Серологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А и В.
Для постановки диагноза применяется реакция агглютинации Видаля, основанная на обнаружении в сыворотке крови людей агглютининов, которые появляются в конце 1-й - начале 2-й недели заболевания. Особенности реакции заключаются в том, что реакция ставится одновременно с 4 разными диагностикумами (антигенами): ОН-диагностикум брюшного тифа, О-диагностикум брюшного тифа, ОН-диагностикум паратифа А и ОН-диагностикум паратифа В. Брюшнотифозные монодиагностикумы применяются для установления стадии болезни, т.к. содержание О- и Н-антител в разные ее периоды неодинаково. О-антитела накапливаются в разгвр заболевания и исчезают к моменту выздоровления. Н-антитела появляются к концу заболевания и сохраняются у переболевших в течение длительного времени.
Это помогает дифференцировать острую стадию заболевания и «прививочную» или анамнестическую реакции.
У больных брюшным тифом в сыворотке крови определяются О- и Н-антитела, а в сыворотке крови людей, перенесших брюшной тиф или вакцинированных против него, сохраняются только Н-антитела.
Для серологического исследования реконвалесцентов и выявления бактерионосителей широко используют реакцию пассивной Vi-гемагглютинации (РПГА), с помощью которой определяют Vi-антитела в сыворотке крови людей, появляющиеся только к концу заболевания, но постоянно обнаруживающиеся у носителей брюшного тифа.
Конкретные цели:
· Ознакомиться с биологическими свойствами и классификацией представителей семейства Salmonella.
· Описывать патогенез сальмонеллезов.
· Изучить методы микробиологической диагностики сальмонеллезов.
· Ознакомиться с методами серологической реакции брюшного тифа, паратифов А и В.
· Ознакомиться с методами профилактики и специфической терапии брюшного тифа, паратифов А и В.
· Трактовать результаты бактериологического и серологического исследования.
Уметь:
· Проводить дифференциацию сальмонелл – возбудителей сальмонеллезов.
· Забирать материал для исследования от больных сальмонеллезами.
· Выделять чистые культуры сальмонелл.
· Трактовать результаты бактериологического и серологического исследования.
Теоретические вопросы:
1. Сальмонеллы – возбудители пищевых токсикоинфекций.
2. Биологические свойства.
3. Антигенная структура, факторы патогенности.
4. Патогенез и иммуногенез заболеваний. Бактерионосительство.
5. Методы микробиологической диагностики сальмонеллезов.
6. Специфическая профилактика и лечение сальмонеллезов.
Практические задания, выполняемые на занятии:
1. Выделение чистой культуры S. typhi:
· Изучение посевов «фекалий» больного брюшным тифом на среде Ресселя.
· Проверка чистоты культур: приготовление мазков, окраска по Грамму, микроскопия и зарисовывание.
· Пересев чистой культуры на среду Гиса и МПБ для выявления индола и сероводорода.
· Постановка реакции агглютинации на стекле с диагностическими сыворотками для идентификации выделенной чистой культуры.
2. Микроскопия демонстрационных микропрепаратов чистых культур S. typhimurium, S. choleraesuis, S. enteritidis.
3. Зарисовывание демонстрационных микропрепаратов в протокол.
4. Оформление протокола.
Литература:
1. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.– Киев: Высшая школа, 1992.- 431с.
2. Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
3. Медицинская микробиология /Под редакцией В.П. Покровского.– М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.– 768с.
4. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология /Учебник для медицинских ВУЗов, С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.
5. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983.- 512с.
6. Конспект лекции.
Дополнительная литература:
1. Титов М.В. Инфекционные болезни.- К., 1995.– 321с.
2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.– М.: Медицина, 1990.- 559с.
3. БМЭ, Т. 1,2,7.
Краткие методические указания для работы на практическом занятии.
В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.
Самостоятельная работа состоит из изучения методов микробиологической диагностики сальмонеллезов и серологической диагностики брюшного тифа, паратифов А и В. Далее студенты знакомятся с правилами забора материала от больных сальмонеллезами для бактериологического и серологического исследования. Потом продолжают выделение чистой культуры S. typhi:
· Изучение посевов «фекалий» больного брюшным тифом на среде Ресселя.
· Проверка чистоты культур: приготовление мазков, окраска по Грамму, микроскопия и зарисовывание.
· Пересев чистой культуры на среду Гиса и МПБ для выявления индола и сероводорода.
· Постановка реакции агглютинации на стекле с диагностическими сыворотками для идентификации выделенной чистой культуры.
В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных микропрепаратов чистых культур S. typhimurium, S. choleraesuis, S. enteritidis и зарисовывают их в протокол.
В конце занятия проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.