Ситуации успеха: сущность, алгоритм создания, позиция педагога.




Известно, что ведущим фактором развития личности является его собственная деятельность. Не менее важен получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. И именно успех является позитивным стимулом дальнейшего продвижения ребёнка в том или ином направлении. Неудачник дома или в школе- это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни… «Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни…» (Глассер У. Школа без неудачников.- М.: 1991. С.18). Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому педагогу необходимо специально создавать для школьников ситуации успеха.

Ситуация успеха- это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Общий технологический алгоритм ситуации успеха: *создание атмосферы доброжелательности, *снятие страха перед предстоящей деятельностью, *авансирование успешного результата, *внесение мотивации в предстоящую деятельность, *скрытое инструктирование о способах и формах деятельности, *выделение персональной исключительности, *выражение педагогического внушения, *оценка детали.

Создание атмосферы доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогают ребёнку справиться с поставленной задачей. Например, начиная урок, можно сказать: «Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т.п.

Снятие страха перед предстоящей деятельностью. Это важно, чтобы ученик преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Можно использовать фразы: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка- не пытка.

Авансирование успешного результата. Этим приёмом дополняется приём снятия страха. Например, слова: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься…». Так учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребёнку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.

Внесение мотивации в предстоящую деятельность. Т.е. объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребёнка смещается с цели на мотив, и он думает о том (о тех), чему (кому) нужна его работа. Учитель: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не разобраться…». Ориентация на Другого в операции «внесения мотива» содержит в себе большой педагогический смысл, т.к. раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для других. «Внесение мотива» может осуществляться на различных этапах создания ситуации успеха: *в самом начале, когда даже ещё не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих, *в процессе выполнения деятельности для усиления её значимости, *после выполнения задания, чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.

«Скрытое инструктирование» о способах и формах деятельности. Оно реализуется с помощью намёка, пожелания: «Достаточно, чтобы было…», «Возможно, лучше начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…». Например: «Чтобы справиться с контрольной работой, достаточно вспомнить формулы, в использовании которых мы тренировались на прошлом уроке; и, конечно, не забывать, как оформляется решение задачи».

Выделение персональной исключительности. Она повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат: «Только ты и мог бы это сделать…», «Именно на вас я возлагаю особую надежду…».

Педагогическое внушение. Оно побуждает к началу действий: «Нам уже не терпится…», «Не будем терять времени- приступаем к работе…».

Оценка детали. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата: «Особенно меня порадовало…», «Поражает такой фрагмент…».

СРС: Познакомьтесь в пособием: Питюков В.Ю Основы педагогической технологии.- М.:1997, С.115-127.Обратите внимание на создание ситуации неуспеха: в чём её педагогический смысл? Разработайте модель для предстоящей практики «Создаю ситуацию успеха».

Вопрос 4. Педагогическая технология игровых методик воспитания.

Лаборатория Щурковой Н.Е., обосновывая тезис о технологичности воспитания, разработала систему игровых методик, направленных на создание воспитательного пространства, формирование ценностных ориентаций и установление добрых взаимоотношений между педагогами и детьми.

Цель воспитания, согласно концепции Щурковой Н.Е. – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте, которая позволяет человеку реализовать себя как человека разумного (homosapience), осуществить в себе способность быть человеком творческим и созидающим (homocreatus и homofaber), проявить себя как человека нравственного (homomoralis).

Содержанием воспитания должно быть формирование отношения к ценностям, главные из которых- Истина, Добро и Красота. В дополнение к ним Щуркова Н.Е. предлагает «пирамиду» ценностей, на вершине которой- Человек, как наивысшая ценность. Поразмышляйте над этой пирамидой: 1) Человек. 2) Жизнь, Природа, Общество. 3) Добро, Истина, Красота. 4) Труд, Познание, Общение, Игра. 5) Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство.

Л огика построения процесса воспитания (формирования отношения к ценностям) - следующая: - «знаю» ( освоение культуры) - «умею» (усвоение культуры) - -«люблю» (присвоение культуры).

Технологически это можно и нужно делать, используя различные социально-психологические игровые методики (формы), которые и призваны формировать ценностное отношение к жизни вообще и к основным человеческим ценностям. А формирование ценностного отношения – и есть цель, содержание и результат воспитательной деятельности педагога.

На первый взгляд, игровые методики просты и общедоступны. Однако, педагог, используя их, должен придерживаться следующих технологических шагов и акцентов:

1. Создание особой психологической атмосферы в группе учащихся как непременного условия игрового действия. Здесь ведущая роль принадлежит педагогической технике: голосу, мимике, жестам, пластике, темпо-ритму движений, лексической и мелодической окраске речи, определяющих тональность первого этапа занятия- пролога.

 

2. Первый этап встречи-занятия – пролог. Это своеобразный настрой-разогрев. Способы такого разогрева бесчисленны, например: - -*уважительное обращение (дамы и господа, судари и сударыни, друзья, мои дорогие, уважаемые мыслители, и пр.); -* проявление заботы (всем ли удобно? Все ли хорошо расположились? Всем ли видно…); -* персональные вопросы (как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме? Чего ждёшь от встречи? …), *- педагогическая мизансцена, располагающая к общению (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение…), -* предварительный вопрос, или парадокс, или проблема,- наводящая на основную проблему встречи…

 

Пролог психологически настраивает на совместное общение, поэтому не нужно бояться, что «теряется время». Важно расположить друг к другу, слегка наметить цель, мотивы и личностные смыслы.

3. Вовлечение в игру и объяснение правил игры: *раскрытие фабулы игры; *обозначение игровых ролей; *приглашение детей на роли (по желанию, по карточкам, по …). Играющие придумывают имена своим персонажам, символические элементы костюмов и пр.. Чем необычнее имя, тем легче играющему спрятаться за «маску», тем свободнее он будет действовать в игре. Не забыть здесь группу наблюдателей, дав им роль арбитра, стороннего наблюдателя, которые будут что-то подмечать со стороны, делать беспристрастные выводы и т.п.

4. Организация самого игрового действа. Здесь нужно следовать фабуле и правилам игры. Но при этом важно помнить: * содержанием игры выступают а) ценностные отношения детей к миру- они проживаются в игре, б) умения детей взаимодействовать с миром- они вырабатываются в игре, в) знания детей о мире- они формируются; *каждый персонаж имеет право на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я». Следовательно, ход игры- непредсказуем; в этой непредсказуемости и скрыта игровая интрига. *педагог не должен волноваться, если событийный вектор игры принимает новое, или незапланированное направление: с помощью реплик, или интонаций, или введением нового персонажа или дополнительных условий,- педагог всегда сможет расставить ценностные акценты и смотивировать участников игры на ценностные выборы решений и поведения; *не нужно бояться импровизации: она придаёт игре остроту и повышает интерес.

Чтобы импровизировать, педагог должен быть предельно внимателен к лексике, мимике, пластике, интонациям играющих, чтобы вовремя направить внимание всех на отношенческую сущность происходящего и смысловые акценты; *недопустимо попрание ценности: если, подражая взрослым, дети проявляют циничность или грубость, педагог всегда может мягко переакцентировать: «Иногда люди действительно так говорят…». Средства игры. Они предельно минимальны, символичны, условны, и призваны лишь активизировать воображение участников, чтобы не отвлекать участников от отношенческого содержания игровых действий.

5. Игровая мизансцена. Она несёт в себе символику отношений, поэтому очень важно продумать расположение всех участников игрового действа по отношению друг к другу. Важно и расположение самого педагога: и среди наблюдателей, и рядом с игроками, чтобы мягко корректировать ход игры.

6. Этика взаимоотношений во время игры. Не допускать обидных и грубых выпадов детей друг против друга, которые они могут допустить в запальчивости. Подавать примеры речевых этических обращений и выражений.

7. Итоговая рефлексия. Здесь важно, чтобы участники поделились друг с другом тем, что они поняли, что открыли, что узнали, и пр.

Если игра будет проведена профессионально, не оставит участников равнодушными, то это проявится в активности детей в разрешении игровой проблемы, а также в последующем улучшении добрых взаимоотношений между ними.

Это и будет технологическим РЕЗУЛЬТАТОМ проведённой игровой методики.

СРС:. 1. Познакомьтесь с книгой Щурковой Н.Е. «Классное руководство: игровые методики». 2.Выпишите в свою педкопилку по 2-3 игровых методики из каждого из разделов (а их в книге-11).

Примерные задания для подготовки к занятию:

1. Познакомьтесь с методическими материалами к занятию и рекомендуемой литературой. Уясните основные понятия и их характеристики. Подумайте о практической реализации усвоенных знаний.

2. Разбившись на 4 команды, разработайте модели КТД с ориентацией на разные направления воспитательной работы, или на разные четверти. Не забудьте про алгоритм подготовки и проведения.

3. По командам подготовьте презентацию технологий воспитания, используя работы Полякова С.Д. и собственное педагогическое творчество (Например, 1) Шоу-технологии (конкурсы, соревнования, КВН, и пр.). 2) Технология тренингов общения. 3) Технология групповой проблемной работы (дискуссии, ситуации и пр.) 4) Технология индивидуального диалога «педагог-воспитанник»).

4. По командам разработайте и подготовьте к «проигрыванию» на занятии различные воспитательные ситуации: ситуации творчества, выбора, успеха. В чём воспитательный потенциал подобных ситуаций?

5. Разработайте модель для предстоящей практики «Создаю ситуацию успеха». Можно в форме концепции, алгоритмичной модели, или в форме эссе.

6. Познакомьтесь с книгой Щурковой Н.Е. «Классное руководство: игровые методики». Выпишите в свою педкопилку по 1-2 игровых методики из каждого раздела (а их в книге 11). Как бы вы реализовали эти методики на практике.

7. Напишите эссе о важности и специфике технологического подхода к организации воспитательного процесса, а также- о роли импровизации в нём.

Примерные темы курсовых работ (проектов):

1. Технологии воспитания: теория и практика.

2. Технология коллективной творческой деятельности.

3. Технология создания ситуации успеха (в учебной и внеучебной деятельности- на выбор).

4. Технология создания воспитательных ситуаций духовно-нравственной направленности.

5. Технология игровых методик в деятельности классного руководителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: