Образование и самообразование




Приводимые задания проверяют умение распознавать оп­ределение термина «образование», называть ступени и ха­рактеризовать содержание и функции образования в России, определять формы и содержание самообразования, объяс­нять сущность гуманизации как тенденции развития образо­вания в современном мире.

52. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» обя­
зательным является

1) среднее (полное) общее образование

2) основное общее образование

3) профессиональное образование

4) высшее образование

53. Среднее профессиональное образование можно получить в

1) средней школе

2) лицее

3) колледже

4) гимназии


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

54. Индивидуальная работа над учебными предметами без посеще­
ния образовательных учреждений называется

1) факультативными занятиями

2) самообразованием

3) начальным образованием

4) специальным образованием

55. Гуманизация образования предполагает

1) внимание к личности, ее интересам, запросам

2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение

3) отказ от преподавания технических наук

4) увеличение количества лет обучения

56. Наиболее полно гуманизация образования означает

1) демократическое самоуправление в школе

2) обязательное среднее образование

3) учет потребностей и интересов учащихся

4) бесплатное обучение в любых образовательных учреж­дениях

57. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знани­
ям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой

2) искусством

3) образованием

4) творчеством

58. Право на образование относится к правам в области

1) трудовых отношений

2) культуры 3)экономики

4) политики

59. Верны ли следующие суждения о развитии образования?

А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.

Б. В развитии образования проявляется тенденция к ин­тернационализации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

60. Верны ли следующие суждения о социальной функции образо­
вания?

А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опы­том, происходит социализация личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные про­цессы в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

61. Верны ли следующие суждения о получаемых в школе зна­
ниях?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

62. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Формой самообразования является заочное обуче­ние.

Б. Самообразование способствует повышению индивиду­ального уровня культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


63. Верны ли следующие суждения о получении основного образо­
вания?

А. Гражданам Российской Федерации гарантируется по­лучение бесплатного основного образования независи­мо от национальности, языка, вероисповедания.

Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется полу­чение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

64. Какое слово пропущено в схеме?


 
 



Школьное образование

основное


65. Какое слово пропущено в схеме?

Система образования в Российской Федерации


Дошкольные

образова­тельные уч­реждения


Общеобра­зователь­ные учреж­дения


Учреждения средне го профессиональ­ного образования

(училища, технику­мы, колледжи)


учеб­ные заведе­ния


66. Назовите любые три типа общеобразовательных заведений.

Прочитайте текст и выполните задания 67—70.

«Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой воз­вышенной <...> Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными <...>; здесь разверты­вается производство идей <...>; здесь в значительной степени про­исходит и их потребление <...>


ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляет­ся духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства —' воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде все­го, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политиче­ской, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завер­шенным, как только получены новые идеи, прикладные и фунда­ментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве матери­альном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть прой­ти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуще­ствляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просве­тительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства — про­изводство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относи­тельно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное об­стоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент».

(С.Э. Крапивенский)

67. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

68. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

69. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направ­ленной на совершенствование экономической, социальной и по­литической сфер общественной жизни.

70. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.

 

 

Ответы к разделу «Духовная сфера общества»

 

 

 

 

 

 

   
   
   
   
   
   
  Духовная
   
  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Ответ может содержать такие, например, позиции: 1)наука; 2) нравственность; 3)религия; 4) искусство; 5) образование  
Правильно указаны три позиции  
Правильно указаны одна-две позиции  
Ответ неправильный ИЛИ при любом количестве правильно указанных позиций в ответе присутст­вуют неверные позиции  
Максимальный балл 2
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  АБАБ  

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В качестве признаков могут быть названы, на­пример: 1) коммерческая направленность; 2) ориентация на вкусы массового потребителя; 3) стандартизация содержания. Могут быть названы и другие признаки  
Названы три признака  
Названы два признака  
Назван один признак ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 2
  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) указание на то, что фильм относится к элитар­ ной культуре; 2) признаки элитарной культуры, например: не­ коммерческий характер, высокая содержатель­ ная и эстетическая сложность, доступность ог­ раниченному кругу специалистов и знатоков  
Верно названа форма культуры и три признака по тексту  
Верно названа форма культуры и два ее признака  
Верно названа форма культуры и один признак  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  
  2
   
   
   
  Искусства

ОТВЕТЫ

 

 

 

 

 

 

 

  Искусством или видами искусства
   
  ААББ
  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должно быть отмечено, что: 1) балет является видом искусства; 2) балету, как виду искусства, присуще формиро­ вание чувства прекрасного; 3) создание художественного образа; 4) чувственно-эмоциональное отражение реально- сти  
В ответе содержится утверждение, что балет является видом искусства, и приведены три аргумента  
В ответе содержится утверждение, что балет является видом искусства, и приведены два аргумента  
В ответе содержится утверждение, что балет является видом искусства, и приведен один аргумент  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3
   
   
   
   
   
   
   
  з
   
   
   

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

   
   
   
   
  Знаний
   
  АБВГ
   
  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе могут быть приведены примеры: 1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) научного моделирования  
Правильно приведены три примера  
Правильно приведены два примера  
Правильно приведен один пример  
Ответ неправильный ИЛИ отсутствует  
Максимальный балл 3
  Содержание верного ответаи указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) проявления социальной функции науки, на­ пример: — социального развития и управления; — социального прогнозирования. 2) примеры, допустим: — демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства; !

ОТВЕТЫ

 

 

 

 

 

 

  — экономисты анализируют текущие экономи­ ческие показатели страны, динамику разви­ тия внутреннего и мирового рынков, полу­ ченные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год прави­ тельством; — ученые-экологи пытаются определить мас­ штабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества  
Названы два проявления социальной функции науки и приведены два примера  
Названы одно-два проявления социальной функ­ции науки, и приведен один пример  
Названы два проявления социальной функции без примеров ИЛИ приведены примеры без ука­зания проявлений социальной функции  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3
  2
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  Начальное
  Высшие

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе могут быть названы, например: 1) гимназии; 2) лицеи; 3) колледжи; / 4) школы.  
Названы три заведения  
Названы два заведения  
Названо одно заведение ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 2
  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) духовные потребности; 2) духовное производство (производство идей); 3) потребление духовных ценностей.  
Названы три элемента при отсутствии непра­вильных позиций  
Названы два элемента  
Назван один элемент ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 2
  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) цель духовного производства: «воспроизводст­во общественного сознания в его целостности»;  

ОТВЕТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2) функции духовного производства:  
— совершенствование остальных сфер жизни об­ щества; — производство знания о знаниях; — его распространение (трансляция); — производство общественного мнения
Названы цель и две функции духовного произ­водства 2
Названы цель и одна функция духовного произ­водства  
Присутствует только одна позиция ответа ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 2
  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены примеры: 1) разработки экономической теории, направлен­ ной на обоснование экономических реформ (со­ вершенствование экономической сферы); 2) создания социальных учений, оказавших влия- ние на развитие общества (совершенствование социальной сферы); 3) разработки учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы). Возможны иные правильные ответы  
Приведено по одному примеру для каждой из указанных сфер общественной жизни  
Приведены два примера для разных сфер общест­венной жизни  
Примером (примерами) проиллюстрирована дея­тельность в одной из сфер  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы:

1) транслируемая информация объективно не яв­ляется нейтральной, т.е. изначально содержит определенную оценку, отношение;

2) нередко распространение информации осуще­ствляет человек, который в силу своих жиз­ненных взглядов добавляет определенные оце­ночные моменты;

3) на базе воспринятой информации формируют­ся идейные установки ее потребителей;

4) как правило, распространяя знания, информа­цию, социальные институты ставят целью фор­мирование определенного общественного отно­шения к конкретным проблемам.

Возможны иные, имеющие основания, аргументы


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: