Имя | Годы жизни | Описание |
Чарльз Пирс | 1839 — 1914 | Американский философ, логик и математик, идеи которого нашли применение в работах по эвристическому программированию, машинному переводу, при создании информационно-поисковых систем. Пирс один из основоположников семиотики - науки о знаках, внесший вклад оцененный по достоинству только к середине XX в., в семантику - учение о значении знаков и в прагматику - раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе. Наиболее важные результаты были получены в логике, где он высказал ряд новых идей, касающихся исчисления высказываний, теории следования, методов разрешения в логике предложений, логики отношений, логических парадоксов, логической семантики, многозначной логики и др. Пирс внес значительный вклад в теорию вероятностей. Значительны его результаты в области исследования логики как научного метода; он разрабатывал новые концепции «абдукции», или «ретродукции» (гипотезы как единственной логической процедуры введения – формирования и принятия, после испытания, – нового знания), и индукции, которые должны были служить дополнением к дедукции как законному логическому методу. |
Джон Дьюи | 1859 — 1952 | Немецкий философ, один из ведущих представителей представитель прагматизма. Предложил «реконструкцию философии», чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятие и теория - инструменты приспособления к внешней среде. Создатель педагогической теории, в основе которой лежит принцип «обучении я посредством деланья» (формирование практических навыков). |
Карл Густав Юнг | 1875-1961 | Швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т.н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч мифов и сновидений. Цель психотерапии по Юнгу - осуществление индивидуальности личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию. |
Бертран Рассел | 1872 — 1970 | Английский философ, логик, математик, общественный деятель, атеист. Решительно выступал против ядерного оружия.ИзвестнадекларацияпротестаРассела - Эйнштейна, котораяпривелакорганизациидвиженияученых за мир.Получил известность как критик западной цивилизацииза отсутствие подлинно гуманистических ценностей и идеалов. Основоположник английского неореализма, а также неопозитивизма. Дал логическое обоснование математическому знанию, сделал фундаментальные открытия в области математической логики. Идея «аналитического метода» философии состояла в том, что философия, по Расселу, должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведет к обнаружению подлинной структуры мира. Рассел критикует идеализм, солипсизм. По Расселу, Высшая ценность на земле — человек. Философия — «ничейная земля» между религией, наукой и обыденным опытом. |
Эрих Фромм | 1900-1980 | Немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма, марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования - между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием. Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая - любовь). Восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Основные сочинения: «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Революция надежды». |
Карл Поппер | 1902 — 1994 | Философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию - критический рационализм построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости, служащий критерием демаркации - отделения научного знания от ненаучного. Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Основные сочинения: «Логика научного исследования», «Открытое общество и его враги», «Предположение и опровержение». |
Томас Кун | 1922 — 1996 | Американский философ, и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм- исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования. Дал критику неопозитивистскому пониманию науки. |
Мартин Хайдеггер | 1889 — 1976 | Немецкий философ. Развил учение о бытии в основе которого противопоставление подлинного существования и мира повседневности, обыденности. Постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования («Бытие и время»). Темы работ «позднего» Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия». |
Мартин Бубер | 1878-1965 | Еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенцианализму. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог». (Между человеком и Богом, между человеком и миром). |
Жан-Поль Сартр | 1905 — 1980 | В основе его философии было понятие «экзистенция» - то, что наполняет внутренний мир человека, его существование. Чтобы эту «экзистенцию» в себе почувствовать, человеку необходимо испытать «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью. По убеждению Сартра, человек не поддается определению по той простой причине, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком же он становится, проходя жизненный трудный путь. При этом «творит себя сам» с помощью таких инструментов, как желание и воля. Это Сартр называл субъективностью, благодаря которой, человек и возвышается над остальной природой. Французский мыслитель был атеистом. Исходные постулаты мировоззрения Сартра не дали ему возможности выйтиза рамки позитивизма и субъективности. Даже в своей поздней философской работе «Критика диалектического разума» философу не удалось примирить, не выходящий за пределы естественных наук, «позитивистский разум» с единственно достойным «разумом диалектическим», который способен не только понимать, но и предугадывать. Что касается морали, то здесь французский мыслитель также не смог преодолеть свой индивидуализм. Превознося свободу человека, Сартр не дал четкого ответа на вопрос: зачем она человеку. |
Альбер Камю | 1913 — 1960 | Французский писатель и философ. В пьесе «Калигула» выразил поиск мировоззренческих опор в лишенном смысла мире. В повести «Посторонний» герой воплощает фатальное бессилие овладеть потоком бытия. Бунт против законов мироздания отражается в его произведениях: роман-притча «Чума», философское эссе «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек». Публицистика: «Злободневные заметки», «Шведские речи». Обладатель Нобелевской премии. Творчество Камю стало выразителем трагического сознания 20в. |
Мишель Фуко | 1926 — 1984 | Французский философ, один из представителей постструктурализма. Создатель концепции «археологии знания».В 60—70-е гг. XX в. в Западной философии активно выступает такое направление, как структурализм. Структурный анализ присущ всем отраслям знаний. В структурализме этот прием является основным. Для постструктурализма характерен глобальный релятивизм, нигилизм и установка на теоретический хаос: он существует как проблемное поле и способ мышления. Фуко констатирует маргинальное состояние человека в историко-культурном процессе и видит свою задачу в критике структур, окружающих человека и доминирующих благодаря механизмам массовых стереотипов. Одна из таких структур — власть, она мифологизирована и дисперсна, рассеяна в знаковых механизмах и закреплена в поведенческих практиках. Генеалогия власти по Фуко: власть вышла далеко за пределы государства: в тюрьмы, клиники, больницы, школы, семьи, поэтому необходимо препятствовать осуществлению власти, противостоять опустошению и нивелировке, используя «искусство жизни», индивидуальные этики и техники существования. |
Феликс Гваттари | 1930 –1992 | Французский мыслитель. Хотя по роду профессиональных занятий Гваттари считается психоаналитиком, его теоретические усилия были сосредоточены как раз на противостоянии психоанализу как идеологии.Центральное понятие мышления Гваттари – «желание». В противовес Фрейду и его последователям Гваттари настаивает на несводимости желания к некоему набору побуждений и инстинктоподобных импульсов; желание представляет собой скорее изначальную реальность, лежащую в основе как телесного, так и психического мира. Отсюда механистическая, восходящая к Спинозе, терминология Гваттари – понятие «машина желания», а также «технических», «органических», «экологических» и пр. «машин». Наиболее известные публикации Гваттари написаны совместно с Делезом. |
Жиль Делез | 1925 — 1995 | Французский философ-постструктуралист. Задача философии по Делезу — поиск адекватных понятий для описания многообразия жизни, ее могущества, монолитности, бессмысленности и становления. Поиски смысла — также задача искусства и литературы Основной предмет его интереса — язык, соответствие художественных средств авторскому миру, анализ индивидуального и общественного бессознательного. Он трактует текст как «машину желания», привлекая дискурсы лингвистики, биологии, социологии, политэкономии, психоанализа. Язык и неакадемический стиль его работ соответствуют новому методу анализа, который должен отражать новые принципы мышления в условиях нестатичности, разрушенной целостности субъекта и выявлять тенденции саморефлексии. Делёз и Гваттари предложили новый категориальный аппарат. «Образцом нового мышления предложили считать «ризому» — фигуру, в которой каждая точка связана с каждой иной точкой в беспорядочный клубок (вместо «структуры»). Главные понятия их философии — детерриторизация, машина желания, номадология. Детерриторизация — процесс оставления территории, ускользание от цивилизации. Машина желания — тело, включенное в экономику капитализма. Номадология — наука о кочевничестве как новом способе жизни.Делёз и Гваттари ввели в философский лексикон также термины «шизоанализ», «тело без органов». Важнейший термин философии Делёза — тело без органов. Заимствованное из творчества Арто, оно представляет собой образ тела человека, лишенного внутренностей и имеющего лишь одно отверстие для питания и извержения экскрементов. Такой образ призван продемонстрировать креативные возможности шизофрении. Лишенное привычной формы, такое тело становится полностью самостоятельным. Автор работ «Ницше» (1962), «Бергсонизм» (1966), «Логика смысла» (1969).В соавторстве с последним Делез выпустил такую работу, как «Что такое философия?» (1990). |
Юрген Хабермас | р. 1929 | Немецкий философ, социолог и культуролог. Одна из главных идей Хабермаса — создание всеобъемлющей теории общества, направленной на самоосвобождение людей от отношений господства (доминирования). Выступая против глобальной критики объективности, осуществляемой в русле современной философской герменевтики, Хабермас соединяет методологическую герменевтику с философией языка. При этом исходным пунктом становится «критика идеологии», начало которой было положено Марксом, утверждавшим, что взгляды и идеи отражают общественные интересы их носителей. Идеология, являющаяся, по Хабермасу, системой иррациональных или искаженных взглядов, должна подвергнуться критике, рациональному анализу. С точки зрения Хабермаса, теория понимания не должна рассматривать человека вне связи с социальными и историческими факторами и всякое адекватное понимание языка должно исходить из тех практических (прагматических) целей, в которых говорящий использует язык. В связи с этим он разрабатывает «универсальную прагматику», не сводимую к анализу языка и речи. Построение всеобъемлющей социальной теории предполагает разработку концепции познания, основанной на общей теории коммуникативного действия. Хабермас выделяет три типа коммуникаций и соответствующих им действий. Когнитивной коммуникации соответствуют инструментальное и стратегическое действие, интерактивной коммуникации — нормативно регулируемые действия и экспрессивной коммуникации — драматургическое действие. |
Поль Рикер | р. 1913 | Французский философ, сочетающий принцип феноменологии с экзистенцианализмом и персонализмом.Поль Рикер - один из ведущих (наряду с Хайдеггером и Гадамером) представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из корня феноменологии. Этот философ, представитель религиозного феноменологического направления в экзистенциализме. Центральный вопрос для Рикёра – волевая активность субъекта. Опираясь на учение Гуссерля о «жизненном мире», на идеи Хайдеггера и психоанализ Фрейда, Рикёр представляет волю как «предельную изначальность» человека, который благодаря этому способен придавать смысл окружающей действительности. Анализ проблемы воли, по Рикёру, позволяет не только открывать укорененность субъекта в бытии, но и исследовать движение его сознания к будущему. «Предельная изначальность» состоит также в осознании и переживании индивидом возможности небытия. Пределом же в исследовании человеческой воли и сознания является понятие Бога, полностью обусловливающего бытие человека. Рикёр предлагает на основе религии и феноменологическо-экзистенциальной традиции, учитывая также и феноменологию духа Гегеля, способ истолкования человека, мира и культуры. Труды по этике, эстетике, истории философии. |