ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ




Этот закон показывает связь прошлого с настоящим, настоящего с будущим, т.е. характеризует развитие во времени, его направленность и форму; он показывает, к чему, к какому результату приходит развитие. Эта специфика закона отрицания отрицания определяет и структуру его. Основными категориями данного закона являются: диалектическое отрицание, отрицание отрицания (двойное отрицание), цикличность развития, синтез.

Рассмотрим категории или структурные элементы закона о. о. Под отрицанием понимается диалектический процесс, в котором на основе сохраняемых жизнеспособных элементов старого рождается новое качество. Следует различать диалектическое отрицание и метафизическое отрицание. Последнее – это голое, «зряшное » отрицание, когда предмет, объект фактически уничтожается, прекращается всякое его развитие. Элементарный пример голого, механистического понимания отрицания – смолотое зерно. Зерно как зерно в данном случае уничтожается. Однако если зерно бросить в землю, то оно при соблюдении соответствующих условий, может дать росток, прорасти, а затем дать целый колос зёрен. В данном примере зерно также как бы уничтожается, но это не пустое, не «зряшное отрицание » (выражение В.И. Ленина), ибо оно при- вело к рождению новых зёрен, это диалектическое отрицание.

Таким образом, метафизическое, зряшное отрицание, происходит как правило в результате внешнего, часто механического воздействия; диалектическое отрицание является моментом, этапом в развитии, ибо оно совершается естественно, его источником являются не внешние силы, а внутренние противоречия самого предмета, вещи, явления. Поэтому диалектическое отрицание является, по существу, самоотрицанием. Каждый предмет содержит в себе своё отрицание и рано или поздно, вследствие внутренних противоречий и количественных изменений, переходит в другое состояние, отрицается дальнейшей ступенью своего развития. Уже то, что предметы и явления состоят из противоположностей, говорит о внутреннем, скрытом отрицании, заложенном в предметах, ибо каждая противоположность не только полагает другую, но и отрицает её.

Диалектическое отрицание является такой же неотъемлемой чертой развития, как и борьба противоположностей, и переход количественных изменений в качественные. Характеризуя всеобщность отрицания, Маркс писал, что ни в одной области не может происходить развитие, не отрица-ющее своих прежних форм существования.

Диалектическое отрицание как самоотрицание одновременно и устраняет старое, и сохраняет его в иной форме существования. Гегель это называл «снятием ». Снять – это не значит уничтожить старое полностью. Это значит устранить его в старом виде и дать ему возможность развиваться в новом виде. В этом и заключается суть диалектического отрицания как момента развития. В.И. Ленин подчёркивал, что диалектическое отрицание представляет собой момент связи, момент развития, с удержанием положительного. Если бы оно не было таковым, то не было бы преемственности в развитии, т.е. наследования новым элементом старого («удержание положительного», следовательно, не было бы и самого развития.

Итак, диалектическое отрицание – это такая замена старого новым, при которой сохраняется преемственность в развитии. Жизнеспособные элементы старого приобретают новую форму существования и процесс переходит на более высокую ступень развития.

Вторым структурным элементом рассматриваемого закона является отрицание отрицания. Оно по своей природе также является диалектическим отрицанием, хотя и играет в данном законе иную роль, нежели первое отрицание. Оба отрицания являются одновременно и противоположностями по отношению друг к другу, и сторонами единства; специфика этого единства заключается не в одновременности сосуществования этих сторон, как это имеет место в двух первых законах диалектики, а в том, что первое диалектическое отрицание содержит в себе и второе отрицание. А оно обязательно наступит, если процесс не прекратится вследствие внешних воздействий. Имея в виду эту особенность закона о. о., Энгельс писал, что первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось или стало возможным.

Когда же наступает первое отрицание? То или иное явление, находящееся на начальной стадии своего развития, постепенно претерпевает количественные изменения в результате борьбы присущих ему противоположностей. По мере накопления этих изменений нарушается мера количества и качества и происходит – в результате скачка – переход к новому качественному состоя-нию. Первое отрицание, следовательно, наступает тогда, когда в отрицаемом явлении исчерпаны все возможности дальнейшего развития в прежней форме и когда для продолжения развития возникает потребность в новой форме, в которую явление затем и переходит.

Между первым и вторым отрицанием (отрицанием отрицания) совершается аналогичный процесс развития: происходят количественные накопления, вызревают противоречия между противоположностями. Так продолжается до того момента, пока новая форма (возникшая в результате первого отрицания) не исчерпает своих возможностей, а количественные изменения достигнут пределов меры. Тогда наступает скачок и второе отрицание – отрицание отрицание.

Подведем итоги рассмотрения данного закона:

Первое отрицание приводит отрицаемое явление в противоположную форму его существования. То, что сохранено (удержано) от старого в процессе отрицания, в новом явлении существует пока в скрытом виде.

Так как второе отрицание тоже является переходом в свою противоположность, то двойной переход приводит к восстановлению на новом, более высоком уровне первоначальной формы, элементы которой сохранились в скрытом виде в процессе первого отрицания.

Таким образом, в процессе второго отрицания раскрывается, что развитие совершается не по прямой восходящей линии, а по кривой, напоминающей спираль.

Исходя из того что направление развития, его поступательный характер проявляется на втором отрицании, Гегель и назвал открытый им закон законом двойного отрицания или законом отрицания отрицания. Все новые циклы в развитии будут повторять те же этапы: отрицание, отрицание отрицания. Следовательно, для закона о.о. характерна «триада »: начальный этап (Гегель назвал его «тезисом »), его отрицание – «антитезис », отрицание отрицания – «синтез ».

Разумеется в окружающем нас мире отнюдь не всё развитие совершается по указанной троичной схеме. На тех или иных этапах развития явления могут совершаться различные отрицания, не ведущие к переходу в свою противопо-ложность. Но тем не менее подлинное развитие явлений и процессов всего сущего так или иначе происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.

Закон о. о. служит убедительным опровержением метафизических концеп-ций развития по замкнутому кругу или по прямой линии. Видным представителем теории развития по замкнутому кругу («круговорота») был итальянский философ Д. Вико (1668-1744). Он полагал, что история общества, подобно жизни отдельного человека, последовательно проходит стадию детства, юности, зрелости, после чего наступает упадок и гибель цивилизации. Новая цивилизация повторяет те же периоды.

Идея развития мира по кругу, в сущности означает, что в мире нет поступательного, прогрессивного развития, ибо происходит повторение одних и тех же процессов, происходит возврат к начальному состоянию.

Против теории круговорота выступили идеологи революционной буржуазии ХVIII в. – Д. Дидро, Кондорсе и др. Они выдвинули идею о прогрессивном, поступательном развитии по восходящей прямой от низшего к высшему, от простого к сложному. Бесспорно, это был шаг вперёд. Недостаток же идей Дидро и Кондорсе заключался всё же в их абсолютизации прямоли-нейности в развитии. В действительности, кА показали последующие открыьия, в науке, в природе, а тем более в обществе нет сплошного прямолинейного развития; имеются перерывы непрерывности, скачки, зигзаги, попятные движения. Прямолинейность имеется лишь на этапах постепенных количественных изменений. В целом же процесс развития, как это убедительно доказывают законы диалектики т подтверждает практика, совершается по кривой, напоминающей спираль с расширяющимися кругами., лишь отдельные участки которой выступают как прямые линии.

Подводя итог рассмотрению основных законов диалектики, следует подчеркнуть, что в самой действительности они действуют не поочерёдно, как мы их изучаем, а в неразрывной связи, каждый закон проявляется в другом и через другой. Например, в действии закона ед. и борьбы противоположностей имеются и отрицания (противоположности отрицают друг друга), и количественно-качественные изменения. Далее, в действии закона взаимного перехода колич-х и кач-х изменений имеет место и отрицание, когда совершается скачок и на смену старому качеству приходит новое, имеется также и борьба противоположностей – прерывного и непрерывного, выступающих в виде качества и количества. Наконец, в законе о. о. проявляются оба закона диалектики, ибо имеется и борьба противоположностей, и переход количествен-ных изменений в качественные. Ведь диалектическое отрицание не произойдёт до тех пор, пока в явлении внутренняя борьба противоположностей и количественные изменения не приведут его к самоотрицанию.

Взаимосвязь законов диалектики является очень сложной проблемой как для теории, так и тем более для практики, потому что в жизни законы диалектики выступают не в чистом (абстрактном) виде, а в определённой, «телесной» оболочке. Это и затрудняет раскрытие механизма их действия. Особенно сложным в этом отношении является закон о.о., который полностью проявляется только на завершающем этапе определённого цикла развития. А так как циклы могут занимать значительные отрезки времени, то весьма трудно проследить связь между отдалёнными во времени процессами отрицания.

Не смотря на эти трудности имеет особый смысл сослаться на весьма высокий в духовном отношении источник: «Грани Агни Йоги»: В Учении Живой Этики закону отрицания отрицания как закону циклического развития всего сущего уделено особое место. «Основы покоятся на Беспредельности, ибо относятся к Сферам огненной действительности. Касаясь Основ, касаемся самой Беспредельности. Потому область, охватываемую Основами, исчерпать нельзя. Закон спирали тоже относится к Основам. День или ночь; зима, весна, лето и осень; циклы Зодиака, Манвантары и Пралайи – все эти явления подчинены Закону спирали.. Спиральна и жизнь человека и все его воплощения. Спиральна жизнь атома, хотя и охватывает миллионы лет. Спиральна и жизнь нашей планеты, ибо хотя и движется она по орбите, но вся солнечная система стремится в пространстве к одной Далёкой Звезде. Все движения в Космосе тоже спиральны. Спирально ходят в пространстве волны явлений, чтобы вернуться вновь на новом витке. Спиральны мысли и чувства человека, ибо волнам подобно, в нём возникают и оставляют его, чтобы вновь появиться на новом обороте спирали времени. Ведь время тоже спирально, ибо никогда не повторяет себя, хотя и «возвращается ветер на круги своя». Это уже новые круги, аналогичные прежним, но не те же самые. … Эволюция сущего тоже спиральна. Наступающий Новый Век уже был когда-то в прошлом и так же, как и теперь, возводил человечество на новую ступень Лестницы Эволюции. Но эта ступень была иная, и люди были другие, и условия жизни, и сама планета была не та. Так повторялось во времени. Циклы повторяются, восходя по спирали. Универсален этот закон и охватывает и подчиняет себе все стороны жизни. Полюсность, или диалектика проявленного мира, тоже универсальна. Двуполюсна и спираль эволюции. Как по одной можно подниматься, так по другой опускаться. Знаете не только подъём и расцвет, и продвижение целых народов, но и вырождение и упадок непреуспевших. Знаете восхождение духов Носителей Света и знаете идущих вниз, в бездну, спускающихся всё ниже и ниже с каждым новым воплощением. Спираль нисхождения или падения духа – в действии. Знаете разлагающиеся луны и тех, кто суждён им и идёт на них, опускаясь всё ниже и ниже. В спирали времени каждое явление идёт путём либо интеграции, либо дезинтеграции. Даже психическая энергия в человеке либо нарастает, либо расточается. В спирали времени всё достижимо, ибо зёрна Света растут, принося урожай небывалый». (Грани Агни Йоги. 1966 г. Том VII, - С. 230-231 ).

Все три закона развития проявляют своё действие в единстве. Это единство обеспечивает их информационную функцию (содержание предмета исследования); методологическую функцию (в интервале соотношения общего и единичного); прогностическую (полученные знания составляют основу предвидения); праксеологическую (знание о развитии конкретной реальности обеспечивает ориентир целесообразной деятельности людей); мировоззренческую (знание действия всеобщих законов развития позволяет человеку определить свое место в мире, выстраивать свою систему отношений в каждом конкретном случае, соотнося свою волю, свои желания с направленностью действия отмеченных законов).

Рассмотренные законы развития бытия в мире имеют как теоретическое, так и практическое значение в осмыслении процессов развития конкретных форм бытия, узловой линии меры количественно-качественных изменений, преемственности, направленности и темпов развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: