спичками / сост. А. Т. Улицкий, Л. А. Улицкий. — Минск: ВУАЛ, 1993.

Истомина, Н. Б. Математика. 3 класс. Учимся решать комбинаторные задачи / Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. — М.: Линка-Пресс, 2005.

Калашникова, Н. Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи / Н. Г. Калашникова, Т. Г. Блинова. — Волгоград: Учитель, 2013.

Керова, Г. В. Нестандартные задачи по математике: 1—4 классы / Г. В. Керова. — М.: ВАКО, 2006.

Козлова, Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка) / Е. Г. Козлова. —Издание 2-е, испр. и доп. — М.: МЦНМО, 2004.

Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе / Г.Г. Левитас. — М.: Илекса, 2002.

Лихтарников, Л. М. Задачи мудрецов: Кн. Для учащихся / Л. М. Лихтарников. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996

Муравьева, Г. Л. Математика во 2 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан, С. В. Гадзаова — Минск: Аверсэв, 2014.

Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б. П. Никитин. — М.: Просвещение, 1990.

Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты / Я. И Перельман. — Екатеринбург: Лектон, 1995.

Свечников, А. А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать / А. А. Свешников. — М.: Издательство «Педагогика-Пресс», 1995.

Труднев, В. П. Считай, смекай, отгадывай: для учащихся начальной школы / В.П. Труднев. — СПб.: Лань, 1997.

Узорова, О. В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для начальной школы. 1—2 класс / О. В. Узорова. — М.: Астрель, 2000.

Харди, Дж. Головоломки, нелепицы, обманки / Дж. Харди. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Чутчева, Е. Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников: учебное пособие / Е. Б. Чутчева. — М.: ВЛАДОС, 1996.

Энциклопедия головоломок: кн. для детей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.


СОДЕРЖАНИЕ

 

От авторов  
   
Программа факультативных занятий «Математическая радуга»    
Примерное календарно-тематическое планирование факультативных занятий «Математическая радуга» во 2 классе (1 час в неделю, всего 34 часа)  
   
Методика организации и проведения факультативных занятий  
 
Методические комментарии к темам факультативных занятий «Математическая радуга» (2 класс)  
Раздел 1. Осваиваем приёмы исследования  
1. Оригами: базовые формы «воздушный дом», «дверь»  
2. Графические диктанты: сложные замкнутые узоры. Рисование простых фигур «одним росчерком»  
3. Подсчет числа многоугольников, расположенных внутри данной фигуры. Закономерности серии фигур («заплатки»)  
4. Развивающая игра Б. Никитина «Кирпичики»  
5. Развивающая игра Б. Никитина: «Кубики для всех». Геометрические иллюзии восприятия размера и глубины  
6. Математическая головоломка «Танграм»  
7. Игры со спичками с геометрическим и арифметическим содержанием  
8. Запись и обозначение чисел у разных народов  
9. Математические игры с цифрами и числами  
     
Раздел 2. Осваиваем приёмы вычислений  
10. Магические квадраты 3 ´ 3 с однозначными числами  
11. Арифметические лабиринты. Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении и вычитании  
12. Позиционные и непозиционные системы счисления. Абак. Римские и арабские цифры  
13. Сложение чисел в пределах 100. Рациональные приёмы сложения  
14. Вычитание чисел в пределах 100. Рациональные приёмы вычитания  
15. Числовые ребусы на сложение и на вычитание двузначных чисел  
16. Математические фокусы: угадывание числа, «мгновенный» счет  
     
Раздел 3. Осваиваем приёмы моделирования  
17. Простые задачи в косвенной форме  
18. Составные задачи на прибавление числа к сумме и суммы к числу  
19. Составные задачи на прибавление числа к разности и разности к числу  
20. Составные задачи на вычитание из числа суммы (разности)  
21. Составные задачи на разностное сравнение  
22. Моделирование и решение простых задач с использованием графических моделей  
23. Моделирование и решение составных задач с использованием графических моделей  
24. Приёмы моделирования при решении простых задач на разрезания, распилы  
25. Приёмы моделирования при решении простых задач на взвешивания  
26. Задачи на определение времени по часам, по календарю  
     
Раздел 4. Осваиваем приёмы преобразования  
27. Занимательная математика: задачи-шутки, задачи-загадки, задачи-ловушки  
28. Комбинаторные задачи на составление сочетаний из двух элементов по два, из трёх элементов по два (без повторений и с повторениями)  
29. Задачи на планирование действий: перемещения, переливания, перестановки (до 5 шагов). Игра «Ханойская башня»: перемещение трех дисков  
30. Решение задач на установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств с помощью таблицы  
31. Принцип Дирихле. Использование принципа Дирихле при решении логических задач на минимальное число исходов по двум признакам  
32. Круги Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера  
33. Графы. Решение задач на упорядочение множества с помощью графов  
34. Подведение итогов обучения  
     
Литература  
       

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: