Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.




Введение в диалектику

Понятие диалектики. Виды диалектики: объективная и субъективная.

Исторические формы диалектики.

Диалектика как система теоретического знания.

Диалектическая и метафизическая концепции развития.

Альтернативы диалектики.

Литература:

 

1. Горбачёв В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуман. издат.

центр ВЛАДОС, 1998. – С. 165-179.

2. Ермакова Е.Е. Философия. Учебник для техн. Вузов. – 2-е изд-е. М.: Высш.

шк., 2004. С. 85-113.

3. Основы философии в вопросах и ответах. / Под ред. Е.Е. Несмеянова. –

Ростов н/ Д: «Феникс», - 2002. – С. 253-284.

4. Философия: учебник / под. общ. редакцией В.В.Миронова. – М.: Норма

2009. – С.481-504.

5. Философия: Учебное пособие для высш. уч. заведений. Отв. ред. В.П.

Кохановский. – Ростов н/Д: «Феникс» - 2003, - C. 130-189.

6. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетсктие лекции по метафизике. – М.:

«Современные тетради», 2004.- С. 281-313.

7. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. – С.115-141, 166-175, 276-308,

345-366.

8. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. – М., 1991. – С..

9. Философия: Учеб.-метод пособие /Под ред Л.А Алексеевой, Р.А. Додонова и

др. – Донецк, 2004. – С..

10. Диалектика //Новая философ-ая энцикл-дия: В 4 т. – Т. 1. – М., 2000,

С. 337-345.

 

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.

Родоначальником диалектики считается древнегреческий философ Гераклит. «Все течет, все изменяется», – писал он. – «В мире нет неподвижного: холодное – теплеет, теплое охлаждается, влажное высыхает… Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие – связаны между собой, они связывают, обусловливают друг друга». Причем, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей.

Взгляды древнегреческих философов (Гераклит, Сократ, Платон) имели характер ценных, стихийных диалектических догадок. Само же понятие «диалектики» впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. «Диалектикой» он именовал действие человека, которое выражается в умении вести разговор (греч. dialektike – умение вести беседу, спор). У Сократа диалектика выступает как метод нахождения истины в диалоге путём столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении. Появление этого термина связано как с самой философией, так и с развитием античной демократии. Она требовала от людей умения полемизировать, убеждать, доказывать, обосновывать свой взгляд и на этой основе приобретать единомышленников, сторонников в государственных и личных делах. Франциск Скорина считал, что диалектика ум «просветляет, узлы распутывает».

Ученик Сократа Платон понимал под диалектикой не просто диалог, не каждую беседу, а диалог, как логические операции разделения и соединения понятий, что осуществляется с помощью вопросов и ответов. Такая беседа ведёт к определению содержания понятий. Работы Платона были написаны в форме диалогов и являются образцом диалектики в её объективно-идеалистическом понимании.

Уже в античной диалектике произошло разделение на диалектику объективную и субъективную. Объективная диалектика – это диалектика самого объективного мира, природы и общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Объективная диалектика – это диалектика самих связей и отношений развивающегося мира. Эту диалектику люди изучают и познают, и она не зависит от того, познаны ли они человеком или нет. Субъективная диалектика – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в познании объективную диалектику. Субъективная диалектика и есть диалектика самого мышления, наши всеобщие знания о самом окружающем мире и о самом человеке. Субъективная диалектика заключается в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта) в формах мышления – понятиях, суждениях, умозаключениях. Следовательно, субъективная диалектика вторична, а объективная – первична. Субъективная диалектика как отражение объективной диалектики совпадает с ней по содержанию, так как обе они подчинены всеобщим законам. Соотношения между объективной и субъективной диалектикой в истории философии складывались по-разному и были связаны с разрешением основного вопроса философии.

Диалектика в наше время представляет собой один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. В диалектике исследуется,прежде всего, сам процесс развития. Кратко говоря, диалектика – это философская теория единого развития. Вместе с тем она есть также и способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое динамичное целое.

Диалектика раскрывает картину мира как вечного процесса смены форм, состояний и эпох. По определению Ф. Энгельса, диалектика есть наука о связях в мире, о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Понимание действительности в развитии – важнейший аспект диалектического воззрения на мир. Диалектика есть «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонностей виде ». Знание законов развития позволяет людям целенаправленно изменять мир в соответствии с объективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: