Философы эпохи Возрождения




Имя Годы жизни Описание
Николай Кузанский 1401 — 1464 Николай Кузанский родился в Германии, учился в университетах, выучил греческий, собирал античные рукописи, дружил с гуманистами. Служил в папской курии, стал кардиналом. Философия Кузанского отходит в сторону от схоластическойсредневековой философии. В своём гланом труде «Учёное незнание» Кузанский предлагает эпистемологические рассуждения о познании.
Леонардо да Винчи 1452 — 1519 Леонардо да Винчи, известный как универсальный человек, помимо огромного вклада в искусство и инженерию оставил разрозненные философские заметки. Леонардо был одним из первых европейцев, которые утверждали, что познание возможно только через ощущение и математические знания, а теология не имеет смысла.
Никколо Макиавелли 1469 — 1527 Родился в бедной семье, получил самообразование, поступил на политическую службу. В результате государственных изменений потерял свой пост, был арестован и подвергнут пыткам. Не имея возможности вернуться к политической деятельности написал труды по политической философии и философии истории, самым знаменитым из которых стал «Государь». Эти труды сформулировали философию макиавеллизма, исключили бога из политики и истории. Макиавелли хладнокровно и рационально разъяснял будущим политикам особенности удержания власти жестокостью.
Эразм Роттердамский 1469 — 1536 Эразм Роттердамский родился в Голландиинезаконорождённым сыном священника. Получил хорошее богословское образование. В своём трактате «Похвальное слово глупости» Эразм выступил с критикой схоластической философии, настаивал не коррекции перевода Библии. Рассматривал христианство с гуманистической точки зрения, а не как догму Преследовался за свои взгляды.\
Николай Коперник 1473 — 1543 Николай Коперник родился на севере Польши, учился в Краковском университете. Пересмотрел птолемеевскую системуСолнечной системы, заменив её современной гелиоцентрической. В этот период астрономия не была выделена из философии, и Коперник писал свою работу, как работу по философии. Система Коперника постепенно произвела революцию в представлениях о космосе и в космологических трактовках Библии.[
Джордано Бруно 1548 — 1600 Джордано Бруно родился в бедной семье близ Неаполя. Получив образование, Бруно скитался по Европе с трудом публикуя свои работы, однако был вынужден последовательно покинуть и Италию, и Францию, и Англию, и Германию в связи с неприятием своих взглядов. Бруно с одной стороны всячески поддерживал коперниковскую модель мира, а с другой стороны стоял на позициях неоплатонизма, фактически отрицая существование антропоморфного (подобного человеку) христианского бога. Был арестован в Венециикатолической инквизицией, подвергнут пыткам и заживо сожжён на костре в Риме.
Томас Мор 1479-1555 Мор сумел покритиковать капиталистический строй и при этом предложил свой вариант: создал первую утопию - стройную государственную систему в духе нереального социализма. На острове Утопия следующие порядки: Общественная собственность. Развитая наука. Высокоорганизованное производство. Обязательный труд. Распределение по потребностям. Целесообразное руководство. Это фантастическая повесть гуманиста-писателя. Во главе государства - «мудрый» монарх, для черных работ – рабы. Здесь нет эксплуатации. Земледелием занимаются поочередно все граждане до определенного возраста. Господствует ручной труд (6 ч.). Нет денег (только для торговых отношений с другими странами). Государственная монополия на торговлю. Полная демократия: все должности — выборные, хоть и есть король. Интеллигенции отводится руководящая роль. Управление в городах одинаково. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Женщины равноправны (фиктивно). В школе нет схоластики: все построено на соединении теории и производственной практики. Все религии равноправны, запрещен атеизм. У Мора люди представляют собой людей-толпу, потерявших индивидуальность. Все одеты одинаково. Мнения людей не учитываются. Жены должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших. Мор сохраняет в государстве рабство (в отличие от Кампанеллы). В утопическом государстве досуг люди посвящают наукам. И у Мора, и у Кампанеллы идеал - тоталитарное общество.
Томмазо Кампанелла 1568-1639 Известный итальянский философ, социолог и литератор-утопист Джованни Доменико Кампанелла, автор ”Города Солнца”. Сын сапожника, монах-доминиканец. За участие в заговоре против власти более 27 лет провел в тюрьме. В его утопическом «Городе Солнца» Коммунистическая община. Труд – почетная обязанность (4ч.). Вселенская теократия. Руководитель – это каста ученых-жрецов. Есть идея массового восстания. Власть Метафизика абсолютна. Три соправителя — Мощь, Мудрость, Любовь. Метафизик правит до того, как появится более достойный. Существует Совет Соляриев (старше 20 лет), но он имеет только совещательные функции. Религия более рациональна, это – религия Солнца. Это государство - вариант коммунистической утопии. Отсутствует частная собственность. Семья упразднена, дети передаются на воспитание государству. Одежда у всех одинаковая, быт и поведение регламентированы. Труд обязателен для всех. Все стороны жизни соляриев строжайшим образом регламентированы. Государство следит за каждым. Во главе его стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. Город Солнца — теократическая республика, где презирают схоластику — ”мертвые знаки вещей”. Сочетание демократии и правления ученых-специалистов. Чиновникам помогают советом жрецы. Солярии спорят друг с другом в основном по вопросам чести. Источник человеческих зол — эгоизм. Женщины Города Солнца имеют равные права с мужчинами, могут заниматься и науками (кроме тяжелого труда). “ Общности жен ” соответствует ” общность мужей” на основе взаимного равенства. Существуют моральные санкции нерелигиозного характера (жестокие, направленные против безделья и разврата). Восстание не запрещено. Убить тирана — почетно. Изгнать плохого монарха — человечно.

Новое время

Имя Годы жизни Описание
Фрэнсис Бэкон 1561 — 1626 Фрэнсис Бэкон родился в Англии. Сделал политическую карьеру, однако был осуждён за взяточничество и остаток жизни посвятил натурфилософии. Бэкон недооценивал роль дедуктивного рассуждения в исследованиях, отвергал Аристотеля, считал, что теология должна быть отделена от философии. В своих исследованиях он опирался на индуктивные рассуждения, в результате чего он сформулировал принципы научного исследования — «Метод Бэкона», которые легли в основу современного научного метода.[51]
Томас Гоббс 1588 — 1679 Томас Гоббс учился в Оксфордском университете. Занял радикальную материалистическую позицию, полемизировал с дуализмомДекарта. В своём трактате «Левиафан» сформулировал идею общественного договора. Гоббс полагал, что без государства человек быстро скатывается к войне всех против всех, и поэтому люди, объединяются в государства, заключая такой договор. Гоббс высказывался в пользу сильной центральной власти в таком государстве.[52]
Рене Декарт 1596 — 1650 Декарт родился в дворянской семье, во Франции. Получил католическое образование. Декарт концептуализировал дуализм (англ.)русск., предложил своё доказательство существования бога. Анализируя пределы, до каких можно развивать скептицизм, вывел формулу минимального знания «Мыслю, следовательно, существую». Декарт считается основателем современной философии за свежесть своего взгляда: он был одним из первых философов Нового времени, которые уже не полагались ни на какие авторитеты, а строили свою философию заново.[53]
Джон Локк 1632 — 1704 Локк родился в Англии, в семье юриста, закончил Оксфордский университет, стал врачом. Опубликовал работы по политической философии, выход которых удачно совпал с Aнглийской революцией, и идеи Локка легли в основу английской конституции. Другой важной работой Локка был трактат «Опыт о человеческом разумении», в котором он формулирует идеи эмпиризма (чувств. опыт) и сенсуализма (органы чувств.), утверждая, что изначально человеческое сознание есть «чистая доска», и только последующий опыт органов чувств его наполняют. Эти идеи Локка повлияли на развитие философии.[54]
Бенедикт Спиноза 1632 — 1677 Родился в еврейской семье, которая спасалась от инквизиции в Голландии. Спиноза придерживался пантеистических взглядов, несовместимых ни с иудаизмом, ни с христианством — его считали атеистом, преследовали и пытались убить. В своей знаменитой работе «Этика» Спиноза изложил идею первичной субстанции, пронизывающей всё, геометрически доказывал этические принципы и отрицал свободу воли. Этические принципы, изложенные Спинозой, оказали влияние на многих философов, включая Гегеля.[55]
Готфрид Лейбниц 1646 — 1716 Лейбниц родился в семье профессора этики в Лейпциге. Получил хорошее образование, внёс значительный вклад в развитие математики и логики. Долгое время спорил с Ньютоном, кто из них раньше открыл дифференциальное исчисление. Был знаком со Спинозой, и создал альтернативную философию, в которой первичную субстанцию Спинозы заменил более сложной механикой монад и их взаимодействий. Опубликовал несколько доказательств существования бога.[56][57]
Джордж Беркли 1685 — 1753 Джордж Беркли родился в Ирландии. Под влиянием идей Локка написал Трактат о принципах человеческого познания, в котором изложил принципы идеализма. Беркли предположил, что может вообще существовать только сознание, и тогда предметы вокруг не материальные, а лишь проекции человеческого сознания. Сознание же, полагал Беркли, создано Богом, и сам факт существования мира является доказательством существования бога.[58]
Монтескьё 1689 — 1755 Шарль-Луи де Секонда Монтескьё родился на юге Франции в семье дворянина, унаследовал крупное состояние. Стал известен как писатель, опубликовал несколько работ по политической философии, включая его знаменитый трактат О духе законов, в котором он сформулировал принцип разделения властей. Этот принцип лёг в основу Американской конституции.[59]
Дэвид Юм 1711 — 1776 Дэвид Юм родился в шотландском Эдинбурге, учился в Эдинбургском университете на юриста, однако отдал предпочтение философии. Юм не удовлетворился существующей философией и углубился в размышления, которые вылились в его Трактат о человеческой природе — произведение, которое многими оценивается, как одно из самых важных в мировой философии. В этом трактате, развивая идеи сенсуализма, сформулированные Локком, Юм демонстрирует индуктивность эмпирического мышления и обозначает связанную с индуктивным мышлением проблематику. Эти рассуждения Юма разбудили Канта от «догматической дремоты».[60][61]
Жан-Жак Руссо 1712 — 1778 Жан-Жак Руссо родился в Женеве, в бедной протестантской семье. Много лет вёл беспорядочную жизнь, бродяжничал. Поселившись в Париже, написал несколько сочинений, которые принесли ему сначала небольшие деньги, а потом славу и преследование властей. Самым главным из его сочинений был трактат «Общественный договор», который защищал демократию и отрицал священное право королей. Руссо дружил с Юмом и Вольтером, однако поссорился с обоими. В конце жизни страдал расстройством рассудка и, вероятно, покончил жизнь самоубийством.[62]
Иммануил Кант 1724 — 1804 Иммануил Кант родился и прожил свою жизнь в Кёнигсберге. Издал «Критику чистого разума» —работа, содержащая попытку синтеза эмпирического и рационального познания, стала началом философии немецкого идеализма, который лёг в основу современной континентальной философии. По Канту, мир ноумена является пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода, вера. По Канту синтетические априорные суждения нам даны с детства, но и содержат новое знание о субъекте - то, чего не содержалось в определении.Например, выявляя закон превращения воды в пар, мы только предполагаем бесконечное количество таких опытов, но не можем их проделать все. Получается, что в основе необходимого лежит бесконечность. И получается, что знания можно добыть из разума! Агностицизм Канта. Чтобы понять, правильно ли мы познали вещи, нужно сравнить вещи в себе (то, что находится вне нашего сознания) с вещами для нас (то, что есть в нашем теоретическом разуме).Но выйти за пределы наших органов чувств мы не можем, следовательно мы никогда не можем знать, что представляют собой вещи-в-себе. Трансцендентное– то, что выходит за границы человеческого сознания, относится к вещам в себе. Трансцендентальное– то, что выражает сферу (сторону) объективности внутри сознания. Это та часть способности разума (сознания), которая делает вещи для нас видимостью вещей в себе. Имманентное –то, что противоположно трансцендентному. Это принадлежит нашему сознанию, той сфере (стороне), которая связана с вещами для нас. Кантовская философия права излагается в первой части его книги «Метафизика нравов». Право у Канта – это совокупность условий, при которых произвол (свобода) одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Императивом Кант называл правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка, и подразделял императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, икатегорические, которые обязательны при всех условиях. Категорический императив – это ядро системы, изложенной в учении Канта. Кант давал три формулировки категорического императива, которые позволяют применять его к разным сторонам человеческой жизни. Первая формулировка относится к общему принципу поведения: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Следующее определение устанавливает правила практического поведения человека: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». Последняя формулировка определяет основной принцип права: «поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого сообразной со свободой каждого».
Гегель 1770 — 1831 Гегель родился в Штутгарте, в семье чиновника. Следовал академической карьере, был профессором Берлинского университета. Философия абсолютного идеализмаГегеля, сформулированная в его работе «Феноменология духа», является кульминацией немецкой классической философии. Гегель заново ввёл в философский дискурс термины «диалектика», тезис и «антитезис» уже в тех смыслах, в которых их впоследствии использовал Маркс. Гегель считал, что любая сущность, имеющая антитезис не существует в реальности, а, следовательно, в реальности существует только одно единственное «целое». Основные законы диалектики Гегеля.Заслуга Гегеля в философии заключается в том, что он смог заметить в таких изменениях не просто случайности, а определенные закономерности, которым было дано название закона: · Закон перехода количественных изменений в качественные.Показывая такой переход, внимание Гегеля было обращено, помимо прочего, и на противоположный процесс – переход качества в количество. Количество, переходящее в качество, не отрицает качества в принципе, а отрицает лишь какое-то определенное, конкретное качество, место которого занимает одновременно другое качество, когда совершается нарушается мера и совершаетсяскачок. · Закон взаимопроникновения противоположностей.Этот закон принято рассматривать с позиции таких понятий или категорий как различие, противоречие, тождество, противоположность. По мнению Гегеля, суть данного закона философии заключается в том, что в основе любого развития предполагается борьба противоположных сторон того или иного явления, процесса.истинные противоположности обязательно находятся в состояниивзаимопроникновения. Развитие, в свою очередь, несет в себе процесс становления, обострения и разрушения противоречий. · Закон отрицания. В результате развития каждый новый этап отрицает старый. Далее происходит отрицание нового и осуществляется возврат к старому, но уже на ином, новом уровне (зерно – стебель – колос) (двойное отрицание). Закон характеризуется определенной цикличностью трех стадий: тезис (утверждение), формирование антитезиса (противопоставления) данному утверждению, и синтез (или отрицание отрицания). Причем каждая новая ступень гораздо богаче и содержательнее предыдущих форм. Таким образом, закон отрицания отрицания в философии можно изобразить в виде расходящейся спирали вверх. Три закона диалектики в трактовке Гегеля не что иное, как основные закономерности мира. Не имея определенной функциональной формы, математического выражения, они выступают универсальными принципами любого бытия.
Людвиг Фейербах 1804-1872 Немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем подверг критике его философию. В центе его философии - человек, трактуемый, как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому, посредством «религии любви». Основные сочинения «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основы философии будущего», «Сущность религии».

Современная философия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: