Известные философы России




Имя Годы жизни Описание
Г. С. Сковорода 1722 — 1794 Г. С. Сковорода родился на территории Полтавской областиУкраины в семье простого казака, окончил Киево-Могилянскую академию, где познакомился с трудами античных и христианских философов. Самостоятельно интерпретировал Библию с философской точки зрения в стиле романтического платонизма. Путешествовал по Европе и Руси, потом вёл образ жизни странствующего философа. Сковорода считается «первым философомРоссии», вдохновителем В. С. Соловьёва[66][67] и, одновременно, одним из наиболее влиятельных украинских философов.[68]
П. Я. Чаадаев 1794 — 1856 П. Я. Чаадаев родился в Москве, закончил Московский университет, принимал участие в войне с Наполеоном 1812 года, дружил с Пушкиным. Изучал античную и немецкую философию, составил свою собственную антропоцентричную философскую систему. Считал, что философия должна быть направлена на благо человека, ради свободы человека. Восхищался западом, в особенности западным христианством, критиковал Россию за отсталость. Положил начало движению «западников» в России. За единственную прижизненную публикацию его идей был помещён под годичный домашний арест с пожизненным запретом на публикации своих работ.[69]
А. С. Хомяков 1804 — 1860 А. С. Хомяков родился в семье помещика, был воспитан в строгих православных традициях. Хомяков интенсивно занимался самообразованием, был разносторонним человеком, самостоятельно изучал философию. Стал христианским философом со взглядами близкими к Августину. Хомяков, по-своему интерпретируя Канта, считал, что всё западное мышление, включая католическое, исключительно рационально, а, значит, неполноценно. Поэтому он был убеждён в правильности православного пути развития, с мышлением целостным. Взгляды Хомякова, изложенные его другом Киреевским, легли в основу движения «славянофилов».[70]
В. Г. Белинский 1811 — 1848 В. Г. Белинский родился в бедной семье в Финляндии. Учился в Московском университете, но был исключён за вольнодумство. Стал известным литературным критиком, под личным влиянием Бакунина изучил немецкую философию, однако отверг идеализм и занял материалистические позиции. В основе философии Белинского — желание улучшить положение простого человека. Был западником, мечтал исправить Россию по западному образцу. Умер в бедности от туберкулёза.[71][72]
А. И. Герцен 1812 — 1870 А. И. Герцен был незаконнорожденным сыном русского помещика, получил дворянское образование, изучал физику и математику в Московском университете, однако вскоре был арестован за вольнодумство и сослан в Сибирь. По возращению примкнул к западникам, изучал немецкую и французскую философию, искал наилучшую стратегию развития России. Был одним из первых русских позитивистов. Эмигрировал в Европу, где издавал бесцензурные газеты на русском языке. Под конец жизни разочаровался в Европе, полагал, что уже «в Европе всем заправляет купец».[73][74]
М. А. Бакунин 1814 — 1876 М. А. Бакунин родился в дворянской семье в Тверской губернии. Против воли семьи переехал в Москву, изучал философию, увлекался ом, трактуя Гегеля, считал, что всё начинается с отрицания. Переехал в Германию, участвовал в философских кружках, познакомился с марксизмом, стал известен яркими публикациями в немецкой прессе. Постепенно занял выраженную атеистическую позицию и рационализировал идею анархизма, считал, что государственные и церковные организации мешают подлинной свободе человека. Вёл революционную деятельность во многих странах, провел более 10 лет в тюрьмах и ссылках.[75][76]
Ф. М. Достоевский 1821 — 1881 Родился в семье помещика. Многие жизненные невзгоды — ранняя смерть матери, брата, жены, убийство отца и мночисленные финансовые трудности — легли в основу его творчества. Более известный как писатель, Достоевский также был философом. Вначале, под влиянием Белинского, западником, затем, после 4-х годичной ссылки за вольнодумство, стал славянофилом. В своём известном московском выступлении пытался примирить западников и славянофилов. Литературные произведения Достоевского известны в мире как вклад в философию экзистенциализма, центральным таким произведением считаются «Записки из подполья».[77][78]
Н. Г. Чернышевский 1828 — 1889 Н. Г. Чернышевский родился в семье священника, в Саратове, получил очень хорошее образование, закончил Санкт-Петербургский университет. Изучал философию, увлекался Фейербахом, Контом, Руссо. Занял позиции близкие к материализму и позитивизму, считал, что развитие естественных наук поможет решить этические вопросы в мире. Работал в журнале «Современник», где и публиковал свои труды. С усилением политической реакции журнал был закрыт, а Чернышевский арестован и приговорён к каторжным работам в Сибири, откуда он вернулся уже тяжело больным человеком и вскоре умер.[79][80]
Л. Н. Толстой 1828 — 1910 Л. Н. Толстой родился в семье графа. Немного проучившись в Казанском университете, Толстой бросил учёбу, путешествовал, служил в армии. В 24 года занялся литературной деятельностью, которая затмила его деятельность философскую. На становление внутренней философии Толстого повлияли труды Шопенгауэра и Руссо. В своей философии истории, Толстой отрицает роль личности в истории, ищет общие принципы исторического развития. Разрабатывает философию ненасилия, осуждающую как государственную политику, так и церковную.Верил в разум и индивидуальную ответственность человека. Отлучён от Церкви за свои взгляды.[81][82]
В. С. Соловьёв 1853 — 1900 В. С. Соловьёв родился в Москве, в семье историка С. М. Соловьёва, учился в Московском университете. Разделял взгляды славянофилов, в Петербурге защитил диссертацию на тему «Кризис западной философии. Против позитивистов», занимался преподавательской деятельностью. Сформулировал влиятельную в России «философию всеединства», в основе которой лежал принцип божественного сущего. Концепция Соловьёва содержала элементы мистики и теософии и подразумевала объединение православных и католических народов, а в перспективе и народов всего мира под властью русского царя.[83]
Г. В. Плеханов 1856 — 1918 Г. В. Плеханов родился в Тамбовской губернии в семье военного. Учился в Горном институте в Петербурге, увлёкся идеями народовольцев, затем философией марксизма.Скрываясь от преследования за свои взгляды за границей, опубликовал множество работ, как пропагандирующих марксизм в России, так и развивающих его теоретическую основу. Oпираясь на французский материализм и Фейербаха, Плеханов развивал внутри марксизма вопросы онтологии и философии истории. Сделал первый перевод Манифеста коммунистической партии на русский язык.[84][85]
К. Э. Циолковский 1857 — 1935 Циолковский - исследователь и изобретатель в области реактивного движения. Гораздо менее он известен своими философскими концепциями, своей “космической философией”, которые и составляют главную часть его научного наследия. Циолковский был ученый-естественник и материалист. Центральной, главной идеей Циолковского является то, что будущее человеческой цивилизации неизбежно связано с выходом в космос. Взгляд ученого на человечество таков - он рассматривает нашу цивилизацию как единый организм, как некое единое целостное образование. Центром своей “космической философии“ Циолковский делает этическую доктрину счастья.
Н. А. Бердяев 1874 — 1948 Наиболеекрупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Н. А. Бердяев родился в дворянской семье в Киеве. Учился в военной школе, очень рано, в 14 лет увлёкся философией. В начале жизни Бердяев интересовался марксизмом, однако впоследствии отдалился от него и стал развивать идеи неохристианства под влиянием «философии единства» Соловьёва. В 1922 году вместе со многими другими учёными был выслан из России. Продолжил заниматься философией в эмиграции. Бердяев не был солипсистом, но утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом. Считают, что Бердяев — “один из родоначальников философии экзистенциализма. По его мнению, бытие не является первичным, оно — лишь характеристика “существования” — процесса творческой индивидуальной жизни духа.Свобода,по его мнению, не была сотворена Богом. Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода. Но человек должен следовать моральным нормам, тем самым реальной свободы нет; эта «свобода в боге и от Бога полученная». Внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.Единственная разновидность социализма, которую можно принять - это “персоналистический социализм”, признающий высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни.
А. Ф. Лосев 1893 — 1988 А. Ф. Лосев родился в семье учителя в Новочеркасске. Проявил большие разносторонние способности, ещё до 30 лет стал профессором Нижегородского университета, профессором Московской консерватории и действительным членом Художественной Академии. С 1927 по 1930 гг. опубликовал свои первые восемь книг, включая «Критика платонизма у Аристотеля» и «Диалектика мифа». В 30-е годы был арестован, приговорён к 10 годам лагерей, досрочно освобождён по инвалидности с запретом заниматься философией, за исключением эстетики, которой занимался до конца жизни, опубликовав несколько известных во всём мире исследований.
М. М. Бахтин 1895 — 1975 М. М. Бахтин родился в семье банковского служащего в Орле. Учился в Новороссийском и Петроградском университетах. В 30-е годы находился в ссылке в Казахстане. Философия Бахтина, которую он сам называл философской антропологией,— это оригинальный сплав идей неокантианства, феноменологии, философии жизни, экзистенциализма, герменевтики; существенно влияние Достоевского. Эти идеи соединены на основе христианского персонализма с характерными для русской философии чертами: этической направленностью, стремлением к цельности в постижении человеческого мира, с особым интересом к его эстетической стороне. Человек принадлежит и миру свободы, и миру необходимости(природной и общественной). Общение — диалог, в нем совершается взаимопризнание самоценности каждого, находящее высшее выражение в братском, любовном отношении друг к другу.
М. К. Мамардашвили 1930 — 1990 М. К. Мамардашвили родился в Гори, в семье военного. Закончил Московский университет. Участвовал в философских кружках Москвы, включая МЛКЩедровицкого. В своей философии, уникальной в СССР по степени свободы мысли, увязывал современные идеи континентальной философии и собственную позицию западника.

См. по материалам:slovorus.ru, dic.academic.ru, rutracker.org и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: