Изучение нового материала.




ЛЕКЦИЯ 53.

Апогей и кризис советской системы 1945-1991 годов (СССР в послевоенные годы).

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете об СССР в послевоенные годы: об укреплении статуса СССР как великой мировой державы, о начале «холодной войны», о положении в сельском хозяйстве, о послевоенном обществе и духовном подъеме людей, о противоречиях социально-политического развития, об усилении роли государства во всех сферах жизни общества, о власти и обществе, а также об идеологии и культуре в послевоенный период (идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов)».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны».

2.3. Положение в сельском хозяйстве. Послевоенное общество, духовный подъем людей. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества.

2.4. Власть и общество. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов

2.5. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Назовите основные причины крушения колониальной системы.

3.2. Перечислите основные этапы процесса деколонизации.

3.3. Назовите отличия социалистического и капиталистического путей развития.

3.4. Расскажите об основе постиндустриального общества.

3.5. Перечислите страны, которые получили название «азиатских тигров».

3.6. Назовите причины, по которым «азиатские тигры» смогли высоко поднять свою промышленность.

3.7. Расскажите об исламской революции в Иране.

3.8. Расскажите об Иракской войне 2003 г.

3.9. Дайте определение «Арабской весне».

Изучение нового материала.

4.1. Под запись. «После Второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внёсшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. с 52. Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма. В этих странах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий. Они провели национализацию промышленности, аграрные преобразования, установили демократические свободы. В этих странах установился режим народной демократии. Между СССР и этими государствами были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи. Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма. СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация».

4.2. Под запись. «С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей. Эти задачи должен был решить четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. Намечалось дальнейшее укрепление социализма в СССР и в восточноевропейских странах.

Восстановление и развитие народного хозяйства СССР в послевоенные годы проходило в сложных условиях. Страна, особенно ее европейская часть, находилась в полной разрухе - промышленность и сельское хозяйство практически надо было восстанавливать заново. Страна потеряла около 30% национального богатства. Положение усугубилось нехваткой финансовых и людских резервов. Около 28 млн. человек погибли на фронтах войны, в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Последствием войны явились сотни тысяч сирот, вдов, стариков, чьи дети и близкие родственники погибли в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В первый год после войны руководство страны приняло ряд мер по переходу на мирное строительство. Так, в мае 1945 года Государственный Комитет Обороны перевел часть оборонных предприятий на выпуск товаров народного потребления. В сентябре 1945 года этот Комитет был упразднен в связи с окончанием его функций военного времени. Мирное строительство возглавил Совет Народных Комиссаров, который в 1946 году был преобразован в Совет Министров СССР. На базе военных наркоматов были созданы новые - наркомат машиностроения и приборостроения, наркомат тракторостроения и др. В целях нормализации режима труда отменялись сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Стратегическая задача четвертой пятилетки (1946-1950 годы) заключалась в том, чтобы в первую очередь восстановить районы страны, находившиеся в оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. За счет сокращения ассигнований на военные нужды сюда направлялись значительные средства, материальные и людские ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы в Казахстане, на Урале, в Сибири и др. Стратегическую задачу восстановления и развития народного хозяйства СССР в послевоенный период советский народ в целом выполнил.

Решение этих задач было сопряжено с большими трудностями. Гитлеровцы нанесли огромный ущерб народному хозяйству. Фашистскими захватчиками было оккупировано 1,5 млн. кв. км территории нашей страны. Шесть советских республик подверглись оккупации полностью и две частично. До войны это была наиболее развитая в промышленном отношении и наиболее населенная часть страны. Здесь проживало 88 млн. человек - 45% всего населения Советского Союза, производилось 71% общесоюзного производства чугуна, 58% - стали, 57% - проката черных металлов, 63% - угля. На эту территорию приходилось 47% всех посевных площадей страны, 45% поголовья скота. В ходе войны было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, разорено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 МТС. Только прямой ущерб, причиненный нашей стране, составил 2 трлн. 569 млрд. руб. В ином положении находились США. В войне они потеряли 250 тыс. человек, т.е. лишь 1% взрослого мужского населения. В стране не пострадал от войны ни один город, ни один дом.

Первый послевоенный пятилетний план в целом был выполнен благодаря героическим усилиям всего советского народа. Были восстановлены шахты Донбасса, "Запорожсталь", Днепрогэс и многие другие. Уровень промышленного производства в 1950 году превзошел довоенный на 73%, производство средств производства увеличилось вдвое. Основные фонды промышленности за годы пятилетки выросли в сравнении с 1940 годом на 34%, производительность труда на 37%. В течение пяти лет было восстановлено, построено заново и введено в действие свыше 6,2 тыс. крупных предприятий. Значительно возросло по сравнению с довоенным уровнем производство важнейших видов оборудования, машин и механизмов: металлургического оборудования - в 4,7 раза; нефтяной аппаратуры - в 3; угольных комбайнов - в 6; газовых турбин - в 2,6; электрооборудования - в 3 раза и т.д. В ряде отраслей промышленности, особенно в машиностроении, существенно обновилась номенклатура выпускаемой промышленности. Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжалась электрификация производства, которая к концу пятилетки превзошла уровень 1940 года в 1,5 раза. Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 году благодаря массовому героизму советских людей. Они активно участвовали в многочисленных трудовых коммунах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), что способствовало выполнению перегруженных плановых заданий.

Одной из наиболее трудных задач послевоенной пятилетки было восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства. Она осложнялась тем, что в 1946 году страну поразила жесточайшая засуха, охватившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. Начавшийся голод вызвал массовый отток сельского населения в города. В целях организационно-хозяйственного укрепления сельскохозяйственных структур был создан Совет по делам колхозов при Совете Министров СССР. Развернутую систему мер подъема сельского хозяйства в послевоенный период наметил февральский (1947 года) Пленум ЦК ВКП(б). Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Важным этапом в развитии сельского хозяйства явилось укрупнение сельскохозяйственных артелей. На базе 254 тыс. мелких колхозов было создано 94 тыс. укрупненных, что позволило более эффективно использовать сельскохозяйственную технику, укрепить производственные связи и сближение города и деревни. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Только из Литвы были выселены в мае-июле 1948 года свыше 19,3 тыс. крестьянских семей общей численностью 70 тыс. человек. К концу пятилетки выросло производство зерна, хлопка, льна, сахарной свеклы, масличных и кормовых культур, положительные сдвиги наметились в развитии животноводства. Однако сельское хозяйство СССР еще серьезно отставало от темпов общего хозяйственного развития страны.

Успешное выполнение хозяйственных задач первой послевоенной пятилетки давало возможность повышать благосостояние народа. В конце 1947 года в СССР была проведена денежная реформа. Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10:1. Она преследовала цель ликвидировать последствия второй мировой войны в области денежного обращения, восстановить полноценный советский рубль. Денежная реформа проводилась не за счет народа, она не сопровождалась повышением цен на потребительские товары, понижением реальной заработной платы. Наоборот, в течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. Одновременно с денежной реформой состоялась отмена карточной системы снабжения населения, был осуществлен переход к развернутой торговле по единым государственным ценам. При этом цены на некоторые продовольственные товары (хлеб, крупу) устанавливались на 10-12% ниже, чем существовавшие ранее так называемые пайковые цены, и в несколько раз ниже коммерческих цен. Упорядочение денежного обращения, рост производства товаров широкого потребления и розничного товарооборота обеспечивали повышение реальной заработной платы рабочих и служащих, доходов колхозников. Несмотря на крайнее напряжение госбюджета, значительная часть которого уходила на финансирование военных программ, были изысканы средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. В годы 4-й пятилетки создаются Академия художеств СССР, Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, почти на треть увеличилось число научно-исследовательских институтов. Открываются новые университеты (в Кишиневе, Ужгороде, Ашхабаде, Сталинабаде), учреждается аспирантура при вузах. В короткий срок была восстановлена введенная в начале 30-х годов система всеобщего начального образования, а с 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание советское телевидение. С 1948 по 1953 годы включительно цены на основные товары народного потребления (продукты, вещи) снижались каждый год на 10 – 12%.

Это стало возможным благодаря тому, что в Советском Союзе с 1939 года был разработан и широко применялся механизм повышения эффективности экономики, который тогда же стали применять в большинстве отраслей народного хозяйства. Этот метод представлял собой совокупность хорошо продуманных материальных и моральных стимулов для активизации творчества трудящихся, направленного на снижение себестоимости и повышение качества (улучшение характеристик) разрабатываемой или уже производимой продукции. Главным фактором этого метода была причастность к общему делу, полезному для страны и общества в целом.

Материальные стимулы в организациях, разрабатывающих новую технику, заключались в коллективных и индивидуальных премиях, выплачиваемых сразу после приемки изделия государственной комиссией, если в акте отмечалось улучшение характеристик изделия по отношению к базовому заданию. Эту премию получали все члены коллектива, участвующего в проекте, в одинаковом размере, независимо от должности. Существовали и индивидуальные премии, необходимым условием выплаты которых являлось наличие рационализаторских предложений или заявок на изобретение. За каждую новацию авторам выплачивалась дополнительная сумма, при этом оставалось и обычное вознаграждение за экономический эффект, полученный в результате внедрения изобретения или рацпредложения. Руководитель проекта, обычно не занимавший начальственной должности, получал отдельную премию. Моральные стимулы заключались в том, что лица, обеспечившие коллективу получение таких премий, ускоренно продвигались по службе. Одновременно применялись и обычные квартальные и годовые премии. Такие механизмы создавали хороший моральный климат в коллективах. К способным к творческой работе людям коллеги относились бережно, освобождая их от рутинной работы без всяких указаний начальства, поскольку успехи одного распространялись на всех. Даже во время войны существовала жесткая шкала денежных выплат и наград за личное уничтожение техники или живой силы противника, а также нанесение иного урона противнику (в армии) и за уменьшение себестоимости и повышение качества изделия (в оборонной промышленности). Использование этого метода не только выявляло таланты и повышало творческую активность огромного числа людей, но и меняло психологию членов трудовых коллективов и межличностные отношения в них. Осознавая свою значимость для общего дела, любой член коллектива с готовностью выполнял любую работу, даже если она не соответствовала его статусу. Взаимная доброжелательность и стремление помочь друг другу становилось общими чертами поведения. Начальник стремился не приказывать подчиненному, а разъяснять ему, какую роль его работа играет в общем деле.

Параллельно с процессами восстановления экономики стали выявляться и другие тенденции. Первая – желание ряда руководителей страны, интеллигенции «жить для себя», замкнуться в своем кругу, без отдачи своих сил на благо всего народа, который своим трудом их содержал. Естественно, руководство СССР не могло спокойно на это смотреть. В августе 1946 года по инициативе Сталина ЦК ВКП(б) принимает постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Оно имело целью повысить культурный уровень этих журналов и направить их деятельность на помощь государству в правильном воспитании молодежи, отвечать на ее запросы, воспитывать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия. В этом же духе выдержаны постановления ЦК партии "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и др. Любые виды творчества должны были активно пропагандировать политику советского государства, которая является жизненной основой советского строя. Через культуру и искусство советские люди должны были познавать преимущества социализма, им надо было показывать – как можно и нужно действовать для торжества справедливости и Советской власти.

В научной сфере также было не все в порядке. Результаты теоретических исследований в некоторых научных направлениях (генетика, кибернетика) принижали роль человека в получении результатов от использования этих наук. В области философии был поставлен вопрос об отстраненности философии от повседневной жизни, о необходимости привлечения философов к разработке и установлению ценностей, требующих от советского человека постоянного повышения своего морального уровня. В области экономических наук (политэкономия) недостаточно прорабатывался вопрос об отличиях социалистической экономики от капиталистической, а также о построении коммунистической экономики в капиталистическом окружении. По всем этим вопросам были инициированы общественные дискуссии, в результате которых были приняты решения о необходимости действий по дальнейшему развитию этих наук в сторону торжества социалистического способа производства как наиболее справедливого».

4.3. Под запись. «Вторая тенденция – ориентация представителей руководства и интеллигенции на западный образ жизни, что выливалось в преклонение перед Западом как передовым образом жизни и в условиях «холодной войны» становилось опасным для страны в целом – по этому признаку западные разведки могли спокойно вербовать себе агентов в любых сферах общества. С этой стороны следует рассматривать «дело ЗиС» (завода им. Сталина), когда в руководстве этого московского автозавода выявили группу лиц еврейской национальности, определявших себя по национальному признаку, а не как советских людей. В связи с этим они активно сотрудничали с Еврейским антифашистским комитетом, который после войны стал проводником интересов западных разведок. Израиль, появившийся во многом благодаря политике И.В. Сталина, отказался от сотрудничества с СССР и стал сотрудничать с США. Соответственно, разведслужбы этих государств также работали вместе. В этом же ключе трактуется «дело Клюева и Роскиной», когда профессора Клюева и Роскин, при попустительстве министра здравоохранения Митерева и при активной помощи секретаря Академии медицинских наук Парина, передали американцам важное открытие советской науки — препарат для лечения рака.

Третья тенденция, зачастую вытекающая из второй – развитие национализма, что было отражено в т.н. «мингрельском деле», обвиняемые по которому, ряд грузинских руководящих работников, повторили ошибки своих предшественников 1920-х – 1930-х гг. и воспроизвели клановую систему, чуждую Советской власти. Сюда же можно отнести и т.н. «ленинградское дело», обвиняемые по которому, А. А. Кузнецов - секретарь ЦК ВКП(б), М. Н. Родионов - председатель Совета Министров РСФСР, П. С. Попков - первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), Я. Ф. Капустин - второй секретарь Ленинградского горкома партии, А. А. Вознесенский - председатель Госплана СССР и др., готовились создать Российскую коммунистическую партию, по примерам компартий союзных республик. Они обосновывали это тем, что русский народ зажимают и не дают ему защищать свои интересы. На практике русские были элементом, цементирующим все компартии республик СССР, и обеспечивающим существование СССР как союзного государства. Поэтому появление отдельной Российской компартии стало бы развалом Советского союза. Именно так он и был развален, когда Ельцин учредил компартию РСФСР.

И четвертая тенденция – борьба с халтурным отношением к своим обязанностям. Здесь следует отметить «дело Авиапрома» (дело Шахурина, Новикова и др.), когда в феврале 1946 года начальник главного управления контрразведки "Смерш" (Смерть шпионам) генерал-полковник В.С.Абакумов попросил у Сталина санкцию на арест главкома ВВС А.А.Новикова, наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина, главного инженера ВВС А.К.Репина, члена военного совета ВВС Н.С. Шиманова, начальника главного управления заказов ВВС Н.П.Селезнева и начальников отделов управления кадров ЦК ВКП (б) А.В. Будникова и Г.М. Григорьяна. Мотивировалось это тем, что на протяжении войны руководители авиапрома выпускали "сырую" продукцию и по сговору с командованием ВВС при молчаливом согласии курировавших поставки техники в ВВС работников ЦК партии протаскивали на вооружение Красной Армии бракованные самолеты. В результате с ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок материальной части. Сюда же можно отнести и «дело врачей», которое началось с неправильной постановки диагноза А.А. Жданову (лечащие врачи Кремлевской больницы «не увидели» на его кардиограмме инфаркта и разрешили Жданову свободное передвижение и пр., в результате чего тот скончался). Кардиолог Лидия Тимашук, диагностировавшая инфаркт у А.А. Жданова, пошла на конфликт со своим руководством, а потом, будучи переведенной с понижением, написала письмо в Министерство государственной безопасности. В результате органы выявили группу врачей, которым приписали вредительство в системе здравоохранения и обвинили в «залечивании» не только Жданова, но еще и А. Щербакова, секретаря Московской парторганизации в годы войны».

4.4. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «И.В. Сталин и экономика социализма», перейдите по ссылке https://stalinism.ru/dokumentyi/materialy-xix-s-ezda-vkp-b-kpss.html?showall=&start=3, прочитайте и законспектируйте текст работы И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: