Кормление грудью, материнскую заботу и ласку ничем нельзя заменить




 

ОТСУТСТВИЕ ТЕПЛА ОБЩЕНИЯ

Дети в детских домах или больницах, если им приходится жить там подолгу, начинают отставать в росте и психомоторном развитии, их кожа становится дряблой и бледной. Они не ласкаются, не умеют общаться и нередко избегают контактов с людьми. Если такого ребенка взять на руки, он кажется деревянным. Эти малыши постоянно сосут большой палец или раскачиваются из стороны в сторону. И все это из-за дефицита ласки, без которой ребенок не способен к полноценному развитию.

Однако ребенок может родиться в нормальной семье и страдать также от недостатка любви и ласки.

Матери бывают незрелые, беспокойные, эгоцентричные. Они не любят подолгу заниматься ребенком, кормить, купать, пеленать, ласкать и укачивать его. Они не способны подарить своему малышу достаточно тепла и заботы. Это проблема всех занятых женщин.

Заброшенный ребенок очень страдает. Пытаясь хоть чем-то помочь себе, он начинает сосать палец или вообще все, что может засунуть в рот. Он царапает себе нос, теребит волосы или ткань, обнимает или прижимает к себе игрушки или постельное белье, раскачивается.

Если данная практика никак не прекращается, то в дальнейшем это приводит к психосоматическим расстройствам. Это может выражаться рвотой, болями в животе, экземой, астмой.

Далее в период взросления данное не внимание к ребенку и отсутствие ласки, поглаживаний, объятий приводит к тому, что прогрессируют заболевания органов дыхания, ребенок становится неуверенным и неспособным в дальнейшем к социальной адаптации. Он чувствует себя тревожным и одиноким.

Заболевание горла и уха говорят не только о неспособности ребенка к психоэмоциональной адаптации, но четко указывают на то, что семья, в которой проживает ребенок находится в психоэмоциональном кризисе.

Заболевания крови встречаются у детей, чьи родители постоянно конфликтуют или находятся в любой из стадий развода.

Заболевания: энурез, энкапрез, нервные тики, являются показателем присутствия эмоциональных проблем во взаимоотношениях «мать- ребенок». Чаще это переживания, связанные с одиночеством и чувством отверженности.

Чаще травмируются дети, которые испытывают дифицит эмоционального тепла в семье, так как страдают от чувства вины, тревожности и склонности к самонаказанию.

Когда ребенок воспитывается в не полной семье, атмосфера данной семьи подталкивает ребенка, слишком рано к взрослым действиям. В результате, проскочив детство, сталкиваясь с препятствиями жизни(детский сад, школа) они пытаются их преодолеть не признаваясь при этом, что им нужна помощь, забота, ласка, поддержка. В итоге появляется кризис внутри личности и псевдонезависимость, которая выражается соматическим расстройством желудочно-кишечного тракта.

 

ЗАЛОГ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Ласка- это знак родительской любви, а значит, залог спокойствия ребенка.

Ее отсутствие беспокоит и мучает его, коверкает его тело и душу. Стремясь избавиться от страданий, ребенок как бы одевается в защитную броню, становясь бесчувственным и черствым. При этом он теряет способность воспринимать ласку. Дети, не дополучившие ласки, плохо владеют своим телом, они неуклюжи. У них деревянная походка, скупые, неловкие, мало соответствующие ситуации движения. Не меньше проблем возникает в общении. Такие дети грубы, им не хватает такта, им трудно выразить свои чувства. Всегда молчаливые, они избегают разговоров, во всех контактах с окружающими они остаются лишь жалкими подражателями, они не умеют сами взять человека за руку или обнять.

Никогда не надо скупиться на нежность к детям. Обязательным элементом в жизни семьи должен быть ритуал, при котором: трижды в день обняться и трижды в день поцеловаться, было, как попить воды.

 

 

 

ИССКУСТВО ЛЮБВИ

Младенец в момент рождения должен был бы испытывать страх смерти, если бы милостливая судьба не предохранила его от всякого осознания тревоги, связанной с отделением от матери, от внутриутробного существования.

Младенец может осознать себя и мир, как нечто, существовавшее без него. Он воспринимает только положительное действие тепла и пищи, и не отличает еще тепло и пищу от их источника: матери. Мать- это тепло, мать- это пища, мать- это эйфорическое состояние удовлетворения и безопасности.

Внешняя реальность, люди и вещи имеют значение лишь в той степени, в какой они удовлетворяют или фрустируют внутреннее состояние тела. Когда ребенок растет и развивается, он становится способным воспринимать вещи, как они есть; удовлетворение в питании становится отличным от соска; грудь от матери. В конце концов, ребенок воспринимает жажду, удовлетворение молоком, грудь, и мать как различные сущности.

Он научается воспринимать много других вещей как другие, как имеющие свое собственное существование. С этой поры он учится давать им имена.

Через некоторое время он учится обходиться с ними, узнает, что огонь горячий и причиняет боль. Материнское тело теплое и приятное, дерево твердое и тяжелое, бумага светлая и рвется.

Он учиться обходиться с людьми: мать улыбается, когда я ем, она берет меня на руки, когда я плачу, она похвалит меня, если я облегчусь. Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я- ребенок своей матери. Я любим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне.

Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я.

Это переживание любимости матерью- пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для этого, чтобы быть любимым- материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть- быть ее ребенком.

Материнская любовь- это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать.

Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать- ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно если бы все прекрасное ушло из жизни- и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.

Для большинства детей школьного возраста проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым за то, что они есть.

С данного возраста в развитии ребенка появляется фактор: это новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь. В первый раз ребенок начинает думать о том, как бы дать что-нибудь матери(или отцу), создать что-нибудь- стихотворение, рисунок или что бы то ни было. В первый раз в жизни ребенка идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви.

Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим».

Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю».

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе».

Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».

ЛЮБОВЬ МАТЕРИ, ЛЮБОВЬ ОТЦА

С развитием способности любить тесно связано развитие объекта любви.

Первые месяцы и годы это тот период жизни, когда ребенок наиболее сильно чувствует привязанность к матери. Эта привязанность начинается с момента рождения, когда мать и ребенок составляют единство, хотя их уже двое. Рождение в некоторых отношениях изменяет ситуацию, но не так сильно, как бы могло казаться. Ребенок, хотя он теперь не в утробе, все еще полностью зависит от матери. Однако день за днем он становится все более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо нее все более и более важной становится связь с отцом.

Чтобы понять этот поворот от матери к отцу, мы должны принять во внимание различие межу материнской и отцовской любовью.

Материнская любовь по самой своей природе безусловна. Мать любит новорожденного младенца, потому что это ее дитя, потому что с появлением этого ребенка решилось нечто важное, удовлетворились какие-то ожидания.

Связь с отцом совершенно другая. Мать- это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери.

Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений.

Отец- это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.

С этой функцией тесно связана та, которая имеет дело с социально-экономическим развитием.

Когда частная собственность возникла и когда она могла быть унаследована одним из сыновей, отец начал с нетерпением ждать появления сына, которому он мог бы оставить свою собственность. Естественно, что им оказывался тот сын, который более всего был похож на отца. Которого отец считал наиболее подходящим для того чтобы стать наследником, и, следовательно, которого он любил больше всех. Отцовская любовь это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».

В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, тоже обе стороны.

Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, ели ребенок не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, а непослушание- главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви.

Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь вне пределов моего контроля, как любовь материнская.

Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует по отношению его собственным потребностям.

Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически.

Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца.

Функция матери- обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца- учить его, руководить им, чтобы он мог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.

В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать, ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не зажать ребенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым, и, в конце концов, отделился от нее.

Отцовская любовь должна быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца.

В этом развитии от матерински-центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости. Недостаток этого развития составляет причину неврозов.

При односторонней привязанности к отцу приводят к маниакальным неврозам, при такой же привязанности к матери возникают истерии, алкоголизм, неспособность утверждать себя и различные депрессии.

ВОСПИТАНИЕ

«Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим » Демокрит

 

С лова эпиграфа предупреждают, насколько внимательно следует относиться к одному из таинств жизни - продолжаю себя в ребенке.

К сожалению, столь серьезный подход к воспитанию не является распространенным. Увы, взрослые, увлекаясь профессиональными делами, в заботе о том, каким станет ребенок, чаще полагаются на везение.

В практике воспитания осознанный и выверенный опыт сплошь и рядом подменяются неоправданной самонадеянностью, продуманное и постоянное влияние – эпизодичными и несогласованными наставлениями и выговорами и так далее.

Плата же за небрежность, просчеты и ошибки в воспитании несравнима ни с чем. Это неисчислимые личные трагедии и не сложившиеся судьбы воспитываемых и воспитывающих, но и задевающее всех общественное зло.

Воспитание всегда поиск и творчество. Воспитание может сделать ребенка счастливым, но оно же может привести к неудачам и горю.

Каждого воспитателя тоже когда-то воспитывали. Воспитание является как бы бесконечной цепью, в которой будущее зависит от прошлого и настоящего. Нужно использовать накопленный человечеством опыт, ведь воспитание других всегда начинается с воспитания самого себя.

Воспитатель никогда не должен учить тому, чего не знает сам. И из этого правила нет исключений.

Для ребенка первым значимым воспитателем являются его родители.

В восьми случаях из десяти испорченный ребенок является ребенком, которого испортили. Если ребенок лжет и ворует, то прежде надо узнать, почему он это делает.

Многие люди в определенном возрасте как бы застывают в своем развитии. Это является причиной того, что миллионы людей не достаточно воспитаны или вовсе не имеют воспитания.

Надо понимать, что образование- это еще не воспитание. Лучше быть воспитанным и необразованным, чем быть образованным хамом.

Для многих каждый новый день это повторение дня вчерашнего. Почему? Потому что они так воспитаны, они не могут меняться. Может быть, это дает им какую-то защиту, но несчастье в том, что они эту «окостенелость» переносят на своих детей. Воспитателю нельзя пользоваться только своим опытом и мудростью. Кроме того, многие родители не уделяют достаточно времени воспитанию детей, их захватила текучка, у них «нет ни минуты» и они передают детей бабушкам.

А может ли воспитывать тот, у кого есть силы только для себя? В современном мире и возраст бабушек далек от «социального» возраста бабушки, в большинстве им от 38- 40 лет и собственная жизнь только начинается.

Прежде чем обучать ребенка, его надо создать – то есть, осознать еще одну новую жизнь, создать человека, предназначенного не только для того, чтобы работать, но, и чтобы думать, чувствовать, страдать, смеяться и переживать всю гамму чувств и эмоций, которые присущи только человеку.

Очень часто результатом воспитания становится ограниченность, потому что родители имеют свое, вполне определенное, мнение по каждому вопросу, и мнение одного совершенно исключает мнение другого. У каждого есть готовые идеи, образцы, которым необходимо следовать. Эти идеи и образцы, как правило, взяты из своих родительских семей. И родители требуют безоговорочно, чтобы ребенок принимал и делал все автоматически.

Воспитание же должно освобождать сознание родителей, оно должно избегать шаблонов.

Правильное воспитание создает, а не разрушает свободу мысли.

Учиться воспитывать – это, прежде всего, дать себе отчет в том, что ты сам много не знаешь, что некоторые твои представления ложны.

Но беда многих родителей и состоит в том, что они бояться и не желают знать правды о себе.

 

ВОСПИТАНИЕ И ЛЮБОВЬ

Без любви воспитание невозможно. Это совершенно очевидно. Без любви можно только натаскивать, смирять, обуздывать, обтесывать. Можно вдалбливать хорошие манеры.

Думать, что любишь и любить это две совершенно противоположные вещи, как север и юг.

Любовь – это безмятежность и уравновешенность, ясность и сила.

Тот, кто любит только отдает, даже не думая о том, что получит взамен.

Авторитарные воспитатели, диктаторы, тираны, родители, которые «отдают последнюю рубашку» своему ребенку, они только думают, что любят.

Их цель – подавить ребенка. И эта цель у них в подсознании.

Своей «добротой» такие родители могут довести ребенка до болезни или преступления. Открытое сопротивление пресекается тут же, о внутреннем состоянии ребенка такие родители не думают. Непредвиденное действие ребенка воспринимается ими как восстание, как пощечина.

Многие родители переносят на детей свои несбывшиеся планы, надежды, амбиции. Часто можно услышать:

- Хочу, чтобы он был красивее меня.

- Хочу, чтобы он стал моим продолжателем.

- Хочу, чтобы он удачно женился,(вышла замуж).

- Я не смог стать врачом, пусть он сделает это.

Где же любовь? Кто из этих родителей ставит себя на место ребенка? Однако они думают, что приносят ребенку благо, хотя все это делают только для себя.

Такое воспитание приводит к неврозам, озлобленности, комплексу неполноценности.

Представьте себе родителя, который говорит: «У меня нет комплексов, у моего сына их тоже не будет. Я отведу его в ту же школу, где учился сам, для его же блага». Этот отец такой хвастун и фанфарон, каких не видывал свет. Вообразите его ребенка в будущем, когда он станет отцом. Он повторит ту же песню, как эхо.

Источником внутренней напряженности и нивелированной индивидуальности почти всегда бывает воспитание без любви и понимания, в основе которого лежит замаскированный эгоизм.

Некоторые родители гордятся своей твердостью и непоколебимостью. При отсутствии гибкости – это замена силы воли. В девяти случаях из десяти такое воспитание не достигает цели.

Отец такого типа – человек принципа, раздражительный, сухой, властолюбивый, готовый перевернуть все, чтобы довиться послушания

. В основе всего этого страх. Свое мнение такие люди отстаивают любой ценой, пересмотреть его – значит признать свою слабость или отсутствие характера.

Вот мнение одного из родителей: «Мои принципы никогда не меняются. Я их вдалбливаю моим сыновьям. Они поймут это позже. За мою суровость они будут еще меня благодарить». Но благодарности он не дождался. Сыновья считали, что отец не воспитывал и не любил их, а только дрессировал.

Ф. Кафка в своем «Письме к отцу» показывает весь ужас, драматизм такого воспитания, лишенного любви.

Дальше всего от любви – ненависть. Если воспитатели враждебно настроены по отношению воспитанникам, то вместо того чтобы открыть дорогу к взаимопониманию, они ее закрывают. Такое воспитание ведет к тщеславию, нездоровому соревнованию, к желанию превосходства. В итоге: ошибки, страх, бессилие.

Задача воспитателя не в том, чтобы ученик блестяще сдал экзамены, а в том, чтобы развить его мышление. Если воспитатель ограничен, он может передать только набор формулировок, но не интеллигентность, ну и конечно не любовь. И все это переходит от поколения к поколению.

Воспитание должно быть сотрудничеством старшего и младшего – дети тоже воспитывают родителей.

Воспитание – это постоянный обмен мнениями. Взглядами, эмоциями.

Если воспитатель относится к себе как к совершенству, то он подсознательно считает себя правым всем.

К сожалению, у очень многих воспитателей, родителей, учителей чувство превосходства идет от бескультурья. Это часто подсознательная, болезненная потребность уважения и восхищения. Они хотят,чтобы воспитанники молча выполняли все их указания, какими бы бредовыми они не были.

Воспитывать ребенка – значит направлять его. Настоящий воспитатель должен быть сам духовно богатым человеком. Он только дает и не стремиться получать. Почести, власть, благодарность для него не должны иметь никакого, значения. Только тогда прервется долгая череда дурных родителей и недалеких учителей, озлобленных и просто больных людей станет меньше.

 

 

 

НЕ ПОЛАГАЙТЕСЬ ТОЛЬКО НА СЕБЯ

«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно» В.А. Сухомлинский.

 

Главная задача воспитания состоит в развитии у человека неравнодушного отношения ко всему, что его окружает – к другим людям и себе, к нормам и ценностям общества, к природе, культуре, искусству – отношения, которое в итоге проявляется в его интересах, идеалах и жизненных целях.

Без преувеличения можно сказать, что для достижения этой цели человек на протяжении всей жизни буквально с первых ее дней подвергается постоянному, разностороннему и организованному, хотя часто и противоречивому влиянию со стороны окружающих его людей и общественных учреждений. Создаваемая вокруг человека этими неисчислимыми влияниями общая воспитательная атмосфера является главным его воспитателем.

Только в начале она ограничена ближайшим окружением. Но и тогда родители, родственники, работники детских учреждений, да и все взрослые, соприкасающиеся с ребенком «подчас случайно, мимолетно», пользуются всеми подходящими случаями для того, чтобы указать, каким он должен быть и что недостойно в жизни.

В последствии, по мере вхождения ребенка в жизнь и приобщения к культуре, круг воспитывающих его воздействий значительно расширяется. Воспитывать начинают школа, кружки, спортивные секции и лагеря, искусство, средства массовой информации и многое другое.

На сегодняшний момент средства массовой информации имеют настолько огромное влияние на ребенка, начиная прямо с колыбели, что затмило все остальные, выше приведенные источники информирования. Самое печальное в этом то, что цензуры информации просто нет. Это касается всех без исключения видов, включая и мобильные телефоны.

В действительности от задач воспитания и от ответственности за него не освобождено ни одно общественное учреждение, ни один человек. Например, за вовлечение ребенка в преступную деятельность можно понести уголовное наказание. Но так как подают эту информацию наши СМИ можно только диву даваться.

То есть акценты делаются не на наказании, а на самих действиях, ведущих к этим наказаниям.

Тем самым пропагандируя насилие, агрессию, жестокость, бессердечность по отношению к своим близким (стоит только посмотреть передачу «Жди меня»).

Множество оказываемых на ребенка специальных влияний составляет только один из источников воспитательной атмосферы. Когда родители считают, что какое-то влияние не желательно, они обычно делают все возможное, и то что в их силах, чтобы что то ему противопоставить. Более трудно противостоять другому источнику воспитания – условиям жизни, наблюдаемым в ней примерам.

В.А.Сухомлинский в подтверждение своих слов, вынесенных в эпиграф. писал: «В столовой ребенок не только ест, но и видит. И хорошее и плохое. Вот семиклассник оттеснил от буфетной стойки первоклассника, купил, что нужно, а малыш оказался в конце очереди. Ребенок видит у умывальника грязное полотенце. Хочешь- помой руки, хочешь- не мой. Но потому что никому не хочется заниматься еще одним делом, никто не моет рук. На окне стоит горшок с розой. В горшок складываются огрызки яблок. Окно засижено мухами. С кухни доносится сердитый голос: мужчина кого-то ругает. Из всего, что видел ребенок в течение двадцати минут в школьной столовой, в его подсознании отразилось много хорошего но и отразились факты, резко расходящиеся с поручениями, которые детям, конечно, часто приходится слышать от воспитателя».

Условия жизни, в которых ребенок не находит подтверждения словам старших, - самые опасные для воспитания.

Слыша одно, а, наблюдая другое, ребенок начинает воспринимать слова о достоинстве, чести, справедливости как наивную, непригодную для жизни сказку. Даже мелочи, сами по себе не приметные, из-за своего обилия и постоянства способны стать силой, сводящей на нет старания воспитателей. Столкновения же с серьезными жизненными изъянами – несправедливостью, насилием, продажностью, ложью, унижающей бытовой неустроенностью – очень быстро навязывают ребенку взгляды, мало похожие на те, которые прививались ему в семье.

Но это не означает бессмысленности воспитательного воздействия. Просто не надо недооценивать эту внешнюю силу.

Существует, однако, еще один важный фактор, влияющий на воспитательную атмосферу, - сам ребенок.

В воспитании он не остается пассивным существом, безропотно впитывающим все, что содержится в созданной вокруг него воспитательной атмосфере.

Попытки отстоять свои права и взгляды можно усмотреть в обидах малыша, упреках матери («ты не хорошая»), угрозах («не буду тебя любить») и тому подобное.

Это сначала беспомощные усилия маленького изменить взрослого позднее, в подростковом возрасте, естественно перерастают (таковы законы развития) в устойчивое сопротивление, которое проявляется в негативизме, упрямстве, демонстративной самостоятельности, отвержении принятых ранее ценностей и других негативных проявлениях.

Следует признать, что такие попытки воспитания воспитателей уже приводят к изменениям в воспитательной атмосфере: не сталкиваясь с сопротивлением подростка, взрослые, по-видимому, значительно дольше сохраняли бы удобную для себя позицию авторитарного воспитателя и видели бы в ребенке только послушного преемника своих ценностей и идеалов.

Вполне естественно, что подросток начинает выходить из-под влияния семьи, и мнение друзей становится для него важнее мнения родителей.

Не менее естественно, что родителей это возмущает, и они начинают затяжную борьбу за влияние, выставляя в качестве аргументов в спорах свой жизненный опыт («Мы тоже были молодыми и глупыми»), заботу о будущем ребенка и тому подобные аргументы.

Посторонних влияний не миновать, поэтому лучше ребенка от них не отгораживать, а подбирать, изменять и использовать их так, чтобы они развивали его в нужном направлении, выгодно дополняя семейное воспитание.

Такие советы легче давать, чем выполнять.

В сравнении с силами окружения человек слаб и часто вынужден мириться с условиями, которые ему совсем не по душе, но изменить которые он не в силах.

Тем важнее искать и не пропускать те случаи, когда эти условия могут быть изменены и использованы.

Самый главный и очевидный вывод состоит в том, что в воспитании, даже если оно проходит гладко и не предвещает неожиданностей, нельзя слишком доверять себе, переоценивать собственное влияние, влияние семьи.

Условия жизни, общая воспитательная атмосфера должны вызывать пристальное внимание и быть предметом постоянной заботы родителей; в отношении к этой силе лучше перестраховаться, чем ее недооценить.

Пока ребенок еще маленький и окружающие условия особенно на него не влияют, следует задуматься о том, с чем он столкнется в будущем. Для ограждения от дурного влияния иногда требуются такие крайние меры, как смена школы, даже места жительства. Очевидно, что чем раньше об этом задуматься, тем лучше и безболезненнее это можно совершить.

Семья именно в ранний период развития ребенка имеет на него исключительное, еще ни с кем не разделяемое влияние.

Попытки отгородить его от нежелательных влияний часто бывают безуспешными только из-за несвоевременности.

Часто родители думают, что малыша достаточно кормить, одевать, да иногда играть с ним; воспитание они откладывают «когда - нибудь потом», когда ребенок подрастет и начнет больше понимать. Но эмоциональная привязанность к взрослому, доверие и любовь к нему складывается у ребенка именно на ранних этапах жизни.

Их формирование может и не состоятся «потом», когда он поймет, что в мире, а не только в семье, много привлекательного. Эмоциональные отношения могут оказаться решающими при попытке повлиять на подросшего ребенка. И конечно нельзя сбрасывать со «счетов» генетическую предрасположенность к чему-либо, накопленный опыт всех предыдущих поколений, который в обязательном порядке в какой-то мере передается ребенку еще в тот момент, когда происходит слияние двух клеток: матери и отца.

 

 

 

 

ЧТО ПРОТИВОСТОИТ ВОСПИТАТЕЛЮ

«Совершенно не разумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает».

Ян Коменский (1592-1670)

Официальная педагогика прежнего времени утверждала, что человек рождается без какой-либо предопределенности – ни хорошим человеком, ни плохим. Но может стать тем и другим в зависимости от воспитания и социальных условий жизни. Однообразия нет. Да и не должно быть, не только среди людей, но даже среди животных и растений.

Каждый еще в школе слышал, что главный источник различий между индивидами - способность приспосабливаться к условиям существования. Эта азбучная истина дает повод задуматься.

Если природа заготовила особые разновидности для различных условий микроклимата, то, может быть, встречающиеся варианты человеческого характера, скажем склонность подчинять или подчиняться,- тоже ее заготовки? Во всяком случае, это свойственно не только человеку. Животные многих видов постоянно заняты выяснением, кто кого должен бояться и слушаться.

Создаваемые воспитателем условия – строгость воспитания или вседозволенность, роль любимца или отверженного, только способствуют проявлению заготовленных природой душевных качеств, но их не создают.

Стало быть, воспитатель должен смириться с тем, что не один он является творцом. Что добиться желаемого он может только во взаимодействии, а иногда и при схватке с другим творцом- природой.

Но и это еще не все. Другой, не столь широко известный источник различий между индивидами - плановая изменчивость индивидуальных особенностей.

Природа тоже выпускает в жизнь свои «заготовки», только уже не в ответ на условия жизни, а просто так, как бы на всякий случай. Мало ли что в жизни может случиться, даже нечто совершенно новое или внезапное, быстротечное. К чему сразу же не приспособишься.

На всякого рода катаклизмы и «сюрпризы» биологическому виду полезно иметь в запасе небольшой процент плановых отклонений – вдруг именно индивиды с необычными свойствами окажутся лучше приспособленными к грядущим неожиданностям?

Это означает, что и определенный процент злобных, трусливых, властных и характеров с другими крайностями неизбежен и не зависит от условий жизни. Некоторые обладатели таких отклонений приспосабливаются к жизни и сносно существуют. Другие же из-за неприспособленности могут погибнуть. Несмотря на отдельные потери, для вида в целом существование плановых отклонений в высшей степени целесообразно.

Если от этих общебиологических представлений вернуться к воспитанию человека, то, прежде всего, следует подчеркнуть, что нет оснований отказывать в таких же качествах и человеческой природе.

Ее следует признать тоже многовариантной, припасшей для особых условий жизни особые свойства, тоже выполняющей «план» отклонений и тоже напористой в обходе преград.

Базовые душевные свойства человека являются таким же изобретением эволюции. Как и свойства телесные: природа предлагает не только варианты телосложения, цвета глаз или линии ладони, но и влечений, склонностей. Страстей. Знаний языка или математики она не дает – этому учатся.

А вот многие чувства – ее «заготовки». И хотя детей так редко учат завидовать, мстить или ревновать и так часто учат этого не делать, эти чувства все равно воспроизводятся вопреки воле воспитателя и даже воле воспитуемого. В этих чувствах наша природа реализуется так же, как и в чувствах нежности, сочувствия или усталости.

Особого внимания заслуживают самые тяжелые для воспитания случаи крайних отклонений, которые едва ли справедливо рассматриваются как психические заболевания.

В самом деле, то, что природа вырабатывает расчетливо и планомерно, например: зависть, мстительность - конечно, нельзя считать болезнью. Даже, если в жизни эти качества приводят к нелепому, неприспособленному поведению.

Медицина ставит психопатии людям, обнаруживающим устойчивые, тотальные, мешающие социально приспособиться - черты характера; которые заметно отличаются от черт характера среднестатистического человека. Получается, что если человек долго и упрямо неудобен для некоторой социальной системы, - например, говорит все время правду в глаза, - то он больной.

Но природа, создавая разнообразие, руководствовалась исключительно соображениями, а не интересами конкретного общества. Во всяком случае, одни и те же нестандартные черты, скажем властолюбие, жадность, жестокость, исключающие приспособление в одних условиях, в других могут найти успешное применение.

При таком понимании психопатический характер является не патологическим и даже не случайным отклонением от обычного характера, а именно природным вариантом нормы, все той же плановой заготовкой на всякий случай.

Природа не обременена заботами общества и продуцирует повышенную склонность к лени, легкомыслие, осторожность, алчность или авантюризм с таким же «безразличием», как и крайние случаи человеко-, трудо-, сласто-, правдо-, детолюбия, более благоприятные с точки зрения общественных требований и потому не попадающие в поле зрения психиатров.

Таким образом, воспитательная атмосфера не определяет однозначно развитие ребенка.

То, к каким воздействиям он будет более восприимчив больше, к каким – меньше, какие способности, интересы, черты характера появятся у него без особых усилий, сами по себе, а за какие придется побороться, зависит от природной предрасположенности.

Поэтому в одних и тех же условиях вырастают различные люди, и наоборот, в одинаковых условиях – разные.

Путей развития столько, сколько людей. В этом смысле каждый ребенок загадочен, непредсказуем и неповторим.

Подобно тому, как заложенный фундамент, допуская возведение на нем различных строений, тем не менее определяет их размеры и общий характер; так и природные особенности человека, допуская воспитательное воздействие на различных людей, определяют некоторые их характеристики.

Подобно тому, как задуманное и начатое кем-то строение может быть достроено по первоначальному проекту, но может и иначе; так и природный проект человека может воспитанием развиваться и совершенствоваться, но может и преобразовываться, замененный проектом воспитателя.

Понятно, что чем больше расходятся эти проекты, тем больше усилий, стараний и затрат потребует воспитание, тем более трудно, напряженно, а может быть, и конфликтно оно будет проходить.

Этот факт воспитателю очень важно осознать. Каким бы привлекательным и правильным ни казался ему его проект, следует тщательно взвесить, хватит ли сил для его реализации, найдет ли он достаточную поддержку со стороны остального воспитательного окружения. Иногда к победе над природой может привести только изнурительная схватка, годы отравленных конфликтами отношений. Если же необходимости в такой победе нет, лучше сделать природе уступки. Поэтому, если ребенок обнаруживает жестокость, властность, агрессивность, пусть он станет профессиональным военным, как бы не хотелось видеть его инженером; если ему нужно быть на людях, вызвать их внимание, пусть станет артистом, как бы не хотелось видеть его военным.

Бороться, поправлять природу, особенно когда она оказывает сопротивление, не только трудно, но и опасно. Ломать, как говориться, не строить, поэтому может получиться так, что, заглушив природу, отказав ребенку в естественном развитии, мы без ее помощи не сможем запо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: