Краткие методические указания для работы на практическом занятии.




Серологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А и В.

Для постановки диагноза применяется реакция агглютинации Видаля, основанная на обнаружении в сыворотке крови людей агглютининов, которые появляются в конце 1-й - начале 2-й недели заболевания. Особенности реакции заключаются в том, что реакция ставится одновременно с 4 разными диагностикумами (антигенами): ОН-диагностикум брюшного тифа, О-диагностикум брюшного тифа, ОН-диагностикум паратифа А и ОН-диагностикум паратифа В. Брюшнотифозные монодиагностикумы применяются для установления стадии болезни, т.к. содержание О- и Н-антител в разные ее периоды неодинаково. О-антитела накапливаются в разгвр заболевания и исчезают к моменту выздоровления. Н-антитела появляются к концу заболевания и сохраняются у переболевших в течение длительного времени.

Это помогает дифференцировать острую стадию заболевания и «прививочную» или анамнестическую реакции.

У больных брюшным тифом в сыворотке крови определяются О- и Н-антитела, а в сыворотке крови людей, перенесших брюшной тиф или вакцинированных против него, сохраняются только Н-антитела.

Для серологического исследования реконвалесцентов и выявления бактерионосителей широко используют реакцию пассивной Vi-гемагглютинации (РПГА), с помощью которой определяют Vi-антитела в сыворотке крови людей, появляющиеся только к концу заболевания, но постоянно обнаруживающиеся у носителей брюшного тифа.

Конкретные цели:

· Ознакомиться с биологическими свойствами и классификацией представителей семейства Salmonella.

· Описывать патогенез сальмонеллезов.

· Изучить методы микробиологической диагностики сальмонеллезов.

· Ознакомиться с методами серологической реакции брюшного тифа, паратифов А и В.

· Ознакомиться с методами профилактики и специфической терапии брюшного тифа, паратифов А и В.

· Трактовать результаты бактериологического и серологического исследования.

 

Уметь:

· Проводить дифференциацию сальмонелл – возбудителей сальмонеллезов.

· Забирать материал для исследования от больных сальмонеллезами.

· Выделять чистые культуры сальмонелл.

· Трактовать результаты бактериологического и серологического исследования.

Теоретические вопросы:

1. Сальмонеллы – возбудители пищевых токсикоинфекций.

2. Биологические свойства.

3. Антигенная структура, факторы патогенности.

4. Патогенез и иммуногенез заболеваний. Бактерионосительство.

5. Методы микробиологической диагностики сальмонеллезов.

6. Специфическая профилактика и лечение сальмонеллезов.

 

Практические задания, выполняемые на занятии:

1. Выделение чистой культуры S. typhi:

· Изучение посевов «фекалий» больного брюшным тифом на среде Ресселя.

· Проверка чистоты культур: приготовление мазков, окраска по Грамму, микроскопия и зарисовывание.

· Пересев чистой культуры на среду Гиса и МПБ для выявления индола и сероводорода.

· Постановка реакции агглютинации на стекле с диагностическими сыворотками для идентификации выделенной чистой культуры.

2. Микроскопия демонстрационных микропрепаратов чистых культур S. typhimurium, S. choleraesuis, S. enteritidis.

3. Зарисовывание демонстрационных микропрепаратов в протокол.

4. Оформление протокола.

 

Литература:

1. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.– Киев: Высшая школа, 1992.- 431с.

2. Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.

3. Медицинская микробиология /Под редакцией В.П. Покровского.– М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.– 768с.

4. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология /Учебник для медицинских ВУЗов, С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

5. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983.- 512с.

6. Конспект лекции.

 

Дополнительная литература:

1. Титов М.В. Инфекционные болезни.- К., 1995.– 321с.

2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.– М.: Медицина, 1990.- 559с.

3. БМЭ, Т. 1,2,7.

 

Краткие методические указания для работы на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения методов микробиологической диагностики сальмонеллезов и серологической диагностики брюшного тифа, паратифов А и В. Далее студенты знакомятся с правилами забора материала от больных сальмонеллезами для бактериологического и серологического исследования. Потом продолжают выделение чистой культуры S. typhi:

· Изучение посевов «фекалий» больного брюшным тифом на среде Ресселя.

· Проверка чистоты культур: приготовление мазков, окраска по Грамму, микроскопия и зарисовывание.

· Пересев чистой культуры на среду Гиса и МПБ для выявления индола и сероводорода.

· Постановка реакции агглютинации на стекле с диагностическими сыворотками для идентификации выделенной чистой культуры.

В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных микропрепаратов чистых культур S. typhimurium, S. choleraesuis, S. enteritidis и зарисовывают их в протокол.

В конце занятия проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: