Известные раннегреческие философы




Древнекитайские философские школы

Название Основатель Описание
конфуцианство Конфуций 551-479 до Р.Х. Этико-политическое учение. Наряду с даосизмом одно из двух течений классической китайской философии. Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Конфуцианство раскрывает проблемы регулирование управления деспотическим централизованным государством. После проникновения в Китай буддизма даосизм и конфуцианство составили философско-религиозную триаду сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологическую жизнь Китая вплоть до 20 в.
даосизм Лао-цзы ≈604, жил будто бы 160 или 200 лет По этому учению, вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекраснов своём естественном состоянии. Исходной идеей философского даосизма является учение о дао — пути, извечном, естественном и всеобщем законеспонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Необходимо поведение, согласующееся в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе — с дао Вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние, одна из основных идей), приводящее к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать свободу её прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.

 

Древний период

Известные раннегреческие философы

Имя Годы жизни Описание
Фалес (вода) ≈640 — ≈546 до н. э. Милетская древнегреческая школа.Натурфилософия— философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Один из семи мудрецов, метафизик и математик Фалес жил в греческой колонииМилете, в современной Турции. Он Предположил наличие первичной субстанции во всех вещах и выделил такой субстрат как вода. Фалес — первый известный истории человек, который рационально мыслил по поводу окружающего мира, и со времён Аристотеля употребляется выражение: «философия начинается с Фалеса». Метафизика - учение о сверхчувственном и сверхприродном.
Анаксимандр (апейрон) ≈610 — ≈547 до н. э. Милетская древнегреческая школа.Натурфилософия. Анаксимандр, ученик Фалеса, также жил в Милете. Полагал, что Земля сооизмерима по размеру с Солнцем, что всё живое тоже постепенно произошло от первичной субстанции, из которых вначале произошли рыбы, а, затем, из рыб — человек. Полагал, что есть несколько миров, которые находятся в вечном движении, стремясь к гармонии.А́пейрон— понятие, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество
Анаксимен (воздух) 585/560 — 525/502 до н. э. Милетская древнегреческая школа. Натурфилософия.Анаксимен— последний представитель милетской школы, укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма...Анаксимен, возможно, ученик Анаксимандра, последний из известных представителей «Милетской школы». Анаксимен предположил, что первичной субстанцией является воздух.
Пифагор (число) ≈580 — ≈500 до н. э. Пифагор Самосский — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.Пифагор, родился на о. Самос, путешествовал по Востоку. Принцип теоремы Пифагора был известен еще в Вавилоне, в школе Пифагора эта теорема была сформулирована и доказана в общем виде. Пифaгорейцы, таким образом, обнаружили знания, которые можно добывать не эмпирическим путём, а путём рассуждения. Эти открытия оказали большое влияние на философию Сократа и Платона.
Гераклит (огонь) ≈535 — ≈475 до н. э. Гераклит Самосский,древнегреческий философ, был идеалистом, великим диалектиком, за глубокомыслие своего учения прозван «темным», за свою трагическую серьезность – «плачущим философом»..Гераклит жил в Эфесе. Его концепция содержала положения о том, что все вещи состоят из огня, и о том, что всё в мире находится в постоянном движении. Тем не менее Гераклит полагал, что движение огненных частиц не случайное, а содержит стремление к гармонии.
Парменид (движения не существует) 540/515 — ≈450 до н. э. Древнегреческий философ, идеалист, основатель и главный представитель Элейской школы. У Парменида тождество бытия и сущего.Парменид родился в Элее, греческой колонии в Италии. У Парменида получилась модель мира, в котором (в полную противоположность Гераклиту) не было никаких изменений, никакого движения. Парменид ввёл в философию понятие «бытие». По преданию Парменид встречался с Сократом и предположительно оказал влияние на философию Платона.[7]
Зенон (движения не существует) ≈490 — ≈430 до н. э. Древнегреческий философ, представитель Элейской школы. Успехи в развитии сознания проявляются в философии объективного идеалистаЗенона Элейского. Зенон жил в Элее и был учеником Парменида. Для того, чтобы подтвердить справедливость утверждений своего учителя, он придумал серию парадоксов-«апорий», которые подтверждали невозможность движения.
Эмпедокл (4 основных элемента: воздух, вода, огонь и земля) ≈490 — ≈430 до н. э. ФилософияЭмпедокла имеет метафизический характер. (Метафизика -учение о сверхчувственном и сверхприродном). На его по существу дуалистическую концепцию опираются как материалисты, так и идеалисты. Эмпедокл жил на о. Сицилия. Эмпедокл составил теорию, в которой попытался объединить известные ему натурфилософии своих предшественников. У него получилась теория, которая сходна с современными научными представлениями о мире. Эмпедокл предположил, что существуют 4 основных элемента. Сами эти элементы меняться не могут, однако разные их комбинации составляют различные объекты окружающего мира. Натурфилософия— философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Анаксагор (базовый элемент нус) ≈500 — ≈428 до н. э. Древнегреческий философ, идеалист. НУС (греч. nus – ум, мысль, разум) дух, интеллект, мировая душа в философии Анаксагора. Анаксагор родился в Ионии, затем переехал в Афины. Одной из его основных заслуг считается привнесение философии в Афины. Анаксагор предполагал наличие основных элементов, хотя полагал их бесконечное деление. Он также полагал сознание одним из базовых элементов, который назвал «нус», и считал, что воздействие нуса на вещество вызвало движение, породившее мир.
Демокрит (атомы) ≈460 — ≈370 до н. э. Древнегреческий философ, материалистДемокрит, родился в Абдерах, потешествовал по Востоку. Демокрит, по-видимому, многими своими взглядами обязан своему учителю Левкиппу, о котором сохранилось очень мало данных. Таким образом именно Демокрит известен как теоретик материализма, а главное атомизма — теории, согласно которой всё состоит из неделимых атомов. Демокрит считал, что существует много разновидностей атомов, которые различаются по форме, по размеру и по температуре, и различные комбинации этих атомов формируют различные объекты.
Сократ ≈470 – ≈399 до Р.Х. Родоначальник диалектики, индукции. Мастер диалога. Не оставил письменных сочинений. Сын каменотеса. Истину находил в процессе диалога, часто сопровождавшегося иронией, с помощью постановки наводящих вопросов. Вел простой образ жизни, не брал плату за обучение. Афоризм Сократа: "Я знаю, что я ничего не знаю, другие не знают и этого".
Платон ≈427 – ≈347 до Р.Х. Основатель объективного идеализма. Создал самое влиятельное философское учение античности. Сочинения включают 36 диалогов, Апологию Сократа, трактат «Государство», др. Искусство диалектики –побуждать к размышлению методом выявления противоречий и нахождения общего. Мир идей по Платону — иерархически организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага. В соответствии с умопостигаемым миром вечный творец Демиург (мыслящий и волящий) из любви к Благу создает пространственность. Существуют трансцендентное единое благо (Бог) и два мира: мир идей (эйдосов) - действительный, совершенный, вечный и мир вещей, изменчивый. По Платону, субстрат (то, из чего все сделано) – хиле (позже назовут материей). Познание мира возможно, которое Платон рассматривает как припоминание,анамнесис. Разделение миров является основанием и для разделения познания на истинное знание и мнение. Познание есть восхождение от мира теней и подобий, данного человеку в представлении, к подлинному бытию, предмету истинного знания. Этический долг философа, способного выйти из пещеры представлений на свет истинного знания (миф о пещере в «Государстве»), — вернуться к пещерожителям и попытаться объяснить им истину, хотя успех мало вероятен. Знание необходимо для правильного образа жизни и воспитания, так как это единственное, что остается от земной жизни вечной, бессмертной души. Душа– идея человека; тело – его материя. Человеческая душа трехчленна: дух, желание, разум (важнейшая компонента). Очищенные философией души попадают в мир Богов, души же, слишком захваченные желанием телесности, после смерти тела (темницы души) бродяжничают и вселяются (хорошие) в души других людей, (плохие) — в животных («Федон», «Федр»). Переселение душ (метемпсихоз) и делает возможным знание как припоминание души о своей причастности миру идей. Кроме того, истинное знание необходимо и для существования правильного (т. е. наиболее близкого к идеальному) государства. Истинная политика есть попечение и спасение душ, и в этом плане она совпадает с философией, поэтому правитель должен быть философом. Принципами устройства идеального государства являются фундаментальные античные ценности: мудрость, мужество, умеренность. Их гармоническое единство позволяет достичь блага государства — справедливости. Платон в зрелом возрасте основал собственную философскую школу – Академию.
Аристотель (Стагирит) 384 – 322 до Р.Х. Лучший ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Разбил софистов как мнимых мудрецов. Создал естественнонаучные произведения и работы по философии, а также целые науки - логику, риторику, этику, психологию. Понимание мира: существует неподвижный перводвигатель (бог-нус). Бог - это чистая форма и первая сущность. Все сущее состоит из двух начал: формы и материи. Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией. В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.Энтелехия («во-целивание») - осуществление вещи в движении от материи к форме. Четыре причины сущего: форма, материя, начало движения и цель.Человек имеет тело и душу. Душа – это свойства нашего сознания: ощущения, размышления. Душа не материя, не субстрат, а смысл и форма. Существуют два этапа познания: чувственный и рациональный. «Ум» отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность. Для достижения счастья важнее всего овладеть основными нравственными добродетелями. Основал свою философскую школу – Ликей.
Диоген Синопский ≈404—323 до Р. Х. Ученик основателя школы киников Антисфена, получил прозвище «спятивший Сократ». Критиковал роскошь, лицемерие, излишнюю ученость и красноречие.Киники, и в частности Диоген, могут быть отнесены к сократической традиции в той мере, в какой их связывает с Сократом 1) обращенность к этической проблематике; 2) учение о тождестве добродетели и знания; 3) критицизм: установка на спор и опровержение оппонента; 4) внешний простецкий вид. Радикальные, асоциальные установки киников(отказ от соблюдения принятых моральных норм и правил поведения: странничество, нищенство, эпатаж препятствовали признавать их философской школой.
Аристипп из Кирены Ум. после 366 Основатель школы Киренаиков (киренская школа). Основа учения - гедонизм – стремление к удовольствию как к высшему благу. Жил при дворе сиракузского тирана Дионисия 1. Ценил личную свободу, поэтому жил везде чужестранцем. Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение. Презирал нравственные условности и превыше всего ставил наслаждение. Считал, что для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и пути. В то же время учил, что не нужно делаться рабом наслаждений.
Эпикур 341 – 270 до Р.Х. В 35 лет основал свою философскую школу – «Сад Эпикура». Если наслаждение у Аристиппа ценно само по себе, уже одним своим наличием или присутствием, то у Эпикура оно идет как бы со знаком минус - как отсутствие страдания. Лучше сразу избежать страдания, чем искать удовольствия, если оно имеет своим следствием страдание. Представитель эвдемонизма: высшая цель – счастье, удовольствие (как телесное, так и духовное).Каждый человек изначально свободен, но его счастью мешает страх: перед богами, смертью и перед судьбой. Высшей формой счастья, идеалом жизни, по Эпикуру, является атараксия- блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов (перед смертью и вообще всем непонятным) души. Чувства – главное.

Период Средневековья

Христианские философы

Имя Годы жизни Описание
Блаженный Августин 354—430 Аврелий Августин родился в еСеверной Африки, которая входила в Римскую Империю. Став свидетелем разрушения своей родины, Августин искал утешение в религии. Августин остановился на христианстве. Августин в течение многих лет пытался интегрировать непротиворечащие Библии элементы платонизма в христианство. Его наиболее важным вкладом в философию считается разработка теории творения«из ничего». Объясняя, почему Господь создал мир в этот момент времени, а не в другой, Августин утверждал, что Бог существует вне времени и создал время одновременно с сотворением мира. Концепция времени Августина была линейной, то есть близкой к современной, и отличалась от типичной концепции времени первобытных народов, которые видят время как вечный круговорот. В конце жизни стал епископом и преследовал неоплатоников как еретиков.[15][16]
Ансельм 1033—1109 Ансельм родился в Италии, стал католическим священником. Придерживался сходных с Августином взглядов. Назначен Папой на должность архиепископа Кентерберийского — на высший церковный пост в Англии. Ансельм известен первым онтологическим доказательством существования Бога и считается одним из отцов схоластической традициикатолической церкви.
Пьер Абеляр 1079—1142 Абеляр был французским католиком, родившимся в обеспеченой семье в Бретани, переехал в Париж. Написал ряд философско-теологических сочинений «Введение в теологию», «Христианская теология», «Познай самого себя», «Да и нет» и другие, а также произносил хорошие речи, открыл школу и имел много учеников. Искренне верил в бога и полагал, что вера в Господа должа быть не слепой, а убеждённой. В 1140 году съезд католических высших иерархов осудил взгляды Абеляра, и он был осуждён на вечное заточение в монастырь, причём по приговору должен был сам сжечь свои книги. Абеляр также стал известен в связи с тайной женитьбой на своей ученице Элоизе, которую они долгое время сохраняли в тайне. Впоследствии мотив связи Абеляра и Элоизы нашёл широкое освещение в искусстве.[23][24]
Фома Аквинский 1226—1274 Фома Аквинский родился в Неаполитанском королевстве, учился в местном университете. В 19 лет, несмотря на протесты семьи, постригся в монахи. Долгое время преподавал теологию в Сорбонне. Фома Аквинский написал крупное произведение «Сумма теологии», куда вошли его знаменитые пять доказательств бытия божего (англ.)русск. Философия Фомы Аквинского по сей день остаётся официальной философией Католицизма.
Уильям Оккам 1285—1349 Уильям Оккам родился в Англии, учился в Оксфорде. В Англии опубликовал свои самые значительные произведения. Оккам придерживался номинализма, полагал, что аристотелевских универсалий на самой деле не существует, существуют лишь единичные вещи, а универсалии — плод человеческого воображения. Из его работ и под его именем стал широко известен обычно применяемый в науках принцип «бритвы Оккама». В 1324 году Оккам был обвинён в ереси, отлучён от церкви и помещён под домашний арест. Через 4 года Оккам смог бежать в Мюнхен под покровительство противника папы, Людовика IV, однако новых значительных сочинений уже не написал.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: