Известные философы XX в.




Имя Годы жизни Описание
Чарльз Пирс 1839 — 1914 Американский философ, логик и математик, идеи которого нашли применение в работах по эвристическому программированию, машинному переводу, при создании информационно-поисковых систем. Пирс один из основоположников семиотики - науки о знаках, внесший вклад оцененный по достоинству только к середине XX в., в семантику - учение о значении знаков и в прагматику - раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе. Наиболее важные результаты были получены в логике, где он высказал ряд новых идей, касающихся исчисления высказываний, теории следования, методов разрешения в логике предложений, логики отношений, логических парадоксов, логической семантики, многозначной логики и др. Пирс внес значительный вклад в теорию вероятностей. Значительны его результаты в области исследования логики как научного метода; он разрабатывал новые концепции «абдукции», или «ретродукции» (гипотезы как единственной логической процедуры введения – формирования и принятия, после испытания, – нового знания), и индукции, которые должны были служить дополнением к дедукции как законному логическому методу.
Джон Дьюи 1859 — 1952 Немецкий философ, один из ведущих представителей представитель прагматизма. Предложил «реконструкцию философии», чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятие и теория - инструменты приспособления к внешней среде. Создатель педагогической теории, в основе которой лежит принцип «обучении я посредством деланья» (формирование практических навыков).
Карл Густав Юнг 1875-1961 Швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т.н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч мифов и сновидений. Цель психотерапии по Юнгу - осуществление индивидуальности личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.
Бертран Рассел 1872 — 1970 Английский философ, логик, математик, общественный деятель, атеист. Решительно выступал против ядерного оружия.ИзвестнадекларацияпротестаРассела - Эйнштейна, котораяпривелакорганизациидвиженияученых за мир.Получил известность как критик западной цивилизацииза отсутствие подлинно гуманистических ценностей и идеалов. Основоположник английского неореализма, а также неопозитивизма. Дал логическое обоснование математическому знанию, сделал фундаментальные открытия в области математической логики. Идея «аналитического метода» философии состояла в том, что философия, по Расселу, должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведет к обнаружению подлинной структуры мира. Рассел критикует идеализм, солипсизм. По Расселу, Высшая ценность на земле — человек. Философия — «ничейная земля» между религией, наукой и обыденным опытом.
Эрих Фромм 1900-1980 Немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма, марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования - между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием. Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая - любовь). Восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Основные сочинения: «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Революция надежды».
Карл Поппер 1902 — 1994 Философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию - критический рационализм построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости, служащий критерием демаркации - отделения научного знания от ненаучного. Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Основные сочинения: «Логика научного исследования», «Открытое общество и его враги», «Предположение и опровержение».
Томас Кун 1922 — 1996 Американский философ, и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм- исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования. Дал критику неопозитивистскому пониманию науки.
Мартин Хайдеггер 1889 — 1976 Немецкий философ. Развил учение о бытии в основе которого противопоставление подлинного существования и мира повседневности, обыденности. Постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования («Бытие и время»). Темы работ «позднего» Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия».
Мартин Бубер 1878-1965 Еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенцианализму. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог». (Между человеком и Богом, между человеком и миром).
Жан-Поль Сартр 1905 — 1980 В основе его философии было понятие «экзистенция» - то, что наполняет внутренний мир человека, его существование. Чтобы эту «экзистенцию» в себе почувствовать, человеку необходимо испытать «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью. По убеждению Сартра, человек не поддается определению по той простой причине, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком же он становится, проходя жизненный трудный путь. При этом «творит себя сам» с помощью таких инструментов, как желание и воля. Это Сартр называл субъективностью, благодаря которой, человек и возвышается над остальной природой. Французский мыслитель был атеистом. Исходные постулаты мировоззрения Сартра не дали ему возможности выйтиза рамки позитивизма и субъективности. Даже в своей поздней философской работе «Критика диалектического разума» философу не удалось примирить, не выходящий за пределы естественных наук, «позитивистский разум» с единственно достойным «разумом диалектическим», который способен не только понимать, но и предугадывать. Что касается морали, то здесь французский мыслитель также не смог преодолеть свой индивидуализм. Превознося свободу человека, Сартр не дал четкого ответа на вопрос: зачем она человеку.
Альбер Камю 1913 — 1960 Французский писатель и философ. В пьесе «Калигула» выразил поиск мировоззренческих опор в лишенном смысла мире. В повести «Посторонний» герой воплощает фатальное бессилие овладеть потоком бытия. Бунт против законов мироздания отражается в его произведениях: роман-притча «Чума», философское эссе «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек». Публицистика: «Злободневные заметки», «Шведские речи». Обладатель Нобелевской премии. Творчество Камю стало выразителем трагического сознания 20в.
Мишель Фуко 1926 — 1984 Французский философ, один из представителей постструктурализма. Создатель концепции «археологии знания».В 60—70-е гг. XX в. в Западной философии активно выступает такое направление, как структурализм. Структурный анализ присущ всем отраслям знаний. В структурализме этот прием является основным. Для постструктурализма характерен глобальный релятивизм, нигилизм и установка на теоретический хаос: он существует как проблемное поле и способ мышления. Фуко констатирует маргинальное состояние человека в историко-культурном процессе и видит свою задачу в критике структур, окружающих человека и доминирующих благодаря механизмам массовых стереотипов. Одна из таких структур — власть, она мифологизирована и дисперсна, рассеяна в знаковых механизмах и закреплена в поведенческих практиках. Генеалогия власти по Фуко: власть вышла далеко за пределы государства: в тюрьмы, клиники, больницы, школы, семьи, поэтому необходимо препятствовать осуществлению власти, противостоять опустошению и нивелировке, используя «искусство жизни», индивидуальные этики и техники существования.
Феликс Гваттари 1930 –1992 Французский мыслитель. Хотя по роду профессиональных занятий Гваттари считается психоаналитиком, его теоретические усилия были сосредоточены как раз на противостоянии психоанализу как идеологии.Центральное понятие мышления Гваттари – «желание». В противовес Фрейду и его последователям Гваттари настаивает на несводимости желания к некоему набору побуждений и инстинктоподобных импульсов; желание представляет собой скорее изначальную реальность, лежащую в основе как телесного, так и психического мира. Отсюда механистическая, восходящая к Спинозе, терминология Гваттари – понятие «машина желания», а также «технических», «органических», «экологических» и пр. «машин». Наиболее известные публикации Гваттари написаны совместно с Делезом.
Жиль Делез 1925 — 1995 Французский философ-постструктуралист. Задача философии по Делезу — поиск адекватных понятий для описания многообразия жизни, ее могущества, монолитности, бессмысленности и становления. Поиски смысла — также задача искусства и литературы Основной предмет его интереса — язык, соответствие художественных средств авторскому миру, анализ индивидуального и общественного бессознательного. Он трактует текст как «машину желания», привлекая дискурсы лингвистики, биологии, социологии, политэкономии, психоанализа. Язык и неакадемический стиль его работ соответствуют новому методу анализа, который должен отражать новые принципы мышления в условиях нестатичности, разрушенной целостности субъекта и выявлять тенденции саморефлексии. Делёз и Гваттари предложили новый категориальный аппарат. «Образцом нового мышления предложили считать «ризому» — фигуру, в которой каждая точка связана с каждой иной точкой в беспорядочный клубок (вместо «структуры»). Главные понятия их философии — детерриторизация, машина желания, номадология. Детерриторизация — процесс оставления территории, ускользание от цивилизации. Машина желания — тело, включенное в экономику капитализма. Номадология — наука о кочевничестве как новом способе жизни.Делёз и Гваттари ввели в философский лексикон также термины «шизоанализ», «тело без органов». Важнейший термин философии Делёза — тело без органов. Заимствованное из творчества Арто, оно представляет собой образ тела человека, лишенного внутренностей и имеющего лишь одно отверстие для питания и извержения экскрементов. Такой образ призван продемонстрировать креативные возможности шизофрении. Лишенное привычной формы, такое тело становится полностью самостоятельным. Автор работ «Ницше» (1962), «Бергсонизм» (1966), «Логика смысла» (1969).В соавторстве с последним Делез выпустил такую работу, как «Что такое философия?» (1990).
Юрген Хабермас р. 1929 Немецкий философ, социолог и культуролог. Одна из главных идей Хабермаса — создание всеобъемлющей теории общества, направленной на самоосвобождение людей от отношений господства (доминирования). Выступая против глобальной критики объективности, осуществляемой в русле современной философской герменевтики, Хабермас соединяет методологическую герменевтику с философией языка. При этом исходным пунктом становится «критика идеологии», начало которой было положено Марксом, утверждавшим, что взгляды и идеи отражают общественные интересы их носителей. Идеология, являющаяся, по Хабермасу, системой иррациональных или искаженных взглядов, должна подвергнуться критике, рациональному анализу. С точки зрения Хабермаса, теория понимания не должна рассматривать человека вне связи с социальными и историческими факторами и всякое адекватное понимание языка должно исходить из тех практических (прагматических) целей, в которых говорящий использует язык. В связи с этим он разрабатывает «универсальную прагматику», не сводимую к анализу языка и речи. Построение всеобъемлющей социальной теории предполагает разработку концепции познания, основанной на общей теории коммуникативного действия. Хабермас выделяет три типа коммуникаций и соответствующих им действий. Когнитивной коммуникации соответствуют инструментальное и стратегическое действие, интерактивной коммуникации — нормативно регулируемые действия и экспрессивной коммуникации — драматургическое действие.
Поль Рикер р. 1913 Французский философ, сочетающий принцип феноменологии с экзистенцианализмом и персонализмом.Поль Рикер - один из ведущих (наряду с Хайдеггером и Гадамером) представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из корня феноменологии. Этот философ, представитель религиозного феноменологического направления в экзистенциализме. Центральный вопрос для Рикёра – волевая активность субъекта. Опираясь на учение Гуссерля о «жизненном мире», на идеи Хайдеггера и психоанализ Фрейда, Рикёр представляет волю как «предельную изначальность» человека, который благодаря этому способен придавать смысл окружающей действительности. Анализ проблемы воли, по Рикёру, позволяет не только открывать укорененность субъекта в бытии, но и исследовать движение его сознания к будущему. «Предельная изначальность» состоит также в осознании и переживании индивидом возможности небытия. Пределом же в исследовании человеческой воли и сознания является понятие Бога, полностью обусловливающего бытие человека. Рикёр предлагает на основе религии и феноменологическо-экзистенциальной традиции, учитывая также и феноменологию духа Гегеля, способ истолкования человека, мира и культуры. Труды по этике, эстетике, истории философии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: