Сущность мотивации как педагогической и психологической категории.




Содержание

 

Введение................................................................................................. 3

Глава I. Теория формирования мотивации и самоорганизации учебной

деятельности школьников в процессе обучения ……………..

1.1 Сущность мотивации как педагогической и психологической категории……………………………………………………………..

1.2. Этап мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.......................................................................................

ГлаваII. Мотивация в теории и методике обучения физике.

II.1. Опыт учителей при организации мотивации школьников на уроке физике.

1. Урок, построенный на инициативе учащихся

2.????????????????????????????????????????????

II.2. Методические рекомендации по организации мотивационной деятельности учащихся на уроках физики.

Заключение........................................................................................... Литература.................................................................

Введение

Подходя к изучению вопроса о способах и приемах создания мотивации в процессе обучения физике, важно отметить, что мотивация является одной из важнейших проблем современного образования, поскольку она является одной из важных и необходимых условий успешности учебной деятельности школьника. От силы мотивации в значительной мере зависят учебная активность и успеваемость учащихся.

В условиях крупных психолого-педагогических преобразований, происходящих в последнее время в России и мире, проблема организации мотивации школьников требует к себе особого внимания. Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладение школьниками суммой знаний; важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителя и учащихся.

Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:

· мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;

· недостаточное использование мотивации в школе при обучении физике.

Объектом исследования является процесс обучения физике в основной школе как процесс управления активностью учащихся.

Предметом исследования является технология формирования мотивации как свойства личности в процессе обучения физике.

Гипотеза исследования заключается в том, что если процесс обучения физике в основной школе будет ориентирован на развитие мотивации как свойства личности учащегося, то возможно повысить качество обучения, сформировать у учащихся адекватную самооценку, снизить у них тревожность в процессе обучения.

Цель: рассмотреть особенности организации этапа мотивации учения на уроках физики.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

2. рассмотреть психологические характеристики мотивационной сферы учения;

3. рассмотреть различные пути формирования мотивации учения;

4. проследить реализацию этапа мотивации учебной деятельности при изучении физики.

5. проведение опытной работы по формированию мотивации учения.

 

Глава I. Теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе обучения.

Сущность мотивации как педагогической и психологической категории.

Сущность мотивации как психологической категории раскрыта в трудах Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.Ф. Моргуна, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. Психологи под мотивацией понимают: "совокупность стойких мотивов поведения и деятельности" (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, Я. Скалкова); мотивация "включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д." (В.Г. Асеев), рассматривается как свойство, качество личности (В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.), мотивация определяет "направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека..." (Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.)

В настоящее время в психологии выявлена сущность мотивации учения, ее состав, признаки, уровни, проведена классификация мотивов, выяснены психологические принципы, механизмы и пути ее формирования.

В отечественной дидактике мотивацию в целом и ее элементы исследовали такие ученые, как М.А. Данилов, Л.М. Зюбин, В.С.Ильин, И.А. Каиров, Р.Г.

Лемберг, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др. В работах уделено внимание компонентам мотивации: познавательный интерес (Г.И. Щукина, В.Ф. Ба-

шарин), познавательная потребность (Г.А. Бокарева, В.С. Ильин, Г.И. К и-

риллова, Ю.В. Шаров), долг в учении (Л.В. Каткова, З.П. Шабалина); ис-

следована мотивация в целом (В.С. Ильин), мотивация учения и труда (О.С. Гребенюк).

Наиболее часто мотивацию в педагогике определяют как систему взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Она отражает но-вообразования в мотивационной сфере, связанные с ведущей деятельностью учащихся.

В отличие от мотивации изучения отдельного предмета "мотивация учения в целом - это не сумма мотиваций изучения отдельных предметов, это новое, более сложное личностное образование, обладающее своими специфическими признаками..." (В.С. Ильин).

1.2 Этап мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.

Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным.

Рассмотрим отношение к мотивации учения в психолого-педагогической литературе.

Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

В книге Марковой А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников» отмечено, что мотивационная сфера состоит из нескольких аспектов: потребность, мотив и цель. Дано определение мотива, в общем, и мотива в обучении.

Мотив – направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

Марковой рассмотрены функции и виды мотивов.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях.

Все мотивы разделены на группы:

1. социальные;

2. познавательные;

3. творческие или социально-познавательные.

В данной книге рассмотрена глава «Пути формирования мотивации учения». В которой указываются некоторые советы для лучшей организации мотивации на уроке.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

Содержание каждого урока каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных, скоропроходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

В данном источнике также рассмотрены этапы изучения темы учебной программы. Первым рассмотрен мотивационный этап.

Следующий источник, посвященный проблеме мотивации – «Психология ведения урока», Скороходовой Н.Ю.

В данной книге мотивации посвящен целый раздел: «Мотивация на уроке».

Дается определения мотива и мотивации:

Мотив – побуждение к активности в определенном направлении.

Мотивация – процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:

1. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность?

2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (внутренние факторы мотивации.)

3.Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние функции мотивации.)

Перечислены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования. Внутренняя

мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь – самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов. Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника».

В книге приведена схема влияния учителя на мотивацию достижения у учеников на уроке (схема Хекхаузена), и в конце каждого раздела приводятся советы учителю. Подробно описано развитие познавательного мотива (интереса к предмету и любознательности) и социальных мотивов (организация сотрудничества).

Плюсом является то, что в книгу включена тема «ошибки в мотивировании». Это позволяет на основе анализа действии учителя во время пресечь возможные ошибки.

При неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: